edgeways.ru
Список форумов
Салон (архив)
Беседы о прекрасном - во всех его проявлениях. 
6. Об одной картине не-Карона
Аватарка Пользователь: Ал.Незванов (IP-адрес скрыт)
Дата: 04, July, 2012 16:27

Я уже писал ранее, что Анатоль де Монтальон в своей статье 1850 года про Карона уделил полторы странички его живописным полотнам. Монтальон процитировал каталог продаж 1817 года, где в качестве Лота 80 присутствуют две картины на одну тему, одна из которых значится как «Карон», а вторая «также может принадлежать Карону». По поводу второй картины Монтальон приводит в своей статье такое описание:

«Три генерала, возможно, триумвиры, сидят слева в портике, балюстрада которого заполнена отрубленными головами. Остальная часть картины изображает огромную площадь, окруженную роскошными зданиями очень странного стиля, причудливым образом испещренную бесчисленными отдельными группками палачей и жертв, самые крупные из персонажей имеют размер от 6 до 8 дюймов, так что на первый взгляд полотно кажется пустым. Вот некоторые из этих групп: солдат с бородой и старик, которого он обезглавил, изображены отличными, хотя и бледноватыми цветами. Широкая улица открывается на заднем плане, и поверх домов с заостренными крышами видны вдали холмы окружающего ландшафта. Наконец, справа на ближнем плане мы видим что-то вроде погреба или пещеры, со спящим стариком, находящийся рядом человек говорит с ним, возможно, пытаясь разбудить; я не берусь объяснить смысл этого загадочного персонажа. Не забудем упомянуть о некоторых очень удачных деталях: белая статуя Дианы наверху мраморной колонны со спиральным барельефом, установленной посреди площади, и три статуи, которые возвышаются на балюстраде террасы с куполом, под которым сидят триумвиры. Обе женские фигуры прелестны и напоминают творения Жермена Пилона, хотя в них меньше игривой грации и больше достоинства. Автору картины при изображении этих статуй удалось великолепно изобразить тени. Является ли Карон автором этого полотна? Я не уверен, но, с другой стороны, я не вижу ничего, что противоречило бы такому предположению.»

Прошло немногим менее ста лет со времени публикации статьи Монтальона, и картина нашлась! Вот она:



Резня по указу Триумвиров, ок. 1562 г.

По поводу истории этой картины мне удалось найти лишь следующую лаконичную информацию: «В коллекции музея в Бовэ с 1945 года».

Если придираться к мелочам, то, конечно, можно заметить странные несоответствия между описанием и картиной: например, не понятен пассаж насчет того, что «улица кажется пустой» или насчет остроконечных крыш. Но в целом мы имеем очень хорошую корреляцию описания и изображения.

В то же время бросается в глаза сходство со стилем Антуана Карона (в первую очередь приходят в голову, разумеется, «Резня по указу Триумвирата» из музея Лувра и «Казнь Томаса Мора»), к тому же на заднем плане, правее колонны со статуей Дианы, виден обелиск – одна из визитных карточек Карона. Монтальон мог, конечно, рассуждать о том, является ли этот художник автором или нет, но, насколько я понимаю, он картины не видел и ориентировался только на описание. А вот Жан Эрманн, ученик и последователь Гюстава Лебела, «первооткрывателя» живописи Карона, уверенно отнес полотно к кисти именно этого мастера.

До сих пор во Французской Википедии Карон значится автором этой картины. Однако, как мы помним, в пятидесятых годах прошлого века Энтони Блант усомнился в справедливости такой атрибуции (мы приводили цитату, взятую из его отзыва на монографию Эрманна 1955 года). Современное мнение экспертов по поводу этой картины выглядит так:

«Многие предлагали приписать авторство этого полотна Антуану Карону, сопоставляя небольшие группы персонажей и особенно двух солдат на ближнем плане слева, держащих друг друга за плечи, с рисунком, хранящемся в Мюнхене, на тему сюжета Эсфирь. Однако, стиль и цвета картины явно говорят о влиянии итальянского маньеризма, смягченного и адаптированного к французской манере, в стиле нарисованного камина в замке Экуэн или картины «Казнь Томаса Мора» (музей изящных искусств в замке Блуа). Ряд деталей, например, фигуры солдат, изображенные выше пояса в левом нижнем углу картины, декоративный серый фриз с ангелочками или женская фигура при входе во дворец и статуи богинь указывают на явное влияние Никколо дель Аббате; триумвир, поднявший руку с распрямленными пальцами, с носителем штандарта за спиной и группой солдат внизу является буквальной цитатой из созданной в те же годы картины этого автора «Жена Гасдрубала перед Сципионом» (находится в частной коллекции в США). В отсутствие информации о том, в какой именно студии создавалась картина, выдвигалось предположение об авторстве его сына и помощника Джулио-Камилло, однако эта гипотеза нуждается в дальнейшем обосновании.» (Пресс-релиз выставки «Религиозные войны» 5 апреля – 3 июня 2006 г. в Национальном музее Ренессанса, Château d'Ecouen)

