edgeways.ru
Список форумов
Салон (архив)
Беседы о прекрасном - во всех его проявлениях. 
0. Джорджо де Кирико и Сальвадор Дали
Аватарка Пользователь: Ал.Незванов (IP-адрес скрыт)
Дата: 04, July, 2012 16:19

Захотелось собрать в одном месте некоторые “метафизические” пейзажи Джорджо де Кирико, написанные в 10-х и 20-х годах прошлого века, и сюрреалистические пейзажи Сальвадора Дали, созданные на пятнадцать-двадцать лет позже. Интересно проследить, как идеи де Кирико отразились в творчестве Дали. Тем более, что Дали в России знают все, а де Кирико – относительно немногие.

Итальянский художник Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico, 1888 – 1978) прославился своими работами в стиле так называемой «метафизической живописи». Основным методом метафизизма стал контраст между реалистически точно изображенным предметом и странной атмосферой, в которую он помещен, что создавало ирреальный эффект. Родоначальником этого направления был сам де Кирико, позднее образовалась небольшая группа художников-единомышленников. В начале 20-х годов ХХ века метафизическое движение, по сути, сошло со сцены.

Сразу оговорюсь, что мои комментарии – это вовсе не претензия на искусствоведческий анализ, а лишь попытка изложить свои впечатления, не более того.

Вот одна из первых известных работ де Кирико:



Джорджо де Кирико. Загадка прибытия и после полудня, 1912

Пейзаж подчеркнуто геометричен, небо аккуратно закрашено ровными горизонтальными мазками, утрированно прямые линии теней и шахматная клетка гротескно подчеркивают следование законам перспективы – все это придает пейзажу завораживающую безжизненность и отдаляет, отгораживает его от живой реальности. Фигуры двух погруженных в себя людей создают эффект сновидения.



Джорджо де Кирико. Меланхолия прекрасного дня, 1913

Утрированная перспектива, закрашенное ровными штрихами небо. Здесь мы видим два элемента, присутствующих на множестве пейзажей де Кирико: колоннаду и статую. Отметим еще, что элементы пейзажа (здание, человек, статуя) размещены на практически идеальной геометрической плоскости. Из-за этого создается впечатление, будто пейзаж распадается на отдельные артефакты – возникает ассоциация не с реальностью, а с экспозицией скульптур в выставочном зале.



Джорджо де Кирико. Piazza d’Italia, 1914, и Piazza d’Italia (Осенняя меланхолия), 1914

И снова – утрированная перспектива, ровное небо, колоннады, статуи, идеальная плоскость ландшафта. Отметим еще два повторяющихся в картинах де Кирико элемента – ротонду и развевающиеся флажки (и то, и другое присутствует, например, на картине 1912 года, приведенной выше).

Чтобы еще больше подчеркнуть плоскую поверхность, де Кирико часто размещает объекты на чем-то вроде дощатого помоста, либо просто расчерчивает саму плоскость:



Джорджо де Кирико. Беспокойные музы, 1916, и Великий метафизик, 1917

* * *

Сальвадор Дали впервые появился в Париже в 1926 году и, видимо, примерно в то же время увидел работы де Кирико. Вскоре Дали меняет свой художественный стиль: он прекращает упражнения в духе кубизма и начинает рисовать пейзажи, композиционно напоминающие картины де Кирико:



Сальвадор Дали. Фантасмагория, 1929

Бесконечная разлинованная плоскость, на которой размещены колонны, статуи и странные объекты – все это мы видели у де Кирико.



Сальвадор Дали. Фонтан, 1930



Сальвадор Дали. Параноидальная женщина-лошадь, 1930

На последней картине, кстати, мы видим прямые отсылки к де Кирико: красную башню на дальнем плане слева вверху и основание гигантской красной колонны. Вот как это выглядит у де Кирико:



Джорджо де Кирико. Красная башня, 1913, и Завоевание философа, 1914

Объединив столь любимый де Кирико образ красной башни/трубы и хулиганскую пушку с двумя ядрами из картины «Завоевание философа», Дали рисует вот такую композицию:



Сальвадор Дали. Красная антропоморфная башня, 1930

Не забыт и типичный для де Кирико флажок на верхушке… гм-гм… строения. В общем, Дали любил пошутить – это общеизвестно.

