edgeways.ru
Список форумов
Раскопки
Постижение истории человечества 
херувимы, ч.3. библейские сюжеты
Аватарка Пользователь: nekto (IP-адрес скрыт) [Модератор]
Дата: 02, September, 2011 00:55

Для начала приведу цитаты из словарей и популярных источников, выделю в них интересные места, а сравнение с египетским материалом сделаю в другом посте. Месопотамских и всяких иных керубов рассмотрю позже.

//
ХЕРУВИМЫ, (евр. "керуб", множественное число - "керубим"), крылатые существа, упоминаемые в Библии. Судя по скудным свидетельствам, разбросанным в Писании, они, по-видимому, напоминали ассирийских и вавилонских крылатых львов с человеческими головами, которые охраняли входы во дворцы и храмы. В Сирии и Палестине обнаружены многочисленные изображения царей, восседающих на троне, поддерживаемом херувимами; эти изображения в большинстве датируются 1200-800 до н.э. Хотя такие изображения могли вызвать к жизни вполне определенное представление о херувимах и их облике, библейские авторы говорят о них как об одушевленных существах, ангелах. В Писании херувимы предстают в роли стражей дерева жизни (Быт 3:24); они осеняют крыльями крышку ковчега завета - место видимого присутствия Бога в скинии и во храме; Бог изображается мчащимся по небу на херувимах (2 Цар 22:11) и восседающим между херувимами или над ними (1 Цар 4:4); Иезекииль видит херувимов с ликами человека, льва, быка и орла (Иез 10:10 и сл.).//

//
Херувим (мн. число от евр. "керуб", точное значение не известно) — обозначение и изображение духовной силы, символизирующей постоянное служение и пребывание в присутствии Божием. Херувим был поставлен у входа в рай (на пути к дереву жизни) (Быт 3.24) и над херувимами ковчега Моисею являлся Господь (Исх 25.22; Чис 7.89). Изображения херувимов были на завесах скинии и храма и внутри Святая-святых. Их видел и пророк Иезекииль в своих видениях (в виде животных). Не сказано, с каким лицом было изображение херувима на крышке ковчега, но из сравнения Иез 1.10; 10.14 и 41.19 можно заключить, что его лицом может быть и лицо человека, и тельца (быка), и льва. Херувимы всегда изображались с крыльями. Крылатые быки были и у ассириян, а крылатые львы — у вавилонян. Различные крылатые изображения были и на священных ковчегах египтян, но в этих ковчегах находились кошки, змеи и т.п. "божества". [Как хорошо понятно из этого, "следствие" ТИ зашло в тупик. - авт.] В ковчеге же евреев было только десятисловие Божие (закон) и Сам Господь невидимо являлся над ковчегом.//

//
"... облик их был как у человека; и у каждого – четыре лица, и у каждого из них – четыре крыла; а ноги их – ноги прямые, и ступни ног их – как ступня ноги у тельца, и сверкали, как блестящая медь... Подобия лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны – лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех. И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние огня от огня и молния исходила от огня." (Иез 1: 5-7, 10, 13-14) Из главы 10 той же книги выясняется, что это херувимы (“керубы”).//

//
"... сделаны были херувимы и пальмы; пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, с другой стороны к пальме - лицо львиное..." (Иез 41, 18-19)//

//
"И сделай из золота двух херувимов; чеканной работы сделай их обоих на концах крышки. Сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее. И будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами будут друг к другу; к крышке будут лица херувимов." (Исход, 25:18-20)//

//
И сделай двух крувим из золота... («шмот», 25:18)

...и будут крувим с простертыми [вперед], приподнятыми крыльями. Крылья их должны прикрывать крышку [ковчега], а лица их будут [обращены] друг к другу... (там же, 25:20)

Что такое крув? Это слово встречается в другом месте Танаха, у пророка Йехезкеля, и выступает там как символ величия. В одном из фрагментов книги говорится о возгордившимся царе Цора, том самом, который однажды доставил Шломо для отделки Храма кедровые деревья (см. « Млахим I», 5:20-24): «Ты – крув, простирающий покров...» (28:14). Тут крув – огромное существо с распростертыми крыльями (Раши, Рашбам). Метафора указывает на величие и власть царя: на несметные богатства (обратите внимание на множество драгоценных украшений в его одежде – 28:13) и «обширную торговлю», т.е. влияние (28:16). Несмотря на содействие цорского царя в возведении Храма, Йехезкель возвестил пророчество, согласно которому великолепие и гордость его рода будут попраны в наказание за тщеславие.
Вопросом, что из себя представляет крув , задавались и мудрецы Талмуда. Используя фонетическую интерпретацию текста, основанную на сходном звучании библейского крув с другим словом, из арамейского языка, они комментируют: «Крув – "подобный ребенку" (керавья), поскольку в Вавилонии ребенка называют равья» («Хагига», 13б). Талмуд учит, что лики крувим на Ковчеге Завета были детскими. Как это сочетается с идеей величия?//

