edgeways.ru
Список форумов
Полигон (архив)
Обсуждение вопросов эволюционного обществознания 
Тотализм и мобилизм
Аватарка Пользователь: SalvadoR (IP-адрес скрыт)
Дата: 30, September, 2009 14:36

«Тоталистическая традиция характеризуется созданием великой системы: желанием выявить единственную теорию для всеобъемлющего объяснения жизни и истории. <…>

Тоталистическая мысль базируется на понятии неделимого субъекта. Философские правила аксиоматичны и воспринимаются как данность. Понятие ego – основной строительный блок этой системы. <…>

Тоталистический вопрос есть вопрос в поисках ответа. Вопрос – это способ, ответ – это истина, истина есть цель; мир, в котором на все вопросы есть ответы, является совершенным, цельным (от англ. totality), утопией, ставшей манифестом. <…> …тоталистическая мысль концентрируется на моральных категориях, таких как добро и зло, черное и белое, высокое и низменное, правильное и неправильное, полезное и бесполезное и т. п. Цель в том, чтобы разместить человеческие мысли и поступки на шкале, крайними точками которой являются эти категории (ложные дихотомии! – прим. А.Н и С.Ч). Задачей философии является определить эти категории раз и навсегда, выводя их из воображаемого идеального состояния, из абсолюта, либо создать в соответствии с непреходящими истинами человеческого сознания. <…>

Невероятное богатство различных верований, собранных под тоталистической крышей, может легко привести к заблуждению, что саму мысль необходимо структурировать тоталистическим образом, и другого способа мышления попросту не может быть… Сам язык насквозь пропитан тоталистической традицией, что еще больше затрудняет возможность альтернативного мышления. <…>

Тот факт, что тоталистическое учение так долго и так сильно превалировало в западной культуре, объясняется не столько его интеллектуальным превосходством, сколько его позицией чистой власти, фантастически полезной в качестве основы для общественного строительства. <…>

Только теперь, когда всемирная сеть приобретает четкие очертания, а капиталистическая структура начинает рассыпаться как карточный домик, пришло время для широкого пересмотра тотализма.

Нетократическое мировоззрение основывается на идеях, которые не новы и уходит корнями в Древнюю Грецию, но которым не удавалось составить влиятельную альтернативу тоталистическому мышлению, доминировавшему в философии. Мы назвали это альтернативное учение, характеризующее способ мышления и восприятия элиты эпохи информационного общества, мобилистической традицией. Она берет начало от греческого философа Гераклита и до сих пор произрастала в полном забвении, слабо мерцая в тени господствующего тотализма.

Мобилистическая традиция, в первую очередь и прежде всего, характеризуется стремлением к всеобщей открытости. Каждый субъект стремится приспособиться к реалиям окружающего мира, примириться с обстоятельствами существования, с тем, чтобы использовать эту позицию как стартовую площадку для улучшения условий, навязанных судьбой. Другими словами, это полная противоположность тотализму; идея здесь находится вне бытия и вне людей. Ego не является данностью. Философское рассуждение движется от мира к субъекту, что характерно для восточной мысли, прежде всего, для таоизма и буддизма (махаяна). Мобилистический вопрос не требует ответа. Напротив, это вопрос, постоянно вызывающий к жизни другой, за которым прячется следующий. Вопрос выражает страстное стремление к свободной и бескомпромиссной мысли, интеллектуальной полноте. Поэтому, ответ – это всегда тупик развития мысли, отвлекающий маневр, удобное пристанище для утешения интеллектуальных трусов. <…>
Первичная задача мобилизма есть задача дворника – очистить мышление от прелых листьев интриг по поводу власти. Цель – вытащить на свет и обезвредить любые попытки оправдать иерархии, которые мы вынуждены строить только лишь для того, чтобы сделать существование более понятным. <…>