Приведем еще один пример переклички тем у де Кирико и Дали (тема – археология, образ – гибрид человеческих фигур и строений):



Де Кирико, Археологи, 1927, и Дали, Археологический отголосок «Анжелюса» Милле, 1935

Еще пример переклички художественных образов де Кирико и Дали:



Джорджо де Кирико. Вознаграждение предсказателя, 1913, и Загадка и меланхолия улицы, 1913



Сальвадор Дали. Морфологическое эхо, ок.1936

Арка в правой части картины вызывает ассоциации с аркой из «Вознаграждения предсказателя», а девочка с обручем превратилась в девочку со скакалкой – образ, присутствующий у Дали на нескольких полотнах (вослед де Кирико, Дали приобрел привычку повторять полюбившийся ему образ на разных картинах). В «Морфологическом эхе» Дали использовал один из своих излюбленных приемов: один и тот же объект представлен в разных ипостасях (силуэт колокола в проеме арки почти точно повторяет силуэт девочки со скакалкой). Этот же прием мы видим на одной из самых знаменитых картин Дали:



Сальвадор Дали. Метаморфоза нарцисса, 1937

Обратим внимание на площадку с шахматной клеткой в правой части картины – возникает прямая ассоциация с картиной де Кирико 1912 года, приведенной в самом начале этой статьи.

А вот просто пейзаж в духе де Кирико, который Дали начал рисовать в 1935 году – но не закончил:



* * *
Начиная с 1920 года, Джорджо де Кирико постепенно отходит от «метафизического» пейзажа в чистом виде, композиции его картин усложняются, стиль становится более классическим:



Джорджо де Кирико. Романская площадь (Меркурий и метафизики), 1920



Джорджо де Кирико. Отплытие аргонавтов, 1921



Джорджо де Кирико. Странные путешественники (романский пейзаж), 1922



Джорджо де Кирико. Берег Фессалии, 1926

На картинах «Романская площадь», «Романский пейзаж» и «Берег Фессалии» мы видим новые (по сравнению с картинами 10-х годов) повторяющиеся элементы: статуи и люди на крышах.

Начиная с конца 20-х годов, де Кирико рисует в основном пейзажи в стиле необарокко. Впрочем, он до глубокой старости любил время от времени создавать копии работ своего раннего периода.


