edgeways.ru
Список форумов
Салон (архив)
Беседы о прекрасном - во всех его проявлениях. 
4. Антуан Карон. Резня по указу Триумвирата
Аватарка Пользователь: Ал.Незванов (IP-адрес скрыт)
Дата: 04, July, 2012 16:24

Для начала посмотрим еще раз на картину:



Я вижу как минимум два совершенно базовых, принципиальных различия между этой и остальными картинами Антуана Карона:

Во-первых, для всех других картин мы остаемся, в общем-то, праздными наблюдателями, с отстраненным любопытством разглядывающими изображение. Оно может быть необычным, какие-то странные детали могут притягивать наше внимание, но в целом эмоциональная вовлеченность зрителя крайне невысока. Напротив, мрачная мощь этой картины ощущается даже при взгляде на интернет-репродукцию. Искусствоведы не раз обращали внимание на отдельные композиционные моменты: например, художник расположил триумвиров в глубине полотна, чтобы максимально приблизить к зрителю картины кровавой бойни, смерти и истребления. Все персонажи картины работают на воплощение основной идеи (смерти), в том числе две группы воинов, стоящие на втором плане в горделиво-расслабленных позах: они чувствуют себя полными хозяевами положения. Смерть царит повсюду – на земле, под колоннадами зданий, на балконах, на крышах… Каждая деталь работает на замысел художника.

Взгляните для сравнения на любую другую картину Карона, хотя бы на «Августа и Сивиллу»: пространство картины заполнено толпами статистов, на переднем плане зачем-то изображен негр с обезьяной (с дикой кошкой?). Нет, возможно, все эти персонажи имеют какой-то смысл, просто он остается скрытым от современного зрителя – в отличие от предельно ясного посыла «Резни по указу Триувмирата».

Второе принципиальное отличие – это архитектура. На всех других полотнах Карона архитектура причудлива, фантазийна, эклектична… Картину же «Резня по указу Триумвирата» можно использовать в качестве справочника по Римским достопримечательностям – здесь практически каждый архитектурный элемент, будь то здание, статуя, триумфальная арка, мост, можно соотнести с реально существующим или существовавшим ранее объектом.

Вот разглядыванием архитектуры мы и займемся.

Энциклопедии и справочники сообщают, что Антуан Карон провел всю свою жизнь в северной части Франции (Бовэ, Фонтенбло, бывал в Париже), и нет никаких данных о том, что он мог посетить Италию. Откуда ж взялось такое знание римской архитектуры? Оказывается, Карон мог видеть сборники гравюр Лафрери и других авторов с изображением достопримечательностей Рима, которые издавались в середине XVI века и пользовались изрядной популярностью в Европе (говорят нам).

Антуан Лафрери, уроженец Бургундии, в 1540-х годах перебрался в Рим на постоянное жительство (при этом он стал зваться, соответственно, Антонио) и уже там наладил свой весьма успешный издательский бизнес. «Первооткрыватель» живописи Карона Гюстав Лебел заметил в конце 30-х годов прошлого века, что в подавляющем большинстве случаев архитектурные объекты на картине «Резня по указу Триумвирата» скопированы с гравюр из изданий Лафрери.

Тут, как говорится, лучше один раз увидеть. Ниже мы разместим фрагменты картины и соответствующие гравюры; значительная часть этих архитектурных памятников существует по нынешний день.



Замок Святого Ангела





Пантеон, Ватиканский Обелиск, Пирамида Цестия, Септизониум



Арка Тита





Капитолий, храм Кастора и Поллукса, статуя Марка Аврелия





Арка Септимия Севера, Диоскуры



Колонна Траяна



Аполлон Бельведерский; Император Коммод (в образе Геркулеса)

Как мы видим, масса зданий и статуй действительно срисована с гравюр Лафрери. Поинтересуемся в каталоге Британской библиотеки, издания каких лет имеются в их фондах. Возможно, там присутствует не все, но репрезентативную картинку мы точно получим. Итак, я просто выписываю подряд годы изданий Лафрери: 1549, 1551, 1560, 1561, 1564, 1565, 1565, 1567, 1572, 1572, 1575, 1921. Опа! Оказывается, гравюры Лафрери были изданы, после более чем 300-летнего перерыва, за несколько лет до обнаружения «Резни по указу Триумвирата»! Как это удобно для… Ладно, постараемся избегать инсинуаций.