Требование свободы распространяется и на отношение философов к собственной философии: мысль должна быть совершенно свободна! Как только философы предъявляют право собственности на свои идеи, они немедленно олицетворяют себя с властью, которую критикуют. Это, естественно, проблематично, потому что означает, что мыслитель-мобилист не может нести ответственность за реальные и практические последствия своих идей. Здесь таится колоссальный риск, но и столь же колоссальные возможности, которые являются неотъемлемой частью философии мобилизма. Никогда нельзя сказать заранее, чем все это закончится! <…>
Ницше отверг традиционные тоталистические вопросы о смысле всего сущего и о морали, в её философском понимании, и вместо этого прямо обратился к более сложным вопросам мобилизма о том, "кто говорил то, что было сказано, и почему". При помощи своего amor fati – любви к судьбе – он проделал бреши в понимании, правившем в философии со времен Декарта. Он подверг разрушительной критике великий тоталистский проект, все его стремление к цельности бытия в философии, политике, науке и искусстве, все его вечные и универсальные истины. Ницше отринул все разговоры по поводу того, что бытие имеет скрытый внутренний смысл или объективную цель. Он заявил, что существование есть процесс столкновения бесчисленного множества конфликтующих сил. Практически бессмысленно рассуждать о каком-либо статическом состоянии нашего бытия, есть лишь непрерывный процесс становления. Существование не есть что-то само по себе, оно становится чем-либо в процессе изменчивого взаимодействия конфликтующих сил. <…>

Не ego производит мысли, скорее уж мысли производят ego. Когда мысль меняется, меняется и оно. Не существует такой вещи, как неизменное ego, базовая предпосылка тотализма. Поэтому невозможно утверждать, что человек в качестве суверенного субъекта в состоянии открыть "истину", изучая окружающую среду. Вместо этого мы вынуждены признать, что человек по большей части конструирует истину, соответствующую его целям и обстоятельствам. Никакая истина не выживает вне обстоятельств, в которых создается и в которых функционирует. Так что тоталистический поиск "универсальной истины" абсурден. <…>

Делёз стал верховным философом мобилизма, а Фуко, соответственно, его величайшим историком, или, если угодно, археологом знания, как он сам себя предпочитает называть. По Фуко, ничто в обществе не является "естественным", само это слово уже есть выражением амбиций тотализма в его стремлении исключить нежелательные коллизии, объявив их "неестественными". Так что главной целью общественного конфликта становится право давать определения. <…>

Вместо демократии, при которой большинство навязывает свою точку зрения меньшинству, Фуко выступает за плюрократию, общество, в котором каждый принимает решения за себя, но не имеет права принимать решения за других».

(Бард и Зодерквист, "Нетократия")


Ты не вылечишь мир - и в этом всё дело. Мы спасём лишь того, кого можно спасти. Спасём лишь того, кого можно спасти...

