edgeways.ru
Список форумов
Салон (архив)
Беседы о прекрасном - во всех его проявлениях. 
3. Антуан Карон. «Казнь Томаса Мора» и «Август и Сивилла»
Аватарка Пользователь: Ал.Незванов (IP-адрес скрыт)
Дата: 04, July, 2012 16:23

Вот ситуация: висит в музее Блуа картина второй половины 16 века. На нее падает глаз мистера Энтони Бланта, и этот знаток старых мастеров излагает следующие аргументы:

платформа и ступеньки на первом плане присутствуют также на картинах Карона «Резня по указу Триумвирата» и «Триумф Осени»; белая лошадь с маленькой головой и массивной задней частью типична для рисунков Карона, похожие изображения лошади есть, например, в сборнике гравюр «История королей Франции»; фигура девушки на переднем плане вызывает ассоциации с «Резней по указу Триумвирата».



Антуан Карон. Казнь Томаса Мора. Фрагмент с платформой и ступеньками на первом плане, лошадью и девушкой.



Антуан Карон. Резня по указу Триумирата. Фрагменты с платформой и ступеньками на первом плане, и девушкой.

Ну как, убедительные сопоставления?

Что касается лошади, тот тут вопросов не возникает, вот типичные Кароновские лошади с маленькими головами и здоровыми задницами:



Антуан Карон. Колесница Золотого Трона.

Правда, на гравюре “Фаэтон”, которую мы приводили в предыдущей части, лошади имеют другие пропорции, но не будем на это отвлекаться.

Итак, были приведены некие не лишенные остроумия аргументы. Наверняка, не менее остроумные аргументы приводились ранее в пользу авторства Рафаэлино да Реджио. Но Карон в 1939 году был модной темой, находили все новые его полотна, к тому же – и это очень важно! – Карон был француз, а Рафаэлино - итальянец. Авторство на полотно перешло к Карону. Эсперты возражать не стали.

Этот метод экспертного анализа настолько меня вдохновил, что я решил применить его к полотну «Август и Сивилла».

Исходной точкой для анализа послужило первое впечатление от этой картины: «Это же чистый Дали», сказал я себе. А собственно, почему?

Давайте посмотрим на элементы изображения. С самого начала мы установим для себя, что не будем искать стилистического подобия: Сальвадор Дали мог рисовать в самых разных стилях, по его картинам 1929 – 36 годов видно, что маньеризм явно вызывает у него симпатии (я выбрал хронологические рамки с того момента, когда Дали начал создавать свои известные сюрреалистические полотна, и до того момента – декабрь 1936 – когда Гюстав Лебел обнаружил «Августа и Сивиллу»).

Если бы Дали нарисовал картину в стиле маньеризма, что в ней могло остаться собственно от Дали?

Ну, во-первых, как мы уже ранее обсуждали, в те годы Дали любил располагать элементы своих сюрреалистических пейзажей на идеальной, неестественной плоскости – и этот же прием мы наблюдаем в «Августе и Сивилле». Кроме того, Дали, так же как и Карон, часто располагает несколько возвышенную платформу на первом плане (см., например, картину «Параноидальная женщина-лошадь», которую я приводил в части 0).

Уважаемый ЖЖ-юзер tito0107 обратил внимание на то, что у Карона неправильно нарисованы эллипсы (овалы). Однако, на уже упомянутой «Параноидальной женщине-лошади» Дали тоже неправильно нарисовал эллипс в основании колонны:



Антуан Карон, Август и Сивилла, фрагмент и Сальвадор Дали, Параноидальная женщина-лошадь, фрагмент

Неправильный эллипс у Дали (по контрасту с правильным эллипсом в верхней части постамента) создает ощущение, будто основа проседает, оплавляется под тяжестью исполинского сооружения. С другой стороны, и у Карона «расползающиеся» овалы создают эффект текучести пространства, что усиливает общее сюрреалистическое впечатление от картины.

Дали любил изображать на своих картинах «подвешенные» конструкции, как бы бросающие вызов силе земного тяготения, вот один из многочисленных примеров:



Сальвадор Дали. ВидЕние города Делфт

Присмотримся теперь к короне над колоннами причудливой формы:



Антуан Карон. Август и Сивилла, фрагмент

Корона парит над колоннами, не касаясь их!

Мы уже отмечали ранее еще одну странность картины: на ней присутствуют две породы людей: коротышки (или люди нормального роста) и великаны, которые даже не смогли бы пройти, не нагнувшись, через арку (в правой части картины, на втором плане). В 30-е годы Дали стал применять изобретенный им «параноидально-критический» метод, который предполагал перенос на холст образов, спонтанно возникающих в сознании (всплывающих туда из подсознания). «Великаны» могли быть одним из таких спонтанных образов, не имеющим никакого особого объяснения, на зато богатым всякими контекстами и аллюзиями.