Удивительный текст! Говорится о сходстве с «Казнью Томаса Мора», говорится о французском варианте итальянского маньеризма (а что, разве это не подходит идеально к Школе Фонтенбло, к которой относится и Карон?), говорится о влиянии Никколо дель Аббате (под руководством которого Карон некоторое время работал)… При этом интонационно текст настаивает на том, что это вряд ли Карон (оцените замечательное «однако» в начале цитаты). «Казнь Томаса Мора» упоминается без авторства Карона (ну как же, сам профессор Блант усомнился в его авторстве, серьезные эксперты приняли это к сведению).

В итоге, в экспозиции музея в Бовэ в качестве автора значится «круг Никколо дель Аббате» и висит этот «круг» в одном зале с двумя картинами, авторство которых приписывается Карону.



Зал музея в Бовэ (Le Musée départemental de l'Oise, Beauvais) с полотном «Казнь по указу Триумвиров»

Эта картина интересна еще и тем, что она довольно плотно вписывается в культурный контекст французской живописи второй половины XVI века. Считается, что прообразом для этой и целого ряда других картин (а также множества рисунков и гравюр) послужила анонимная гравюра середины XVI века; похожая картина есть у голландского маньериста Вредемана де Вриза.



Вредеман де Вриз. Резня по указу Триумвирата, ок.1570 г.

(Отметим, что некоторые полотна, например, «Христос и Изменница», одни исследователи относят к авторству Антуана Карона, а другие – к авторству Вредемана де Вриза, см. [www.culture.gouv.fr]).

Жан Эрманн в своей монографии 1985 года приводит репродукции нескольких картин, композиционно очень похожих на полотно из музея Бовэ, вот одна из них:




Автор неизвестен, Резня по указу Триумвирата, ок. 1550 (черно-белая репродукция)

То есть, «Резня по указу Триумвиров» из музея в Бовэ, во-первых, имеет достаточно серьезную историю (описана в каталоге 1817 года), и во-вторых, удачно вписывается в мэйнстрим французской и голландской живописи эпохи маньеризма. Но, судя по приведенным фактам, во второй половине пятидесятых годов установка уже была такая: если мэйнстрим, если есть неплохой провенанс – то это не может быть Кароном, ну, в смысле – обоснования слишком слабые и недостаточные. Карон – это обязательно что-нибудь с сюрреалистическими приколами и закидонами и маргинальной историей.

Приведенная выше картина неизвестного автора некоторое время находилась в кантональном музее Лозанны. 5 июля 2007 года картина была выставлена на продажу на Лондонском аукционе Сотби’с. В качестве автора значился Антуан Карон - могу только предполагать, что на этом очень сильно настаивал тогдашний хозяин полотна (может, даже какую экспертизу подогнал). Однако, позиция лондонских аукционщиков отличалась прямотой: Карон – ОК, обозначим автором Карона; предварительная оценка – 10 – 15 тысяч фунтов стерлингов, окончательная цена, включая комиссию, взимаемую с покупателя – 21600 фунтов. Продано! – Следующий лот!

* * *

В данной заметке использованы сведения из публикации (помимо упомянутых выше): Neil Cox - A Painting by Antoine Caron, Papers of Surrealism Issue 7, 2007: The Use-Value of Documents