Перейти: <>
Опции: ОтветитьЦитировать

Тема Написано Дата
Цивилизационные парадигмы (сравнительная табличка)(tu)(tu)(tu)(tu)(tu)(tu)(td)(tu)(td)(td) Pirx 30.09.2009 14:15
Наконец-то возникло BAPBAP 30.09.2009 14:25
Отв: Наконец-то возникло Pirx 30.09.2009 14:29
Тотализм и мобилизм SalvadoR 30.09.2009 14:36
Отв: Тотализм и мобилизм domkrat 01.10.2009 02:23
такой открывок можно вырвать из контекста? Медведев 02.10.2009 20:19
Нетократия, кластер, этерналист SalvadoR 30.09.2009 15:10
все очень зыбко Медведев 02.10.2009 20:43
вы хотите сделать из меня тоталиста? smiling smiley(tu) SalvadoR 02.10.2009 21:07
альтруизм... sult 30.09.2009 14:35
Гарантии чего? (-) Pirx 30.09.2009 14:37
альтруизма(tu) sult 30.09.2009 14:56
Гарантии - это(tu) Pirx 30.09.2009 16:01
не согласен sult 30.09.2009 16:05
Отв: в том-то и проблема sezam 30.09.2009 16:11
+15-20% психопатов sult 30.09.2009 16:22
Отв: появится маньяк-олигофрен и ... Pirx 30.09.2009 16:17
Отв: появится маньяк-олигофрен и ...(tu)(tu)(tu) sult 30.09.2009 16:25
Пиркс, очень похоже sezam 30.09.2009 16:28
Про неодномоментность перехода(tu) Pirx 30.09.2009 16:33
Что тут неясного? sult 30.09.2009 16:41
Отв: Что тут неясного? Pirx 30.09.2009 16:45
т.е. всё же sult 30.09.2009 17:00
Отв: т.е. всё же(tu) Pirx 01.10.2009 10:46
Отв: не обязательно sezam 30.09.2009 16:54
было sult 30.09.2009 17:03
Отв: якобы было sezam 30.09.2009 17:14
Отв: якобы было (преположительно) sult 30.09.2009 17:16
но это же утопия! Медведев 02.10.2009 20:51
Отв: но это же утопия! Pirx 02.10.2009 21:01
Отв: альтруизма(td) nikoш 01.10.2009 13:02
Отв: альтруизма sult 01.10.2009 13:12
Гарантиями всегда BAPBAP 30.09.2009 14:44
Отв: НТП Pirx 30.09.2009 14:44
Это сильное утверждение.(tu) BAPBAP 30.09.2009 15:23
Отв: Это сильное утверждение. Pirx 30.09.2009 15:55
Отв: конец техногена(tu) sezam 30.09.2009 15:57
Не убедительно domkrat 01.10.2009 03:02
Рискну тогда Pirx 01.10.2009 10:50
Отв: разместить можно 200 sezam 01.10.2009 11:26
гарантия альтруизма domkrat 01.10.2009 03:19
а как же лозунг sult 01.10.2009 12:55
конкуренция(tu)(tu) domkrat 01.10.2009 14:28
Отв: конкуренция sult 01.10.2009 14:33
Отв: конкуренция domkrat 01.10.2009 14:40
так не всегда знаешь, sult 01.10.2009 14:45
Отв: красиво... sezam 30.09.2009 15:49
Отв: "попытку загрести" Pirx 30.09.2009 16:12
Отв: твоего согласия никто не спрашивает smiling smiley sezam 30.09.2009 16:20
Отв: твоего согласия никто не спрашивает smiling smiley(tu) Pirx 30.09.2009 16:27
Отв: юстируй... sezam 30.09.2009 16:44
Отв: юстируй...(tu) Pirx 30.09.2009 16:51
Отв: и сейчас sezam 30.09.2009 17:05
а вот у меня нет мобильного телефона SalvadoR 30.09.2009 16:55
Отв: у меня тоже sezam 30.09.2009 17:10
А и не надо верить Pirx 01.10.2009 00:45
Отв: Цивилизационные парадигмы (сравнительная табличка) sezam 30.09.2009 15:55
Дык если убрать Pirx 30.09.2009 16:15
Отв: но понадкусывать можно вполне sezam 30.09.2009 16:27
Отв: можно вполне Pirx 30.09.2009 16:34
Есть Maus 30.09.2009 16:37
авторитет часто бывает дутым, все же SalvadoR 30.09.2009 16:53
Я подразумевал Maus 30.09.2009 17:02
Эх,(tu)(tu) Maus 30.09.2009 16:13
Именно!(tu)(tu) Pirx 30.09.2009 16:19
А вот у т-ща Каддафи, видимо, восточной мудрости поболе о...(td) SalvadoR 30.09.2009 17:00
Отв: список "семей" уже составлен? sezam 30.09.2009 17:17