Теперь вспомним, что Дали любил всякого рода иллюзии и обманки: это могли быть и странные перетекающие друг в друга образы женщины – лошади – льва с уже упоминавшейся нами картины, и лицо мужчины или женщины, вдруг проступающее сквозь пейзаж. Попробуем показать, что «Август и Сивилла» тоже содержит «обманку».

На картине Карона все персонажи одеты по-разному, и лишь у двоих одежда, по сути совпадает: это два персонажа слева и справа от арки, одетые в синие рубахи, кроме того, у каждого имеется рыжего цвета плащ:



Антуан Карон. Август и Сивилла, фрагмент

Ну, слева от арки – явный воин, а вот справа… Позвольте! Это похоже на рыжеволосую женщину в коротком расклешенном платье по моде конца 20-х годов ХХ века!

Я практически не сомневаюсь, что при ближайшем рассмотрении это все-таки окажется мужчина, но при общем взгляде на картину… К тому же, повторюсь, именно эти двое имеют очень похожую по цветовой гамме одежду (синий – рыжий) и тем самым объединяются в группу… То есть мы видим мастерски созданную иллюзию.

Идем дальше.

Еще одну параллель я вижу в статуе-фонтане у Карона и статуе у Дали на картине «метаморфоза Нарцисса». На обеих картинах статуи расположены справа на втором плане, на площадке, вымощенной в шахматную клетку. Правда, «Метаморфоза Нарцисса» - это уже 1937 год, и Дали мог видеть «Августа и Сивиллу», но, как мы отмечали ранее, шахматная клетка у Дали очевидно восходит к картине де Кирико 1912 года, да и статуи, в общем-то, также от де Кирико. Так или иначе, параллель налицо:



Антуан Карон, Август и Сивилла, фрагмент и Сальвадор Дали, Метаморфоза Нарцисса, фрагмент

Отметим еще один излюбленный прием Дали –так называемое «морфологическое эхо». Этим термином художник обозначал серии из двух или более объектов разной природы, имеющих похожую форму:



Сальвадор Дали, Морфологическое эхо, фрагмент

Колокол на заднем плане является «морфологическим эхом» девочки со скакалкой.

Есть морфологическое эхо и у Карона:



Антуан Карон. Август и Сивилла, фрагмент

Конец веревки, лежащий на верхней ступени, является «эхом» хвоста животного (дикой кошки? обезьяны?).

Наконец, с этим зверем есть одна совсем странная странность: он отбрасывает тень не в том направлении. В самом деле, у окружающих персонажей и объектов тени направлены вправо и вверх, а у зверя – строго вправо. Может быть, художник хотел таким образом привлечь к нему внимание?

Вглядимся в положение задних ног животного на ступеньках и сравним:



Второе изображение – фрагмент картины Дали 1929 года. Вот эта картина целиком:



Сальвадор Дали. Мрачная игра

Вооооот.

Ну, и что же этот анализ доказывает?

Эмммммм… как минимум, я теперь имею все основания пафосно воскликнуть, в духе Мишеля Леири: «великолепная картина «Август и Сивилла» Антуана Карона содержит в себе в зародыше творчество Сальвадора Дали!» Уточню при этом, что речь идет о картинах Дали, по преимуществу созданных до обнаружения «Августа и Сивиллы» (за исключением «Метаморфоз Нарцисса» – я на это указывал).

Но вообще-то, положа руку на сердце, признайте, что мой анализ – гораздо более детальный и всеобъемлющий, чем приведенный в начале этой заметки анализ Энтони Бланта! И ведь в том случае эксперты согласились. Ох, что-то мне подсказывает, что мой анализ подобного согласия не вызовет…

Поэтому дальше мы посмотрим две основные картины Карона – «Резню по указу Триумвирата» и «Август и Сивиллу» на предмет, не содержат ли они каких-нибудь элементов, которые ну очень вряд ли могли там появиться с учетом времени и обстоятельств жизни Карона? Нет ли там анахронизмов или чего-то подобного? Я покажу, что есть.

