edgeways.ru
Список форумов
Раскопки
Постижение истории человечества 
Русское Средневековье. Продолжение перевода от manual на форуме иносми
Пользователь: Mishail (IP-адрес скрыт)
Дата: 23, January, 2008 20:05

[inosmi.ru]
Re: Русское Средневековье глазами европейской науки
06.01.2008 14:24:29

Aldo C. MARTURANO
РУССКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
[cronologia.leonardo.it]
Можно продолжить переводы статей этого же автора и других из раздела "Русский мир" сайта
[cronologia.leonardo.it]

Там много всего:

Прибытие славян на Русскую равнину
Происхождение нового населения Европы
Славяне Северо-Запада: Польша-Германия
Славяне Юго-Запад Моравия и Богемия
Срединные славяне: Балканы-Болгария
Польша под Пястами
Леттони-Литовцы: Черная Русь
Государства Северной Европы (про варягов)
Основание Москвы

Интересной мне показалась книга Альдо Мартурано
LA MAFIA NELLA RUSSIA ANTICA
Слово "Мафия" можно перевести как произвол, насилие или самоуправство. Чтобы понять, что имел в виду автор, надо, видимо, перевести всю книгу

Названия глав:
1. Трудное исследование -
2. Мафиозная гипотеза
3. Источники---
4. Первая сцена
5. Вторая сцена---
6. Вечные migranti
7. Новая деревня---
8. Вот и предки
9.Викинги и Славяне встречаются
10. Роль евреев
11. Око Византии
12. Кирилл и Мефодий
13. Названная мафия Rus ’
14. Бронированный склад
15. Семья города
16. Большой Киев
17. Новый ппорядок Helgi-Oleg-
18.Полюдье
19. Рассвет большого поворота
20. Опускается занавес
21. Новые rus ’: другая мафия?--
22. Кодекс чести

Могу начать с книги - по главам. Если интересно, кончено. Ну так что?

МАФИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ

ПРЕДИСЛОВИЕ: Два слова поклонникам русской истории

После многих лет изучения древнерусской истории, я почти вынужден делать выводы (не всегда оригинальные, и я это признаю!) о происхождении русского народа... (или, лучше, трех русских народов: Белорусов, Украинцев и Великороссов) .... которые населяют беспредельную Восточно-Европейскую равнину. Я размышлял о древней системе общества этих людей и о том, как могло родиться в X веке государство, которое трансформировалось в Московское княжество, завершив тем самым цикл древней русской истории.
Сегодня, когда где все меняется так быстро, буквально на наших глазах, трудно понять, как в современных людях, потомках тех, кто в течение многих веков населяет Русскую Землю, любопытный наблюдатель (и они есть!) различает ансамбль разных народов, когда-то встретившихся на этой беспредельной территории. Они – русские, белорусы и украинцы, современные обликом и поведением, все еще хранят привычки, веру, суеверия и свою особую материальную культуру! Даже спустя десять веков совместной истории и 70 лет политики «советского» выравнивания сознания, “ русский древний дух ” все еще здесь! Нечто невыразимо красиво-печальное и таинственное, едва заметное для вечно спешащего человека, повеяло на меня, когда я побывал впервые в Сорочах (Белоруссия) у родителей моей жены. И это «нечто» подтолкнуло меня, совершенно чуждого крестьянском миру северной Европы, заняться исследованием его происхождения.

Разумеется, что русские народы, как многие другие, - наследники своего прошлого, но я думаю, необходимо признать их особую оригинальность среди других славянских народов нашего континента. Русские исторически уникальны уже только тем фактом, что «они приспособились к остальной европейской культуре» только в 1700, во времена Петра Великого, как будто «очнувшись» от долгого и темного средневековья, разделившего колыбели их цивилизованности: Новгород, Киев и Москву.