= = = = = Если смешать темное пиво со светлым, получится настоящее

Перейти: <>
Опции: ОтветитьЦитировать

Тема Написано Дата
Антуан Карон – сюрреалист 16 века(tu)(tu)(tu)(tu)(tu)(tu)(tu) Ал.Незванов 04.07.2012 16:18
0. Джорджо де Кирико и Сальвадор Дали Ал.Незванов 04.07.2012 16:19
1. Антуан Карон – сюрреалист 16 века Ал.Незванов 04.07.2012 16:20
2. Сказ о том, как нашлись картины Антуана Карона Ал.Незванов 04.07.2012 16:21
3. Антуан Карон. «Казнь Томаса Мора» и «Август и Сивилла» Ал.Незванов 04.07.2012 16:23
4. Антуан Карон. Резня по указу Триумвирата(tu)(tu)(tu) Ал.Незванов 04.07.2012 16:24
5. Обелиски на картинах Антуана Карона Ал.Незванов 04.07.2012 16:26
6. Об одной картине не-Карона Ал.Незванов 04.07.2012 16:27
7. Антуан Карон и Парис Бордоне(tu) Ал.Незванов 04.07.2012 16:27
8. Поль Дельво Ал.Незванов 04.07.2012 16:29
9. Проект «Живопись Антуана Карона»(tu) Ал.Незванов 04.07.2012 16:30
Отв: А вот эта его "Пленница" Marina 04.07.2012 21:38
Отв: 1. Антуан Карон – сюрреалист 16 века Marina 04.07.2012 21:57
Отв: Интересно, кто у кого Marina 13.07.2012 12:55
Отв: Интересно, кто у кого Ал.Незванов 13.07.2012 15:01
Отв: Интересно, кто у кого Marina 13.07.2012 15:28
Отв: Антуан Карон – сюрреалист 16 века АСХ 05.07.2012 15:13
Отв: нет, не всплывало Ал.Незванов 05.07.2012 15:33
Отв: нет, не всплывало(tu) АСХ 05.07.2012 16:02
Отв: нет, не всплывало(tu) ingvar 05.07.2012 18:19
Отв: нет, не всплывало Marina 05.07.2012 21:14
Отв: нет, не всплывало АСХ 06.07.2012 13:20
Отв: нет, не всплывало Marina 06.07.2012 14:31
Отв: не передергивайте Ал.Незванов 06.07.2012 15:03
Отв: Я не передергиваю, Marina 06.07.2012 16:09
Отв: Я не передергиваю, Ал.Незванов 06.07.2012 17:15
Отв: А картоны все-таки прелюбоптные, Marina 09.07.2012 10:34
Отв: А картоны все-таки прелюбоптные, Ал.Незванов 09.07.2012 13:43
Отв: А картоны все-таки прелюбоптные, Marina 09.07.2012 16:05
Отв: А картоны все-таки прелюбоптные, Ал.Незванов 09.07.2012 17:45
Отв: А картоны все-таки прелюбоптные,(tu) Marina 10.07.2012 00:15
Отв: Пейзажи Рима Ал.Незванов 10.07.2012 01:47
Отв: Пейзажи Рима Marina 10.07.2012 08:36
Отв: Пейзажи Рима Ал.Незванов 10.07.2012 13:15
Отв: Пейзажи Рима Marina 10.07.2012 22:22
Отв: Пейзажи Рима Ал.Незванов 11.07.2012 00:12
Отв: Пейзажи Рима Marina 11.07.2012 10:58
Абстрактное понимание. Изюм 11.07.2012 11:56
Отв: Абстрактное понимание. Marina 11.07.2012 14:50
Чечулинщина. Изюм 11.07.2012 15:29
Отв: "Ну, а где же итальянские художники, ауууу!"(tu) Marina 11.07.2012 22:00
Отв: Агостино Тасси Ал.Незванов 11.07.2012 23:43
Отв: Агостино Тасси Marina 12.07.2012 09:24
Отв: Собор святого Петра Ал.Незванов 12.07.2012 00:02
Отв: Собор святого Петра Marina 12.07.2012 23:05
Отв: Собор святого Петра Ал.Незванов 13.07.2012 00:19
Отв: Собор святого Петра Marina 13.07.2012 10:16
Отв: Собор святого Петра Ал.Незванов 13.07.2012 15:22
Отв: Собор святого Петра Marina 13.07.2012 15:33
Отв: Загадочные башенки - Marina 14.07.2012 23:59
Отв: А вот та самя башенка в процессе строительства(tu)(tu) Marina 15.07.2012 00:41
Отв: по поводу гравюры со строящейся башенкой Ал.Незванов 16.07.2012 15:52
Отв: по поводу гравюры со строящейся башенкой Marina 16.07.2012 16:43