Разумеется, перед публикацией 1921 года наверняка была проделана серьезная работа в архивах, гравюры Лафрери систематизировались и отбирались для публикации, и, возможно, их находили в архивах самые разные исследователи в течение десятилетий. Осуществленная в результате публикация этих гравюр под одной обложкой оказалась очень удобным подспорьем для… для тех, кто интересуется итальянской гравюрой XVI века.

Вообще, для истории рисунка и гравюры огромное значение имеет XIX век: именно с начала этого века стали всплывать из небытия рисунки 200-300-летней, а то и более седой древности – тысячами, тысячами, тысячами…

Однако, вернемся к сравнению фрагментов картины и гравюр. Вот завершающая пара:



Колизей

Сейчас я хочу озвучить один тезис. На мой взгляд, он абсолютно очевиден, но я считаю, что и очевидные вещи надо иногда произносить вслух:

На каждый кусочек полотна картины художник затрачивает время и усилия. А это значит, что, прежде чем начать наносить линии и цвета, художник обдумывает, что именно изобразит на данном конкретном фрагментике холста (не подумаешь о том, что собираешься нарисовать – не нарисуешь). А это, в свою очередь, означает, что в картине нет ничего случайного (не обдуманного заранее).

Изображение Колизея на картине зеркально по отношению к гравюре Лафрери, однако я видел, что в некоторых изданиях Лафрери именно эта гравюра приведена в зеркальном виде, так что сам по себе факт зеркального отражения, скорее всего, ничего не значит. Однако художник при копировании гравюры внес одно очень интересное изменение. Посмотрите на верхний ярус Колизея. Секции этого яруса чередуются: секция глухая – секция с проемом. У Лафрери секция, ближайшая к разрушенной части, - с проемом, а на картине ближайшая секция – глухая.

Почему художник внес это изменение? Я скажу, почему: именно так выглядит верхний ярус Колизея в реальности:



Фрагмент гравюры Джузеппе Васи (XVIII век), современная фотография (реставрация начала XIX века отличается кирпичным цветом)

То есть, с одной стороны, художник рисует галереи Колизея в разрезе, дотошно копируя Лафрери, изображает людей не в том масштабе, как бы демонстрируя, что никогда не был в Риме и не знает реальных размеров сооружения, и с другой стороны - показывает обвалившуюся стену Колизея именно так, как она выглядит в реальности!

Мне очень импонирует теория (сугубо эстетически), что правильная фальсификация должна содержать так называемую метку фальсификатора, то есть деталь, подсказывающую внимательному и осведомленному зрителю, что перед ним именно фальсификат, а не оригинальное произведение.

При таком подходе проем в секции верхнего яруса – это канонический, хрестоматийно рафинированный пример метки фальсификатора. Отметим вот еще какой момент: написав выше, что «каждая деталь работает на замысел художника», я допустил намеренную двусмысленность. Если речь идет о замысле зримо и ярко показать смерть и массовое убийство, то один персонаж диссонирует со всеми остальными – я о нем упоминал в части 1: это воин, вальяжно рассевшийся на верхушке стены Колизея. Это выглядит как-то несерьезно, я вижу в этом оттенок глумления (над зрителем). Тем не менее, роль этого персонажа вполне отвечает замыслу художника, только в несколько иной плоскости: фигура, сидящая наверху глухой секции верхнего яруса, играет роль указателя на метку фальсификатора: смотри тут!

В «Августе и Сивилле» на роль метки фальсификатора больше всего подходит хвост и задние лапы обезьяны (кошки?), указатель на метку – неправильно нарисованная тень; мы обсудили этот фрагмент в конце предыдущей части.

Однако, вдобавок, «Август и Сивилла» содержит ошибку, скорее всего, невольную: там есть анахронизм.

* * *

В данной заметке использованы сведения из публикации: A propósito dos “Massacres” de Antoine Caron (http://doportoenaoso.blogspot.com/2011/10/proposito-dos-massacres-de-antoine.html)