Корни русских необходимо искать на европейском севере – полиэтничной территории, объединенной общей географией, потому что именно здесь, на Севере, у русских всегда был самый большой исторический вес. Тем не менее, «Русский дух» не полностью слился с общим духом «северных» народов, потому что русские активно ассимилировали жителей и севера и юга, объединив свои территории с азиатскими степями, что привнесло в их характер известную долю анархии и любви к свободе, в то время как другие народы европейского Севера оставались мононэтничными и замкнутыми в себе. Даже в периоды, когда украинская степь оказалась обособленной от остальной Руси, она поставляла на Русский Север русских же людей родом с южных окраин. В южных степях, кроме того, всегда присутствовал мощный и действенный исторический фактор этногенеза, который с незапамятных времен вливал “свежую кровь” в вены Европы. Поэтому, тот, кто желает понять «русскую душу», «русский дух», должен обязательно учитывать это «перемешивание» и «поглощение» славянами народов Урала, бассейна Волги и Северного Кавказа, которые притягивала и вбирала в себя Русская Земля.

Можно ли объять этот столь сложный «русский мир», который в последнем веке произвел перелом в нашей жизни и универсальной цивилизации, если этот мир до сих пор не рассматривается во всех этих весьма важных аспектах? Ответ: Нет! К сожалению, отечественные историки с их деформированной "средиземноморской" точкой зрения даже не пытаются познать историю европейского Востока, его тесных связей и огромного влияния на остальную Европу. На западе бытуют стойкие предубеждения и охотно распространяемые мифы о «русских». О том, что они не боятся холода, о страшной ледяной Сибири (исключительно как месте жестокой ссылки), о белокурых сероглазых красавицах сплошь легкого поведения, о том, что жители больших городов – все люди злые, мрачные и бесчувственные, о том, что русские = «коммунисты»…. И, наконец, о мощной русской мафии, которая во все времена была у власти в этой бескрайней, бесконечной стране! Немногие из нас готовы расстаться со своими стереотипами, даже если они давным-давно устарели.

Нужно признать, что проблема отношения западной историографии по отношению к русской реальности гораздо прозаичнее: незнание славянских языков, очень сходных у этих народов. А ведь чтобы получить доступ к истории востока нужно выучить хотя бы один из них – русский! Этого будет вполне достаточно, чтобы обратиться к первоисточникам, библиографии и многочисленным работам русских ученых Артамонова, Гумилева, Костомарова, Ключевского, Соловьева, Беляева, Татищева или Карамзина. Они перевели древние летописи, классифицировали и рассказали историю древней Руси. Можно также назвать замечательные произведения русских историков в эмиграции – Вернадского или Чижевского… Но книг этих авторов на итальянском или каком-либо другом европейском языке ничтожно мало по сравнению с тем, что можно найти на русском. Благодаря историку армянского происхождения Henri Troyat мы можем прочитать о Екатерине или Петре Великом, но где взять книги о Святом Владимире, крестившем Русь? Или о Святой Ольге, знаменитой княгине, правившей Киевом? Или о деяниях Святого Александра Невского, спасшего Европу от монгольского вторжения? Или о присоединении Сибири казаками Ермака? Русские народы, участвуя в общеевропейской истории XIII века, собственной кровью заплатили за остановку вторжение воинственных орд Центральной Азии, они несли Христианство все дальше и дальше на восток, пока не остановились на краю материка. Освоение русскими Сибири и Дальнего востока – мягкий и гуманный европейский аналог легендарного и кровавого Дикого Запада Америки.
Мало кто знает, что родоначальница французского королевского дома Капетингов - Анна Рыжеволосая (можно полюбоваться ее изображением в церкви Monastero di Senlis в Париже) - была дочерью Ярослава Мудрого, князя Киева... Почему-то, мы, в связи с русскими, сразу представляем КПСС, но 95 процентов русской культуры связано с православием, история которого насчитывает не семь десятков, а более тысячи лет…!!!
Все это подтолкнуло меня к тому, чтобы попытаться сделать свой вклад, пусть самый минимальный, для того, чтобы миллионы одних европейцев не выглядели бы в глазах других европейцев чужаками или иммигрантами с дикого Востока. Россия сегодня, это результат исторической эволюции различных наций и различных государств, начавшейся еще в IX веке и объединившей народы в огромную Российскую Империю. После распада СССР на Русской равнине появились новые государства, и «новые нации», у которых нет непрерывной государственной истории, начавшейся в Русском Киеве Х века! Если так считать, то окажется, что ни один из современных народов нельзя называть русским: будь то Великороссы (самая многочисленная, активная и наиболее поздно сформировавшая ветвь русских), Малороссы (вторые по численности, хранители русской земли Древнего Киева ) или Белорусы (самая малочисленная, но генетически наиболее чистая ветвь русских). Я убежден, что нельзя разделять и растаскивать историческое наследие русского народа по «новым» государствам – оно едино и неделимо. И должно оставаться таковым.