//
Херувимы (евр. kerubim), в иудаистической и христианской мифологии ангелоподобные существа-стражи. После изгнания богом Адама и Евы из рая X. поставлен охранять пути к древу жизни (Быт. 3, 24). Охранительная функция X. отмечена в культовой символике: бог велит увенчать крышку ковчега завета двумя золотыми X. (Исх. 25, 18-22). В храме Соломона X. призваны охранять содержимое ковчега - скрижали завета (3 Царств 6, 23-35; 8, 6-7). В одном из видений пророком Иезекиилем нового храма описываются двуликие X., у которых с одной стороны лицо человеческое, а с другой - львиное (Иезек. 41, 18-19). Образ X. имеет параллели с широко распространёнными на Ближнем Востоке образами антропоморфно-зооморфных существ с охранительной функцией, сочетающих черты человека, птицы, быка и льва: египетский сфинкс, с которым X. сравнивал Филон, хеттские и греческие грифоны и особенно ассиро-вавилонские karubu (аккад. «заступник»; с ними X. могут быть сопоставлены и этимологически), представляемые в облике крылатых львов, быков с человеческими головами, охраняющих царские дворцы, храмы, священные деревья, сокровища и т.д. Под влиянием подобной образности оформились, несомненно, представления о X. в той форме, в какой они появляются в видении Иезекииля, где они служат седалищем бога (ср. изображение Ахирама, царя Гебала, из Библа, восседающего наподобие Х„ и аналогичные существа на алтарях из Таанаха и Медигго, а также некоторые ассирийские изображения, где такие существа поддерживают свод с троном божества). Представление о боге, восседающем на X. (ср. 1 Царств 4, 4; Ис. 37, 16 и др.), формировалось под влиянием концепции местопребывания «славы божьей» над осенённым X. ковчегом завета в святая святых храма; Моисей «слышал голос, говорящий ему с крыши, которая над ковчегом откровения между двух херувимов, и он говорил ему» (Чис. 7, 88). В видениях Иезекииля «слава божья» покидает храм и возвращается в него на X. (Иезек. 10; 43, 2-5). Сближение X. со стихией воздуха [«И воссел (бог) херувимов и полетел, и понёсся на крыльях ветра» (Пс. 17. 11)] дополняется их тесной ассоциацией с огнём (ср.: «и вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила от огня. И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния» - Иезек. 1, 13-14, ср. 10, 2 и 7; 28, 14 и 16, а также образ X. «с пламенным мечом обращающимся» из Быт. 3, 24).
Подобные иезекиилевым X. образы покрытых очами животных, шестикрылых, как и серафимы, воспроизводятся в апокалиптическом видении Иоанна Богослова (Апок. 4, 6-8). Апокрифическая «2-я книга Еноха» описывает их как ангелов шестого и седьмого неба, вместе с серафимами поющих хвалу богу возле его престола (19, 6, 20; 1). Агадическая традиция представляет X. как существа, созданные богом в третий день творения и вследствие этого аморфные и андрогинные, способные принимать разные обличья (Берешит рабба, 21), либо как первые, сотворённые богом существа. Мифология каббалы отводит им третье место в иерархии ангелов, ставя над ними начальником архангела Херувиила.//

Библейский херувим - справа (серафим слева)

angel_ser_her.jpg

Перейти: <>
Опции: ОтветитьЦитировать

Ваше имя: 
Ваш email: 
Тема: 
Прикрепить файл
  • Файлы не могут быть больше, чем
  • ещё 20 файлов может быть прикреплено
Smileys
...
(loading smileys)
Незарегистрированный пользователь должен ввести код, чтобы публиковать сообщение. Действителен только последний показанный код.
Введите код:  Картинка
В онлайне

Гости: 128

This forum powered by Phorum.

Large Visitor Globe