edgeways.ru
|
|
Отв: какой век Пользователь: LUPUS (IP-адрес скрыт) [Модератор] Дата: 23, September, 2011 09:14 Цитата: это классика Цитата: остановимся на это фразе, потом продолжим. 1) в славянской мифологии Кощей Бессмертный отсутствует 2) есть ли следы Кощея в неавторских сказках? если вам известны таковые, назовите (Афанасьева не предлагать)... У Даля нам известно слово (а не персонаж) кащей: КАЩЕ́Й м. (см. касть) сказочное лицо, вроде вечного жида, с прилаг. бессмертный, вероятно от слова касти́ть, но переделано в кощей, от кости, означая изможденного непомерно худобою человека, особенно старика, скрягу, скупца и ростовщика, корпящего над своею казною. || Стар. смерд, подлый раб. Кащей - сам с ноготь, борода с локоть, пуга (бич) в семь сажен. Каще́йка м. скупая, весьма худая старушонка. Каще́ев, каще́йкин ему, ей принадлежащ. Каще́йский, кащеям свойственный. Каще́йный, к ним относящ. Каще́ить или каще́йничать, скряжничать, жидоморничать. Каще́йничанье ср. скряжничанье. Каще́йство ср. то же, бол. в отвлеченном знач. Каще́йник м. кто кащейничает. Ну а поэты-просветители уже создали красивую многоходовую версию сказки, наделив злого карлика-колдуна-жида царскими регалиями и дьявольской сущностью. Время было такое - 19 век. Цитата: автор же дает ответ Таким образом, генезис «Кощея Бессмертного» тесно связан с процессами этногенеза славян и кыргызов, которые могли иметь место в Урало-Алтайском ареале. Исходя из имени персонажа «Чоюн Алп» можно предполагать, что слово «Кощей» может иметь значение «металл, чугун». Слово чугун было заимствовано из китайского языка. 生铁 shēngtiě, 铸铁 zhùtiě выплавка чугуна — 炼铁 2) (сосуд) 铁罐子 tiěguànzi. При этом в китайских источниках указывается, что слово «каша» в значении «железо» происходит от самодийского языка. Данный факт подтверждает гипотезу о наличии процессов этногенеза кыргызов и славян именно в Урало-Алтайском ареале. Следовательно, этимология слова «Кощей» происходит от лексемы «Каша» с семантикой «металл, железо или чугун». Кроме того, в данное время наблюдается распад сюжетной линии эпоса «Эр Тёштюк» на отдельные более короткие сказки. Таким образом, совпадение мифологической составляющей культуры кыргызов и славян дает нам возможность предлагать гипотезу о едином культурном пространстве в начале этногенеза кыргызов и славян. |