edgeways.ru
|
|
Переусложнено. Пользователь: Pokrovsky (IP-адрес скрыт) Дата: 18, August, 2008 16:23 Как говаривал Сергей Иванович Вавилов в бытность свою Президентом АН СССР:
Эксперимент - это четко заданный природе вопрос, на который ожидается вполне однозначный ответ: ДА или НЕТ. Он это сказал по поводу физического эксперимента, но ровно то же можно применить к вообще любому исследованию. Поскольку наука всегда имеет дело с выделением зерен из плевел. Выделением важного - на фоне шума. Выделением истинного на фоне искаженного или фальшивого. Именно поэтому любое глубокое исследование всегда доводится до вопроса(или серии вопросов) ДА или НЕТ? И не важно, какое это исследование: математическое, геологическое, историческое, криминалистическое, военная разведка и т.п. Над этим все делом стоит философия, которая о чем-то рассуждает. Под науками стоят технологии, использующие результаты наук для создания рабочих алгоритмов(включая алгоритм решения квадратных уравнений). Так вот, водораздел между физиками и лириками проходит именно здесь - по их отношению к Да/Нет. Физиков воспитывают так, чтобы они по-преимуществу честно давали ответ на такого рода вопросы. Есть такое определение физика: это человек, который знает, чего не может быть. Физик должен докопаться до истины или признаться, что это не в его силах. Но, если докопался, то это должна быть именно истина. Она должна непротиворечивым образом вписаться в существующую систему воззрений человечества. Пусть это будет не окончательная для человечества истина. А временная, которую размоет последующее уточнение знания. Невесомое вещество теплород, которое в той или иной смеси с обычными веществами делает их холодными, теплыми или горячими. - Ошибочно? - Но для своего времени - непротиворечиво и прогностично. Позволяет, например, разрабатывать теорию Карно. А по нынешним временам, с учетом представлений о тепле, как о плотности квазичастиц - фононов, - так и просто совершенно справедливо. А диалектической противоположностью физика является лирик. Актер в театре жизни, который решает вопрос не об истине, а о том, как сорвать апплодисменты(получить кучу рук в свою поддержку при голосовании в парламенте, кучу пальцев-поощрялок на форуме и поменьше свистов). Он подыгрывает толпе, если не имеет средств ее повернуть в нужном направлении. Он достаточно быстро знакомится с больными струнами общественного мнения, - и, когда есть возможность, играет на них нужную ему мелодию. И не останавливается перед обманом, если видит, что толпа готова обманываться. Ни о каком приближении к истине через построение логически непротиворечивых причинно-следственных цепочек - речи изначально нет. Быстрая, на глазах восторженных зрителей апелляция к тем или иным светлым и черным образам-мифам. Шляггер-строка, риторический вопрос - и все! - Вопрос о судьбе человека решен: казнить! Нельзя помиловать. Вопрос о кредите решен: будет выделен под то самое дело, которое лоббировал депутат. Здесь игра строится главным образом на том, что по многим вопросам установление объективной логически неопровержимой истины представляется невозможным. Это относится прежде всего к нравственно-этической сфере. Некогда сложные наравственно-этические вопросы решал самый мудрый человек в сообществе. Потом - целые институты(совет старейшин, государство, церковь). Но с определенного периода на рубеже Нового времени, прояснилось, что эти институты можно расшатать, - и это открывает массу выгодных вакансий. Я не один раз указывал на интереснейший момент в истории европейской науки. Образование университетов. Все специальности университетского образования(включая медицинскую) - это специальности, связанные с управлением людьми, с манипулированием сознанием. Философия, теология, юриспруденция, семь свободных искусств(здесь преподавались грамматика, риторика, поэтика...). Да и врачи - в это время были чуть ли не самыми доверенными советчиками тех, кто пребывал на политическом Олимпе. В то же время непременно требовавшие передачи знаний через образование агротехника, горное дело(рудознатцы), металлургия, кораблестроение, алхимия, астрология, основы навигацкого мастерства - в университетах не преподавались. Их изучали где-то в иных местах. Даже важнейшие вопросы торгового дела - и те в университетские стены не попали. Только манипуляционные науки. Европа стала насыщаться специалистами по квалифицированному облапошиванию масс. - Вот оно начало! Но раз за разом облапошиваемая толпа тоже учится. Поскольку в толпе есть свои умники, которые могут указывать на мошенничество, - в последующем строится целая система ПСЕВДО-знания, в котором абсолютные истины практически отсутствуют. Мутная вода, в которой рыбу умеют ловить только специально обученные и уполномоченные члены цеха. Наиболее наглядным примером этого является юриспруденция. Но и создатели исторической науки тоже, похоже, мутили воду. Созданная неразбериха в конце концов стала невыносима. И возникли институты согласования, установления конвенций-соглашений, что считать историческими истинами.(Те же Вселенские церковные соборы, тот же Тридентский собор). : Pirx, rvv, frank, Медведев, vmizh |