= = = = = Если смешать темное пиво со светлым, получится настоящее

(tu): Pirx, Медведев, Marina

Перейти: <>
Опции: ОтветитьЦитировать

Тема Написано Дата
Антуан Карон – сюрреалист 16 века(tu)(tu)(tu)(tu)(tu)(tu)(tu) Ал.Незванов 04.07.2012 16:18
0. Джорджо де Кирико и Сальвадор Дали Ал.Незванов 04.07.2012 16:19
1. Антуан Карон – сюрреалист 16 века Ал.Незванов 04.07.2012 16:20
2. Сказ о том, как нашлись картины Антуана Карона Ал.Незванов 04.07.2012 16:21
3. Антуан Карон. «Казнь Томаса Мора» и «Август и Сивилла» Ал.Незванов 04.07.2012 16:23
4. Антуан Карон. Резня по указу Триумвирата(tu)(tu)(tu) Ал.Незванов 04.07.2012 16:24
5. Обелиски на картинах Антуана Карона Ал.Незванов 04.07.2012 16:26
6. Об одной картине не-Карона Ал.Незванов 04.07.2012 16:27
7. Антуан Карон и Парис Бордоне(tu) Ал.Незванов 04.07.2012 16:27
8. Поль Дельво Ал.Незванов 04.07.2012 16:29
9. Проект «Живопись Антуана Карона»(tu) Ал.Незванов 04.07.2012 16:30
Отв: А вот эта его "Пленница" Marina 04.07.2012 21:38
Отв: 1. Антуан Карон – сюрреалист 16 века Marina 04.07.2012 21:57
Отв: Интересно, кто у кого Marina 13.07.2012 12:55
Отв: Интересно, кто у кого Ал.Незванов 13.07.2012 15:01
Отв: Интересно, кто у кого Marina 13.07.2012 15:28
Отв: Антуан Карон – сюрреалист 16 века АСХ 05.07.2012 15:13
Отв: нет, не всплывало Ал.Незванов 05.07.2012 15:33
Отв: нет, не всплывало(tu) АСХ 05.07.2012 16:02
Отв: нет, не всплывало(tu) ingvar 05.07.2012 18:19
Отв: нет, не всплывало Marina 05.07.2012 21:14
Отв: нет, не всплывало АСХ 06.07.2012 13:20
Отв: нет, не всплывало Marina 06.07.2012 14:31
Отв: не передергивайте Ал.Незванов 06.07.2012 15:03
Отв: Я не передергиваю, Marina 06.07.2012 16:09
Отв: Я не передергиваю, Ал.Незванов 06.07.2012 17:15
Отв: А картоны все-таки прелюбоптные, Marina 09.07.2012 10:34
Отв: А картоны все-таки прелюбоптные, Ал.Незванов 09.07.2012 13:43
Отв: А картоны все-таки прелюбоптные, Marina 09.07.2012 16:05
Отв: А картоны все-таки прелюбоптные, Ал.Незванов 09.07.2012 17:45
Отв: А картоны все-таки прелюбоптные,(tu) Marina 10.07.2012 00:15
Отв: Пейзажи Рима Ал.Незванов 10.07.2012 01:47
Отв: Пейзажи Рима Marina 10.07.2012 08:36
Отв: Пейзажи Рима Ал.Незванов 10.07.2012 13:15
Отв: Пейзажи Рима Marina 10.07.2012 22:22
Отв: Пейзажи Рима Ал.Незванов 11.07.2012 00:12
Отв: Пейзажи Рима Marina 11.07.2012 10:58
Абстрактное понимание. Изюм 11.07.2012 11:56
Отв: Абстрактное понимание. Marina 11.07.2012 14:50
Чечулинщина. Изюм 11.07.2012 15:29
Отв: "Ну, а где же итальянские художники, ауууу!"(tu) Marina 11.07.2012 22:00
Отв: Агостино Тасси Ал.Незванов 11.07.2012 23:43
Отв: Агостино Тасси Marina 12.07.2012 09:24
Отв: Собор святого Петра Ал.Незванов 12.07.2012 00:02
Отв: Собор святого Петра Marina 12.07.2012 23:05
Отв: Собор святого Петра Ал.Незванов 13.07.2012 00:19
Отв: Собор святого Петра Marina 13.07.2012 10:16
Отв: Собор святого Петра Ал.Незванов 13.07.2012 15:22
Отв: Собор святого Петра Marina 13.07.2012 15:33
Отв: Загадочные башенки - Marina 14.07.2012 23:59
Отв: А вот та самя башенка в процессе строительства(tu)(tu) Marina 15.07.2012 00:41
Отв: по поводу гравюры со строящейся башенкой Ал.Незванов 16.07.2012 15:52