Отв: по поводу гравюры со строящейся башенкой Х-ов 16.07.2012 16:48
Отв: Пейзажи Рима Ал.Незванов 11.07.2012 23:27
Отв: Пейзажи Рима Marina 12.07.2012 10:21
Отв: Пейзажи Рима Ал.Незванов 12.07.2012 13:54
Отв: Пейзажи Рима Marina 12.07.2012 17:02
Отв: Зверушки - прицеплю сюда Marina 12.07.2012 17:32
Отв: Виллар Ал.Незванов 12.07.2012 19:13
Отв: Пейзажи Рима Andrew VK 12.07.2012 18:28
Отв: Пейзажи Рима Marina 12.07.2012 21:03
Отв: Пейзажи Рима Andrew VK 13.07.2012 01:17
Отв: Пейзажи Рима Marina 13.07.2012 12:48
Отв: Обелиски с иерогрифами Ал.Незванов 12.07.2012 19:08
Отв: Обелиски с иерогрифами Marina 12.07.2012 21:02
Отв: Обелиски с иерогрифами Ал.Незванов 13.07.2012 00:05
Отв: Обелиски с иерогрифами Marina 13.07.2012 00:03
Отв: Обелиски с иерогрифами(tu) Ал.Незванов 13.07.2012 00:30
Отв: Обелиски с иерогрифами Marina 13.07.2012 11:03
Отв: В общем, хоть Вы и не велите(tu) Marina 13.07.2012 13:59
Отв: Обелиски на картонах Карона - Marina 13.07.2012 15:18
Отв: Обелиски на картонах Карона - Ал.Незванов 13.07.2012 15:53
Отв: толстозадые лошади Ал.Незванов 13.07.2012 15:50
Тостозадость + мельтишение - рефлексы Х-ов 13.07.2012 15:55
Отв: художник в состоянии нарисовать все, что угодно Ал.Незванов 13.07.2012 16:14
Отв: художник в состоянии нарисовать все, что угодно(tu) Х-ов 13.07.2012 16:31
Отв: художник в состоянии нарисовать все, что угодно Ал.Незванов 13.07.2012 16:37
Отв: художник в состоянии нарисовать все, что угодно Pirx 14.07.2012 01:02
Отв: художник в состоянии нарисовать все, что угодно Pirx 13.07.2012 21:59
Отв: художник в состоянии нарисовать все, что угодно Ал.Незванов 16.07.2012 14:39
Я имел в виду Pirx 17.07.2012 14:19
Отв: криминалистика Х-ов 17.07.2012 15:06
Отв: Обелиски с иерогрифами Ал.Незванов 13.07.2012 15:42
Отв: Обелиски с иерогрифами Marina 13.07.2012 16:09
Отв: Обелиски с иерогрифами Ал.Незванов 13.07.2012 16:33
Отв: Обелиски с иерогрифами Marina 13.07.2012 22:43
Отв: Еще пара реконструкций обелисков(tu) Marina 14.07.2012 00:17
Отв: Карта Пирро Лигорио(tu) Ал.Незванов 16.07.2012 15:14
Отв: Карта Пирро Лигорио Marina 16.07.2012 17:23
Отв: Попробуем закольцевать:(tu) Marina 16.07.2012 23:04
Отв: введение в оборот(tu) Ал.Незванов 16.07.2012 15:26
Отв: введение в оборот Marina 17.07.2012 15:25
Отв: Обелиски с иерогрифами Ал.Незванов 16.07.2012 15:31
Отв: нет, не всплывало(tu)(tu) АСХ 06.07.2012 16:09
Отв: Вы, ув. АСХ, мастер составлять такие посты,(tu) Marina 06.07.2012 16:21
Отв: Вы, ув. АСХ, мастер составлять такие посты, АСХ 06.07.2012 18:50
Отв: не соглашусь по поводу Карона Ал.Незванов 06.07.2012 19:25
Отв: не соглашусь по поводу Карона(tu) АСХ 06.07.2012 19:40
Согласен, АСХ 06.07.2012 13:05
Отв: Согласен, ingvar 06.07.2012 15:18
Отв: Согласен, АСХ 06.07.2012 19:22
здОрово иногда 05.07.2012 17:26
Мне тоже оч. понравилось Pirx 08.07.2012 15:31
Отв: Антуан Карон – сюрреалист 16 века Marina 13.07.2012 15:49
Отв: Триумф смерти Ал.Незванов 13.07.2012 15:57
Отв: Триумф смерти Х-ов 13.07.2012 16:06
Отв: Что касается Marina 13.07.2012 16:12


Эта тема закрыта.
В онлайне

Гости: 154

This forum powered by Phorum.

Large Visitor Globe