edgeways.ru
|
|
4.3. Политическая реформа (2000–2007) Пользователь: Pirx (IP-адрес скрыт) [Модератор] Дата: 13, March, 2012 16:35 В первой половине «нулевых» была проведена радикальная реформа структуры российской власти. (На самом деле реформа затронула куда более широкий круг вопросов и отношений, но мы здесь говорим про выборы, поэтому ограничимся рассмотрением её сугубо политических аспектов.) Реформа эта была примечательна во многих отношениях, но наиболее значимыми её аспектами были, пожалуй, следующие:
1) реформа по сути была конституционной, так как целые отрасли законодательства выводились за пределы конституционного поля, но по форме таковой не являлась – текст Конституции изменениям не подвергался; 2) реформа усиливала и без того запредельные полномочия Президента, прежде всего в кадровых вопросах; 3) в ходе реформы был осуществлён практически полный демонтаж федеративных отношений (в частности, главы регионов перестали избираться населением, а стали фактически назначаться Президентом) – Россия по факту стала унитарным государством; 4) реформа была обеспечена законодательно – все важнейшие решения принимались в форме федеральных законов путём голосования в обеих палатах парламента; 5) реформа была обеспечена и судебной поддержкой, в том числе решениями Конституционного Суда; 6) с точки зрения развития демократии и прав человека реформа представляла собой откровенное глумление – эдакую большую постмодернистскую хохму – над этими «признанными во всём цивилизованном мире» институтами Ловушки № 1; 7) законодательное обеспечение реформы осуществлялось тремя разными, сформированными по сильно различным правилам составами Государственной Думы. Вот именно этот последний аспект мы и рассмотрим в контексте главной темы эссе более подробно. Самая смешная часть реформы произошла в самом её начале – в 2000 году. Откровенно фрондировавшие при Ельцине «прокоммунистическая» Дума и «губернаторский» Совет Федерации совершили ряд потешных действий и приняли ряд основополагающих решений, предопределивших ход реформы и обеспечивших её конечный результат. Первым из таких решений было предложенное Путиным изменение порядка формирования Совета Федерации: вместо вхождения в верхнюю палату губернаторов и председателей заксобраний субъектов РФ по должности (и непосредственно вытекающего из такого подхода совмещения ими федеральной парламентской деятельности с основной работой в регионе) теперь члены Совета Федерации должны были губернаторами назначаться и заксобраниями избираться, а работать в Совете Федерации новым сенаторам предстояло на профессиональной постоянной основе. Заменить губернаторов на их назначенцев надо было постепенно – к началу 2002 года. По завершении этого этапа реформы позиция Совета Федерации в структуре федеральной власти стала фиктивной. Региональные бароны от отправления власти на федеральном уровне добровольно устранились, а их назначенцы очень быстро научились выполнять голосовательные одобрямсы по любым принимаемым Госдумой законам. В самой Думе в это время происходили не менее интересные процессы. В самом начале работы нового, третьего, созыва была заключена удивительная коалиция: две крупнейшие фракции – КПРФ и Единство (Медведь) договорились о пакетном соглашении, в результате которого разделили между собой почти все комитеты, прокинув мимо денег ельцинских тяжеловесов из ОВР и Регионов России, а пост Председателя ГосДумы второй созыв подряд занял коммунист Геннадий Селезнёв. После избрания Путина Президентом Дума солидным большинством голосов (325 из 450) утвердила Председателем Правительства Михаила Касьянова, взяв с этого момента курс на практически полную и безоговорочную поддержку любых инициатив Путина, что и обеспечило безболезненное прохождение всех пунктов и этапов политической реформы. Главное же, что Кремлю удалось сделать тогда, на начальном этапе реформы, – это показать свою силу региональным баронам. И не просто показать, а убедить их, что сила будет прикладываться каждый раз, когда в этом возникнет реальная потребность. Говоря словами из классики, региональным баронам было сделано предложение, от которого невозможно отказаться. После того, как под новый курс Кремля подписались такие тяжеловесы (и лидеры блока ОВР), как Лужков и Шаймиев, всем остальным осталось только присоединиться. Тем самым успех реформы был обеспечен. В разгар реформы состоялись выборы в Государственную Думу четвёртого созыва. Кремль подготовился к этим выборам как никогда хорошо, не желая более пускать на самотёк формирование думских партийных раскладов, и произвёл очередную перегруппировку политической системы с целью максимальной консолидации сил в свою поддержку. За два года до выборов была учреждена партия под названием «„Единство и Отечество“ — Единая Россия» (которое было урезано до всем теперь известного варианта уже после выборов) во главе с Шойгу, Лужковым и Шаймиевым. Год спустя в партию был направлен «на усиление» тогдашний министр внутренних дел Борис Грызлов, который её благополучно и надолго возглавил. Для канализации в предсказуемом направлении протестных – прежде всего националистических и патриотических – настроений Кремль простимулировал выход на политическую сцену ещё одного нового (в смысле – забытого старого) игрока. За три месяца до выборов Партия российских регионов Рогозина – Глазьева – Скокова, партия «Народная воля» Сергея Бабурина и Социалистическая единая партия России Елены Мухиной учредили избирательный блок «Родина», который очень удачно провёл избирательную кампанию и с запасом преодолел пятипроцентный барьер. Всего в выборах 2003 года участвовали 23 партии и блока, в Думу прошли, как и в 1995-м, только 4 из них: Единая Россия – 37.5%, КПРФ – 12.6%, ЛДПР – 11.5%, Родина – 9%. Под барьер провалились политические старожилы с либерального фланга – Яблоко 4.3% и СПС 4%. Настоящим провалом можно назвать и результат ещё одних старожилов – коммунистов, набравших почти вдвое меньше голосов, чем четыре года назад. Но самое интересное в раскладке думского пасьянса произошло уже после выборов: Единая Россия, которая по результатам голосования за списки получила 120 мандатов и ещё 100 мандатов получили кандидаты, выдвинутые ею в одномандатных округах, всосав в себя почти всех одномандатников от непрошедших через барьер партий и одномандатников-самовыдвиженцев, а также переманив некоторое число депутатов из других фракций (больше всего – из КПРФ!!), сформировала фракцию в составе 304 депутатов, получив тем самым конституционное большинство голосов! Остальной расклад оказался таким: КПРФ 47 Родина 41 ЛДПР 30 не вошли во фракции 23 (По ходу дела ещё и Родина раскололась на две фракции, но это уже детали, на которые нет смысла отвлекаться.) Традиционного «пакетного соглашения» на сей раз вообще не было: партия-победитель забрала себе все должности, выдав трём другим фракциям по утешительному призу в виде декоративно-выставочных постов вице-спикеров. Председателем ГосДумы стал лидер ЕР Грызлов. С такой Думой (и с таким – см. выше – Советом Федерации) реформа пошла куда бойчее. Главный, ударный момент её – отмена прямых выборов губернаторов. Теперь главы регионов стали фактически назначаться Президентом (с формального согласия законодательных собраний субъектов Федерации). Власть в России была консолидирована уже не только по сути, но и в значительной мере по форме, а фиктивность, муляжность «демократических» институтов при ней стала очевидна существенно большему числу людей, чем раньше. После чего реформа вступила в завершающий этап, в ходе которого были внесены последние штрихи в рисунок избирательной системы, придавшие всей конфигурации законченный характер. (А выборы в Государственную Думу 2007 года, о которых речь впереди, проиллюстрировали каждому мало-мальски внимательному наблюдателю, что власть отныне собирается быть максимально честной по отношению к обществу – разумеется, в тех в пределах, которые допустимы по условиям Большой Игры, всё более и более активным и сильным участником которой становилась Россия в лице её новой консолидированной власти.) Этими штрихами были: - запрет избирательных блоков – каждая партия должна была теперь идти на выборы самостоятельно; - ужесточение требований для регистрации партии (не менее 50 000 членов при наличии отделений как минимум в половине регионов, причём в каждом отделении – не менее 500 членов); - переход к полностью пропорциональной системе выборов в ГосДуму – все 450 депутатов с 2007 года избираются по партийным спискам; - повышение проходного барьера на выборах в ГосДуму с 5 до 7 процентов; - отмена минимально необходимой явки избирателей – выборы признаются состоявшимися при любом числе проголосовавших избирателей; - отмена возможности голосовать против всех списков или кандидатов; - отмена избирательного залога – партии, представленные в Думе, регистрируют свои списки без дополнительных условий, остальные должны собрать подписи избирателей в свою поддержку. В совокупности все эти изменения представляли собой мощный и чёткий сигнал избирателям со стороны власти примерно следующего содержания: «Дорогие россияне! Нас, власть, ни с какой стороны ни малейшую малость не интересует, что вы думаете о том, как должна быть устроена законодательная власть и кто туда должен быть избран. Все эти вопросы мы теперь будем решать сами, на междусобойчике с «допущенными» партиями. Вас же просим более на этот счёт не беспокоиться». К чему это привело, увидим далее. Я не могу принять сторону, Я не знаю никого, кто не прав. : edge, Али Бей, SalvadoR |