= = = = = Если смешать темное пиво со светлым, получится настоящее

Перейти: <>
Опции: ОтветитьЦитировать

Тема Написано Дата
Антуан Карон – сюрреалист 16 века(tu)(tu)(tu)(tu)(tu)(tu)(tu) Ал.Незванов 04.07.2012 16:18
0. Джорджо де Кирико и Сальвадор Дали Ал.Незванов 04.07.2012 16:19
1. Антуан Карон – сюрреалист 16 века Ал.Незванов 04.07.2012 16:20
2. Сказ о том, как нашлись картины Антуана Карона Ал.Незванов 04.07.2012 16:21
3. Антуан Карон. «Казнь Томаса Мора» и «Август и Сивилла» Ал.Незванов 04.07.2012 16:23
4. Антуан Карон. Резня по указу Триумвирата(tu)(tu)(tu) Ал.Незванов 04.07.2012 16:24
5. Обелиски на картинах Антуана Карона Ал.Незванов 04.07.2012 16:26
6. Об одной картине не-Карона Ал.Незванов 04.07.2012 16:27
7. Антуан Карон и Парис Бордоне(tu) Ал.Незванов 04.07.2012 16:27
8. Поль Дельво Ал.Незванов 04.07.2012 16:29
9. Проект «Живопись Антуана Карона»(tu) Ал.Незванов 04.07.2012 16:30
Отв: А вот эта его "Пленница" Marina 04.07.2012 21:38
Отв: 1. Антуан Карон – сюрреалист 16 века Marina 04.07.2012 21:57
Отв: Интересно, кто у кого Marina 13.07.2012 12:55
Отв: Интересно, кто у кого Ал.Незванов 13.07.2012 15:01
Отв: Интересно, кто у кого Marina 13.07.2012 15:28
Отв: Антуан Карон – сюрреалист 16 века АСХ 05.07.2012 15:13
Отв: нет, не всплывало Ал.Незванов 05.07.2012 15:33
Отв: нет, не всплывало(tu) АСХ 05.07.2012 16:02
Отв: нет, не всплывало(tu) ingvar 05.07.2012 18:19
Отв: нет, не всплывало Marina 05.07.2012 21:14
Отв: нет, не всплывало АСХ 06.07.2012 13:20
Отв: нет, не всплывало Marina 06.07.2012 14:31
Отв: не передергивайте Ал.Незванов 06.07.2012 15:03
Отв: Я не передергиваю, Marina 06.07.2012 16:09
Отв: Я не передергиваю, Ал.Незванов 06.07.2012 17:15
Отв: А картоны все-таки прелюбоптные, Marina 09.07.2012 10:34
Отв: А картоны все-таки прелюбоптные, Ал.Незванов 09.07.2012 13:43
Отв: А картоны все-таки прелюбоптные, Marina 09.07.2012 16:05
Отв: А картоны все-таки прелюбоптные, Ал.Незванов 09.07.2012 17:45
Отв: А картоны все-таки прелюбоптные,(tu) Marina 10.07.2012 00:15
Отв: Пейзажи Рима Ал.Незванов 10.07.2012 01:47
Отв: Пейзажи Рима Marina 10.07.2012 08:36
Отв: Пейзажи Рима Ал.Незванов 10.07.2012 13:15
Отв: Пейзажи Рима Marina 10.07.2012 22:22
Отв: Пейзажи Рима Ал.Незванов 11.07.2012 00:12
Отв: Пейзажи Рима Marina 11.07.2012 10:58
Абстрактное понимание. Изюм 11.07.2012 11:56
Отв: Абстрактное понимание. Marina 11.07.2012 14:50
Чечулинщина. Изюм 11.07.2012 15:29
Отв: "Ну, а где же итальянские художники, ауууу!"(tu) Marina 11.07.2012 22:00
Отв: Агостино Тасси Ал.Незванов 11.07.2012 23:43
Отв: Агостино Тасси Marina 12.07.2012 09:24
Отв: Собор святого Петра Ал.Незванов 12.07.2012 00:02
Отв: Собор святого Петра Marina 12.07.2012 23:05
Отв: Собор святого Петра Ал.Незванов 13.07.2012 00:19
Отв: Собор святого Петра Marina 13.07.2012 10:16
Отв: Собор святого Петра Ал.Незванов 13.07.2012 15:22
Отв: Собор святого Петра Marina 13.07.2012 15:33
Отв: Загадочные башенки - Marina 14.07.2012 23:59
Отв: А вот та самя башенка в процессе строительства(tu)(tu) Marina 15.07.2012 00:41
Отв: по поводу гравюры со строящейся башенкой Ал.Незванов 16.07.2012 15:52
Отв: по поводу гравюры со строящейся башенкой Marina 16.07.2012 16:43