* * *

В данной заметке использованы сведения из публикации: Antoine Caron - IL MARTIRIO DI THOMAS MORE, Thomas More Gazette, ottobre 1995 (http://www.santommasomoro.com/attualita/Arte/antoine_caron.htm)


= = = = = Если смешать темное пиво со светлым, получится настоящее

Перейти: <>
Опции: ОтветитьЦитировать

Тема Написано Дата
Антуан Карон – сюрреалист 16 века(tu)(tu)(tu)(tu)(tu)(tu)(tu) Ал.Незванов 04.07.2012 16:18
0. Джорджо де Кирико и Сальвадор Дали Ал.Незванов 04.07.2012 16:19
1. Антуан Карон – сюрреалист 16 века Ал.Незванов 04.07.2012 16:20
2. Сказ о том, как нашлись картины Антуана Карона Ал.Незванов 04.07.2012 16:21
3. Антуан Карон. «Казнь Томаса Мора» и «Август и Сивилла» Ал.Незванов 04.07.2012 16:23
4. Антуан Карон. Резня по указу Триумвирата(tu)(tu)(tu) Ал.Незванов 04.07.2012 16:24
5. Обелиски на картинах Антуана Карона Ал.Незванов 04.07.2012 16:26
6. Об одной картине не-Карона Ал.Незванов 04.07.2012 16:27
7. Антуан Карон и Парис Бордоне(tu) Ал.Незванов 04.07.2012 16:27
8. Поль Дельво Ал.Незванов 04.07.2012 16:29
9. Проект «Живопись Антуана Карона»(tu) Ал.Незванов 04.07.2012 16:30
Отв: А вот эта его "Пленница" Marina 04.07.2012 21:38
Отв: 1. Антуан Карон – сюрреалист 16 века Marina 04.07.2012 21:57
Отв: Интересно, кто у кого Marina 13.07.2012 12:55
Отв: Интересно, кто у кого Ал.Незванов 13.07.2012 15:01
Отв: Интересно, кто у кого Marina 13.07.2012 15:28
Отв: Антуан Карон – сюрреалист 16 века АСХ 05.07.2012 15:13
Отв: нет, не всплывало Ал.Незванов 05.07.2012 15:33
Отв: нет, не всплывало(tu) АСХ 05.07.2012 16:02
Отв: нет, не всплывало(tu) ingvar 05.07.2012 18:19
Отв: нет, не всплывало Marina 05.07.2012 21:14
Отв: нет, не всплывало АСХ 06.07.2012 13:20
Отв: нет, не всплывало Marina 06.07.2012 14:31
Отв: не передергивайте Ал.Незванов 06.07.2012 15:03
Отв: Я не передергиваю, Marina 06.07.2012 16:09
Отв: Я не передергиваю, Ал.Незванов 06.07.2012 17:15
Отв: А картоны все-таки прелюбоптные, Marina 09.07.2012 10:34
Отв: А картоны все-таки прелюбоптные, Ал.Незванов 09.07.2012 13:43
Отв: А картоны все-таки прелюбоптные, Marina 09.07.2012 16:05
Отв: А картоны все-таки прелюбоптные, Ал.Незванов 09.07.2012 17:45
Отв: А картоны все-таки прелюбоптные,(tu) Marina 10.07.2012 00:15
Отв: Пейзажи Рима Ал.Незванов 10.07.2012 01:47
Отв: Пейзажи Рима Marina 10.07.2012 08:36
Отв: Пейзажи Рима Ал.Незванов 10.07.2012 13:15
Отв: Пейзажи Рима Marina 10.07.2012 22:22
Отв: Пейзажи Рима Ал.Незванов 11.07.2012 00:12
Отв: Пейзажи Рима Marina 11.07.2012 10:58
Абстрактное понимание. Изюм 11.07.2012 11:56
Отв: Абстрактное понимание. Marina 11.07.2012 14:50
Чечулинщина. Изюм 11.07.2012 15:29
Отв: "Ну, а где же итальянские художники, ауууу!"(tu) Marina 11.07.2012 22:00
Отв: Агостино Тасси Ал.Незванов 11.07.2012 23:43
Отв: Агостино Тасси Marina 12.07.2012 09:24
Отв: Собор святого Петра Ал.Незванов 12.07.2012 00:02
Отв: Собор святого Петра Marina 12.07.2012 23:05
Отв: Собор святого Петра Ал.Незванов 13.07.2012 00:19
Отв: Собор святого Петра Marina 13.07.2012 10:16
Отв: Собор святого Петра Ал.Незванов 13.07.2012 15:22
Отв: Собор святого Петра Marina 13.07.2012 15:33
Отв: Загадочные башенки - Marina 14.07.2012 23:59
Отв: А вот та самя башенка в процессе строительства(tu)(tu) Marina 15.07.2012 00:41