да ну, какой смысел акциями выдавать? SalvadoR 30.09.2009 19:18
Отв: А вот у т-ща Каддафи, видимо, восточной мудрости поб... Грач 30.09.2009 23:16
Подробности воспоследуют(tu) Pirx 01.10.2009 10:48
не желаю рекламных трюков Грач 01.10.2009 19:52
Это не реклама Pirx 01.10.2009 20:06
Дык..(tu)(tu) edge 30.09.2009 17:32
ни хрена себе, "преждевременно" smiling smiley nikoш 01.10.2009 17:52
добавление и комментарий(tu) rvv 30.09.2009 18:17
Ввиду наличия Maus 30.09.2009 18:22
Основная ценность Andrew VK 30.09.2009 21:57
ошибки(tu) SalvadoR 30.09.2009 22:08
необходим ещё один пункт - nikoш 01.10.2009 01:34
Парадигма №4 domkrat 01.10.2009 03:39
Отв: Муравейник? sezam 01.10.2009 11:32
да уж edge 01.10.2009 13:33
Отв: Парадигма №4(tu) nikoш 01.10.2009 11:33
Отв: Парадигма №4 edge 01.10.2009 13:36
да не Козлов Евгений 01.10.2009 13:41
Отв: Трудно? sezam 01.10.2009 14:05
Всегда было "муравейником" domkrat 01.10.2009 14:20
Отв: Всегда было "муравейником" nikoш 01.10.2009 14:24
Отв: Вынужденное sult 01.10.2009 14:31
не согласен domkrat 01.10.2009 14:33
Замечания и предложения(tu)(tu)(tu)(tu)(tu)(tu)(tu) domkrat 01.10.2009 04:35
Отв: Замечания и предложения Pirx 01.10.2009 10:44
Итак, давно обещанный комментарий(tu) Pirx 06.10.2009 22:56
Отв: Итак, давно обещанный комментарий nikoш 07.10.2009 13:34
Отв: Цивилизационные парадигмы (сравнительная табличка)(tu)(tu)(tu) Грач 01.10.2009 10:07
во! Козлов Евгений 01.10.2009 10:11
Отв: во!(tu)(tu) Грач 01.10.2009 10:15
Отв: Цивилизационные парадигмы (сравнительная табличка)(tu)(tu) Pirx 01.10.2009 10:42
Отв: Цивилизационные парадигмы (сравнительная табличка) sult 01.10.2009 12:59
какого подхода? SalvadoR 01.10.2009 15:33
Отв: имхо sult 01.10.2009 16:17
Отв: имхо SalvadoR 01.10.2009 16:24
я об этом sult 01.10.2009 16:32
про законы можете не напоминать SalvadoR 01.10.2009 16:48
тады ой sult 01.10.2009 16:56
учтем SalvadoR 01.10.2009 18:50
что-то это мне напомнило(td) Козлов Евгений 01.10.2009 10:08
В парадигме №1(tu) nikoш 02.10.2009 17:51
парадигма №3 не "начало", а "конец" nikoш 07.10.2009 13:32
соответственно, в табличке... nikoш 07.10.2009 14:03
Вопрос к табличке(tu)(tu) Феликс 12.10.2009 13:23
Спасибо за вопрос Pirx 12.10.2009 13:33
Отв: Молодость мира - психологические подоплеки Palex 05.09.2010 01:10
Дополнение(tu) zharikov 05.09.2010 08:56
Отв: Экологии не хватает Palex 05.09.2010 15:04
Отв: Экологии не хватает zharikov 06.09.2010 00:16
Возвращение(tu) SalvadoR 09.09.2010 20:40
Отв: Цивилизационные парадигмы (сравнительная табличка) VladMelamed 06.09.2010 19:15
Отв: Цивилизационные парадигмы (сравнительная табличка)(tu) АСХ 07.09.2010 14:56
Отв: Цивилизационные парадигмы (сравнительная табличка) zharikov 07.09.2010 22:19
Misunderstanding fixed(tu) Pirx 15.09.2010 13:20
Отв: Misunderstanding fixed АСХ 15.09.2010 15:34
Отв: Misunderstanding fixed(tu) Pirx 16.09.2010 16:11
Отв: Misunderstanding fixed АСХ 16.09.2010 18:31
правящий класс(tu) Сербедар из Себзевара 24.09.2010 10:44
Отв: правящий класс Pirx 24.09.2010 11:12


Ваше имя: 
Ваш email: 
Тема: 
Smileys
...
(loading smileys)
Незарегистрированный пользователь должен ввести код, чтобы публиковать сообщение. Действителен только последний показанный код.
Введите код:  Картинка
В онлайне

Гости: 226

This forum powered by Phorum.

Large Visitor Globe