Отв: по поводу гравюры со строящейся башенкой Х-ов 16.07.2012 16:48
Отв: Пейзажи Рима Ал.Незванов 11.07.2012 23:27
Отв: Пейзажи Рима Marina 12.07.2012 10:21
Отв: Пейзажи Рима Ал.Незванов 12.07.2012 13:54
Отв: Пейзажи Рима Marina 12.07.2012 17:02
Отв: Зверушки - прицеплю сюда Marina 12.07.2012 17:32
Отв: Виллар Ал.Незванов 12.07.2012 19:13
Отв: Пейзажи Рима Andrew VK 12.07.2012 18:28
Отв: Пейзажи Рима Marina 12.07.2012 21:03
Отв: Пейзажи Рима Andrew VK 13.07.2012 01:17
Отв: Пейзажи Рима Marina 13.07.2012 12:48
Отв: Обелиски с иерогрифами Ал.Незванов 12.07.2012 19:08
Отв: Обелиски с иерогрифами Marina 12.07.2012 21:02
Отв: Обелиски с иерогрифами Ал.Незванов 13.07.2012 00:05
Отв: Обелиски с иерогрифами Marina 13.07.2012 00:03
Отв: Обелиски с иерогрифами(tu) Ал.Незванов 13.07.2012 00:30
Отв: Обелиски с иерогрифами Marina 13.07.2012 11:03
Отв: В общем, хоть Вы и не велите(tu) Marina 13.07.2012 13:59
Отв: Обелиски на картонах Карона - Marina 13.07.2012 15:18
Отв: Обелиски на картонах Карона - Ал.Незванов 13.07.2012 15:53
Отв: толстозадые лошади Ал.Незванов 13.07.2012 15:50
Тостозадость + мельтишение - рефлексы Х-ов 13.07.2012 15:55
Отв: художник в состоянии нарисовать все, что угодно Ал.Незванов 13.07.2012 16:14
Отв: художник в состоянии нарисовать все, что угодно(tu) Х-ов 13.07.2012 16:31
Отв: художник в состоянии нарисовать все, что угодно Ал.Незванов 13.07.2012 16:37
Отв: художник в состоянии нарисовать все, что угодно Pirx 14.07.2012 01:02
Отв: художник в состоянии нарисовать все, что угодно Pirx 13.07.2012 21:59
Отв: художник в состоянии нарисовать все, что угодно Ал.Незванов 16.07.2012 14:39
Я имел в виду Pirx 17.07.2012 14:19
Отв: криминалистика Х-ов 17.07.2012 15:06
Отв: Обелиски с иерогрифами Ал.Незванов 13.07.2012 15:42
Отв: Обелиски с иерогрифами Marina 13.07.2012 16:09
Отв: Обелиски с иерогрифами Ал.Незванов 13.07.2012 16:33
Отв: Обелиски с иерогрифами Marina 13.07.2012 22:43
Отв: Еще пара реконструкций обелисков(tu) Marina 14.07.2012 00:17
Отв: Карта Пирро Лигорио(tu) Ал.Незванов 16.07.2012 15:14
Отв: Карта Пирро Лигорио Marina 16.07.2012 17:23
Отв: Попробуем закольцевать:(tu) Marina 16.07.2012 23:04
Отв: введение в оборот(tu) Ал.Незванов 16.07.2012 15:26
Отв: введение в оборот Marina 17.07.2012 15:25
Отв: Обелиски с иерогрифами Ал.Незванов 16.07.2012 15:31
Отв: нет, не всплывало(tu)(tu) АСХ 06.07.2012 16:09
Отв: Вы, ув. АСХ, мастер составлять такие посты,(tu) Marina 06.07.2012 16:21
Отв: Вы, ув. АСХ, мастер составлять такие посты, АСХ 06.07.2012 18:50
Отв: не соглашусь по поводу Карона Ал.Незванов 06.07.2012 19:25
Отв: не соглашусь по поводу Карона(tu) АСХ 06.07.2012 19:40
Согласен, АСХ 06.07.2012 13:05
Отв: Согласен, ingvar 06.07.2012 15:18
Отв: Согласен, АСХ 06.07.2012 19:22
здОрово иногда 05.07.2012 17:26
Мне тоже оч. понравилось Pirx 08.07.2012 15:31
Отв: Антуан Карон – сюрреалист 16 века Marina 13.07.2012 15:49
Отв: Триумф смерти Ал.Незванов 13.07.2012 15:57
Отв: Триумф смерти Х-ов 13.07.2012 16:06
Отв: Что касается Marina 13.07.2012 16:12


Эта тема закрыта.
В онлайне

Гости: 165

This forum powered by Phorum.

Large Visitor Globe