Отв: по поводу гравюры со строящейся башенкой Ал.Незванов 16.07.2012 15:52
Отв: по поводу гравюры со строящейся башенкой Marina 16.07.2012 16:43
Отв: по поводу гравюры со строящейся башенкой Х-ов 16.07.2012 16:48
Отв: Пейзажи Рима Ал.Незванов 11.07.2012 23:27
Отв: Пейзажи Рима Marina 12.07.2012 10:21
Отв: Пейзажи Рима Ал.Незванов 12.07.2012 13:54
Отв: Пейзажи Рима Marina 12.07.2012 17:02
Отв: Зверушки - прицеплю сюда Marina 12.07.2012 17:32
Отв: Виллар Ал.Незванов 12.07.2012 19:13
Отв: Пейзажи Рима Andrew VK 12.07.2012 18:28
Отв: Пейзажи Рима Marina 12.07.2012 21:03
Отв: Пейзажи Рима Andrew VK 13.07.2012 01:17
Отв: Пейзажи Рима Marina 13.07.2012 12:48
Отв: Обелиски с иерогрифами Ал.Незванов 12.07.2012 19:08
Отв: Обелиски с иерогрифами Marina 12.07.2012 21:02
Отв: Обелиски с иерогрифами Ал.Незванов 13.07.2012 00:05
Отв: Обелиски с иерогрифами Marina 13.07.2012 00:03
Отв: Обелиски с иерогрифами(tu) Ал.Незванов 13.07.2012 00:30
Отв: Обелиски с иерогрифами Marina 13.07.2012 11:03
Отв: В общем, хоть Вы и не велите(tu) Marina 13.07.2012 13:59
Отв: Обелиски на картонах Карона - Marina 13.07.2012 15:18
Отв: Обелиски на картонах Карона - Ал.Незванов 13.07.2012 15:53
Отв: толстозадые лошади Ал.Незванов 13.07.2012 15:50
Тостозадость + мельтишение - рефлексы Х-ов 13.07.2012 15:55
Отв: художник в состоянии нарисовать все, что угодно Ал.Незванов 13.07.2012 16:14
Отв: художник в состоянии нарисовать все, что угодно(tu) Х-ов 13.07.2012 16:31
Отв: художник в состоянии нарисовать все, что угодно Ал.Незванов 13.07.2012 16:37
Отв: художник в состоянии нарисовать все, что угодно Pirx 14.07.2012 01:02
Отв: художник в состоянии нарисовать все, что угодно Pirx 13.07.2012 21:59
Отв: художник в состоянии нарисовать все, что угодно Ал.Незванов 16.07.2012 14:39
Я имел в виду Pirx 17.07.2012 14:19
Отв: криминалистика Х-ов 17.07.2012 15:06
Отв: Обелиски с иерогрифами Ал.Незванов 13.07.2012 15:42
Отв: Обелиски с иерогрифами Marina 13.07.2012 16:09
Отв: Обелиски с иерогрифами Ал.Незванов 13.07.2012 16:33
Отв: Обелиски с иерогрифами Marina 13.07.2012 22:43
Отв: Еще пара реконструкций обелисков(tu) Marina 14.07.2012 00:17
Отв: Карта Пирро Лигорио(tu) Ал.Незванов 16.07.2012 15:14
Отв: Карта Пирро Лигорио Marina 16.07.2012 17:23
Отв: Попробуем закольцевать:(tu) Marina 16.07.2012 23:04
Отв: введение в оборот(tu) Ал.Незванов 16.07.2012 15:26
Отв: введение в оборот Marina 17.07.2012 15:25
Отв: Обелиски с иерогрифами Ал.Незванов 16.07.2012 15:31
Отв: нет, не всплывало(tu)(tu) АСХ 06.07.2012 16:09
Отв: Вы, ув. АСХ, мастер составлять такие посты,(tu) Marina 06.07.2012 16:21
Отв: Вы, ув. АСХ, мастер составлять такие посты, АСХ 06.07.2012 18:50
Отв: не соглашусь по поводу Карона Ал.Незванов 06.07.2012 19:25
Отв: не соглашусь по поводу Карона(tu) АСХ 06.07.2012 19:40
Согласен, АСХ 06.07.2012 13:05
Отв: Согласен, ingvar 06.07.2012 15:18
Отв: Согласен, АСХ 06.07.2012 19:22
здОрово иногда 05.07.2012 17:26
Мне тоже оч. понравилось Pirx 08.07.2012 15:31
Отв: Антуан Карон – сюрреалист 16 века Marina 13.07.2012 15:49
Отв: Триумф смерти Ал.Незванов 13.07.2012 15:57
Отв: Триумф смерти Х-ов 13.07.2012 16:06
Отв: Что касается Marina 13.07.2012 16:12


Эта тема закрыта.
В онлайне

Гости: 160

This forum powered by Phorum.

Large Visitor Globe