Отв: по поводу гравюры со строящейся башенкой Marina 16.07.2012 16:43
Отв: по поводу гравюры со строящейся башенкой Х-ов 16.07.2012 16:48
Отв: Пейзажи Рима Ал.Незванов 11.07.2012 23:27
Отв: Пейзажи Рима Marina 12.07.2012 10:21
Отв: Пейзажи Рима Ал.Незванов 12.07.2012 13:54
Отв: Пейзажи Рима Marina 12.07.2012 17:02
Отв: Зверушки - прицеплю сюда Marina 12.07.2012 17:32
Отв: Виллар Ал.Незванов 12.07.2012 19:13
Отв: Пейзажи Рима Andrew VK 12.07.2012 18:28
Отв: Пейзажи Рима Marina 12.07.2012 21:03
Отв: Пейзажи Рима Andrew VK 13.07.2012 01:17
Отв: Пейзажи Рима Marina 13.07.2012 12:48
Отв: Обелиски с иерогрифами Ал.Незванов 12.07.2012 19:08
Отв: Обелиски с иерогрифами Marina 12.07.2012 21:02
Отв: Обелиски с иерогрифами Ал.Незванов 13.07.2012 00:05
Отв: Обелиски с иерогрифами Marina 13.07.2012 00:03
Отв: Обелиски с иерогрифами(tu) Ал.Незванов 13.07.2012 00:30
Отв: Обелиски с иерогрифами Marina 13.07.2012 11:03
Отв: В общем, хоть Вы и не велите(tu) Marina 13.07.2012 13:59
Отв: Обелиски на картонах Карона - Marina 13.07.2012 15:18
Отв: Обелиски на картонах Карона - Ал.Незванов 13.07.2012 15:53
Отв: толстозадые лошади Ал.Незванов 13.07.2012 15:50
Тостозадость + мельтишение - рефлексы Х-ов 13.07.2012 15:55
Отв: художник в состоянии нарисовать все, что угодно Ал.Незванов 13.07.2012 16:14
Отв: художник в состоянии нарисовать все, что угодно(tu) Х-ов 13.07.2012 16:31
Отв: художник в состоянии нарисовать все, что угодно Ал.Незванов 13.07.2012 16:37
Отв: художник в состоянии нарисовать все, что угодно Pirx 14.07.2012 01:02
Отв: художник в состоянии нарисовать все, что угодно Pirx 13.07.2012 21:59
Отв: художник в состоянии нарисовать все, что угодно Ал.Незванов 16.07.2012 14:39
Я имел в виду Pirx 17.07.2012 14:19
Отв: криминалистика Х-ов 17.07.2012 15:06
Отв: Обелиски с иерогрифами Ал.Незванов 13.07.2012 15:42
Отв: Обелиски с иерогрифами Marina 13.07.2012 16:09
Отв: Обелиски с иерогрифами Ал.Незванов 13.07.2012 16:33
Отв: Обелиски с иерогрифами Marina 13.07.2012 22:43
Отв: Еще пара реконструкций обелисков(tu) Marina 14.07.2012 00:17
Отв: Карта Пирро Лигорио(tu) Ал.Незванов 16.07.2012 15:14
Отв: Карта Пирро Лигорио Marina 16.07.2012 17:23
Отв: Попробуем закольцевать:(tu) Marina 16.07.2012 23:04
Отв: введение в оборот(tu) Ал.Незванов 16.07.2012 15:26
Отв: введение в оборот Marina 17.07.2012 15:25
Отв: Обелиски с иерогрифами Ал.Незванов 16.07.2012 15:31
Отв: нет, не всплывало(tu)(tu) АСХ 06.07.2012 16:09
Отв: Вы, ув. АСХ, мастер составлять такие посты,(tu) Marina 06.07.2012 16:21
Отв: Вы, ув. АСХ, мастер составлять такие посты, АСХ 06.07.2012 18:50
Отв: не соглашусь по поводу Карона Ал.Незванов 06.07.2012 19:25
Отв: не соглашусь по поводу Карона(tu) АСХ 06.07.2012 19:40
Согласен, АСХ 06.07.2012 13:05
Отв: Согласен, ingvar 06.07.2012 15:18
Отв: Согласен, АСХ 06.07.2012 19:22
здОрово иногда 05.07.2012 17:26
Мне тоже оч. понравилось Pirx 08.07.2012 15:31
Отв: Антуан Карон – сюрреалист 16 века Marina 13.07.2012 15:49
Отв: Триумф смерти Ал.Незванов 13.07.2012 15:57
Отв: Триумф смерти Х-ов 13.07.2012 16:06
Отв: Что касается Marina 13.07.2012 16:12


Эта тема закрыта.
В онлайне

Гости: 97

This forum powered by Phorum.

Large Visitor Globe