edgeways.ru
|
|
Упоминание триптиха в статье 1917 года Пользователь: Ал.Незванов (IP-адрес скрыт) Дата: 26, June, 2012 02:53 В 1917 году искусствовед Ludwig von Baldass опубликовал работу «Хронология картин Иеронима Босха» (Die Chronologie der Gemälde des Hieronymus Bosch. Jahrbuch der königlichen Preuszischen Kunstsammlungen, XXXVIII (1917), pp. 177-195). В этой работе он упоминает «Сад» - триптих Босха, находящийся в Мадриде.
Хочется сказать несколько слов об авторе. Людвиг фон Бальдасс родился в 1887 году в Вене. Он получил образование специалиста по истории живописи и в 1911 году он защитил диссертацию по портрету императора Максимилиана (научный руководитель - Max Dvořák). В 1918 году он получает должность куратора Венского музея истории искусств (Kunsthistorisches Museum). Людвиг женится на Паоле Вагнер – внучке знаменитого венского архитектора Отто Вагнера. Он пишет книги о старых мастерах, читает лекции в Венском университете, с 1934 года он – профессор этого университета. После аннексии Австрии в 1938 году он назначается куратором Рейха и становится директором Kunsthistorisches Museum. На этой должности он (естественным образом) принимает активное участие в изъятии культурных ценностей из коллекций, принадлежащих евреям. В частности, он запрещает братьям Альфонсу Майеру и Луису Ротшильдам вывезти свои коллекции за пределы Австрии. Он остается на посту директора музея в годы войны и в послевоенные годы. После окончания войны Луис Ротшильд попытался вернуть себе коллекцию, однако Бальдасс вынудил его подарить значительную часть шедевров музею. Людвиг фон Бальдасс ушел на пенсию в 1949 году. Он написал целый ряд монографий, посвященных старым голландским и немецким художникам. Босху он посвятил несколько работ, последняя и самая обширная его монография вышла в 1960 году. Умер Бальдасс в 1963 году. Я хочу подчеркнуть, что это был Искусствовед с большой буквы и Чиновник с большой буквы, государственный человек. Я говорю это, в общем, без всякой иронии – человек последовательно защищал интересы своей родной Австрии на своем посту. Но вот что странно: этот профессионал высочайшей пробы в своей работе 1917 года отнес триптих Босха «Сад» к РАННЕМУ периоду его творчества (до 1490 года). Как это возможно? У меня в голове не укладывается. «Сад земных наслаждений» выглядит работой зрелого мастера. И сейчас ни один искусствовед не рискнет отнести его к раннему Босху. И сам Бальдасс впоследствии капитально пересмотрел свою периодизацию творчества Босха и стал считать, что «Сад» был создан в 1503-04 годах. Все это, на мой взгляд, довольно странно. Делать дальнейшие выводы невозможно без чтения самой работы 1917 года, без выяснения, когда именно Бальдасс видел этот триптих и т.п. Однако, я и не хочу строить никаких теорий. Я что вижу – о том и пою. Я вижу, насколько выламывается профиль а-ля Дали на левой панели триптиха из общей эстетики пейзажей Босха и насколько он выполнен в стиле пейзажей-обманок Дали. Я вижу, что проинтерпретировать его просто как некий природный объект можно только с ооочень большой натяжкой – НЕ ПОХОЖ. То есть, это одно из двух – либо стилизованный человеческий профиль абсолютно в стиле Дали, либо вообще ни пойми что. Первое предположение мне кажется намного более осмысленным. = = = = = Если смешать темное пиво со светлым, получится настоящее |