edgeways.ru
|
|
II. Железнодорожный инженер, поймавший царский поезд Пользователь: Pirx (IP-адрес скрыт) [Модератор] Дата: 07, November, 2007 12:05 Выше я дал достаточно широкое в смысле временных рамок определение революции. В дальнейшем же предполагаю говорить в основном о существенно более узком хронологическом диапазоне. Поэтому полезно будет ввести понятие русской революции в узком смысле – как интервала времени протяжённостью от начала солдатских волнений в Петрограде в конце февраля 1917-го до разгона большевиками Учредительного собрания и заключения Брест-Литовского мира в январе 1918-го.
Возвращаясь к феномену героев революции и предложенных критериев его выявления, мы подходим к практически забытой фигуре человека, чьё влияние на необратимый характер происшедшего в начале марта 17-го государственного переворота было, пожалуй, наибольшим. Попробуем проследить ситуацию, сложившуюся к концу дня 27 февраля. В Петрограде солдатский бунт, в который вовлекаются всё новые и новые части, а также заводские рабочие. Обнародован царский указ о роспуске Государственной думы. Дума указу не подчиняется, а образует Временный комитет, который берёт на себя руководство мятежом и выдвигает задачу формирования Временного правительства. Собирается на первое заседание Петроградский Совет рабочих депутатов (об этой презабавнейшей структуре мы ещё поговорим в следующих сериях.) Царь покидает Ставку и едет на своём поезде в Царское Село. Одновременно он назначает генерала Иванова диктатором столицы и приказывает ему собрать войска и подавить мятеж. В этой ситуации важнейшей задачей становится легитимизация процесса передачи власти в руки заговорщиков. В самом деле, если идти по пути открытого переворота и свержения царя, гражданская война обеспечивается практически немедленно. Так как вокруг фигуры императора, находящегося на свободе и олицетворяющего державную власть, неизбежно соберутся силы, достаточные для подавления мятежа или хотя бы для длительного ему сопротивления. Если же царь отдаст власть как бы сам, т.е. добровольно, т.е. в результате отречения, то обеспечит тем самым законность происшедшему перевороту и признание новых властей общественностью, госслужащими, союзными державами и т.д. Для выполнения этой задачи надо – ни много ни мало, – во-первых, пленить едущего в поезде царя, а во-вторых, сделать ему предложение, от которого он не сможет отказаться. Тем временем в Петрограде ещё мало кто вообще понимает стоящую задачу, не говоря уж о том, чтобы придумать, как её решить, и уж тем более не говоря о том, чтобы осуществить её на практике. Кто-то увлечённо распределяет портфели будущего «ответственного министерства». Кто-то спорит о том, монархический или республиканский строй надлежит установить в будущей России. Кто-то дерёт глотки на митингах и приветствиях революционным полкам. Кто-то мечтает о своей грядущей блестящей карьере. А многие будущие герои революции вообще пока пребывают очень и очень далеко от центра событий – в ссылках и эмиграциях. И вот тут неожиданно, сверхоперативно и без лишнего шума судьбу революции в свои руки берёт Александр Александрович Бубликов. Железнодорожный инженер. Член Государственной думы. Масон. Взяв у Председателя Государственной думы (и по совместительству Председателя Временного комитета Государственной думы) Родзянки мандат комиссара Временного комитета, Бубликов в сопровождении нескольких полуслучайных людей является в министерство путей сообщения, арестовывает министра Кригера-Войновского и мобилизует аппарат министерства на службу революции. Первым конкретным действием Бубликова в министерстве было установление контроля над железнодорожным телеграфом и рассылка по всем станциям телеграммы о происшедшем перевороте. Из воспоминаний Ю.В.Ломоносова – соратника А.А.Бубликова по налаживанию регулярной работы в МПС: «Первое впечатление всегда самое сильное. Из телеграммы Бубликова вся Россия впервые узнала о революции и поняла, что ее сделала Дума. После этого отречение казалось второстепенной формальностью. Было ли так на самом деле? Конечно, нет. Бубликов нашел в себе смелость торжественно уведомить всю Россию о создании новой власти в то время, когда фактически еще никакой власти не было». Второй – по очереди, но не по значению – героической акцией Бубликова стала поимка царского поезда и транспортировка его в Псков. (Подробности этой увлекательной операции скрупулёзно и подробно описаны у Солженицына в «Красном колесе». Не надо думать, что написанное там – литературная фантазия. События весьма надёжно восстанавливаются из первоисточников: большинство действующих лиц оставили воспоминания, из которых путём перекрёстного сравнения и вычленяется реальная информация.) Распоряжения Бубликова об изменении маршрута движения царского поезда, подогреваемые распространяемыми им же слухами о движении навстречу поезда революционных войск из Петрограда, привели к тому, что 1 марта царь прибыл в Псков и попал там в «заботливые» руки командующего Северным фронтом генерала Рузского, который и провёл соответствующую беседу-обработку с Николаем II, покуда не подъехали за отречением Гучков и Шульгин. Но это уже совсем другая история… Попробовать представить себе характер развития ситуации в случае, если бы Бубликов не пошёл комиссарить в МПС, а, скажем, остался бы спокойно сидеть дома, попивая чаёк и с интересом следя за ходом событий, как это сделало большинство петроградских обывателей, – я с удовольствием предоставляю всем желающим самостоятельно. : Александр |