Aldo К. Marturano. Vignate, август 2002

Re: Русское Средневековье глазами европейской науки
07.01.2008 14:29:30

Продолжаем наши исторические чтения книги, пока мне не надоело, перевожу все подряд. Предисловие к книге вы уже прочли, теперь, собственно, она сама:

[b]Альдо Мартурано
LA MAFIA NELLA RUSSIA ANTICA

Глава 1. Трудности исследования

Для описания русской истории в популярном ключе в первую очередь мне нужно было составить план работы. Первым пунком значилось выяснить происхождение имени. Для этого адо было восстановить ход истории через события, упоминаемые в хрониках современников и описанные в более поздних летописях, деятельности народов Русской Равнины до того, как на политической международной сцене появляется государство по названием Киевская Русь! Задача действительно трудная …
Киевская Русь…Имя Rus ’, действительно очень древнее, но не всегда оно было именем государства, по крайней мере, не ранее XII столетия.
Rus ’ (Rhos по гречески или на других языках) использовалась в другом смысле. Обычно византийцы, считавшие варварскими все народы язычников вне Империи, не имевших государственной организации (в византийском понимании, естественно!), давали им имя, заимствованное из их же языка. Так, торговцев-пиратов, посещавших район Мар Неро между Каспием и сегодняшним Крымом византийцы называли Rhos (rus ’), известно, что они говорили на языке Севера, сходном со шведским. Кем же они были в действительности? Может этои есть предки современных русских, а может совершенно другой народ, который оставил русским собственное имя. Как это произошло с волжскими булгарами, часть которых под натиском славян нашла новую родину на Дунае, прихватив с собой только грозное тюркское имя?
Совпадение имени rus ’ и корня прилагательного «русский» можно было бы счесть счастливым случаем для предков русских среди других народов, проживавших в зоне, которая интересовала меня, так как мне никак не удавалось связать Rhos византийцев с происхождением слова «русский».
Русский язык, что он значит? Это только язык? Это культура? Или народ?
Сложная головоломка!
Мне показалось логичным, что в поисках происхождения русских необходимо двигаться в назад во времени, опираясь на череду событий, отраженных в хрониках. До X века слово rus ’ не было общеупотребимым названием для всех пиратов, приходивших с озерного Севера, как я думал сначала, а только самоназванием разбойничьих шаек скандинавов, которые промышляли по руслам русских рек . Так я убедился , что rus ’ означало не только банды грабителей и пиратов, вернее сами банды были вовсе не тем, что мы сейчас подразумеваем под этим понятием! С этой установкой я, наконец, двинулся вперед, так как вопрос имени в тот момент мне показался решенным…

Теперь нужно было понять, на каком языке они говорили, и был ли этот язык русским. Есть достоверные сведении о том, что различные народы Русской Земли в VIII - X столетиях пользовались в качестве межплеменного средства общения древнеболгарским или древнеславянским языком (он существует и сегодня в качестве литургического языка у православных), но выделить какое-то конкретное племя, которое владело бы этим языком лучше других, сегодня невозможно.
Документально доказано, что на европейском северо-востоке существовало сообщество земледельцев преимущественно "славянской" культуры, которое миграционными волнами распространилось вплоть до правого побережья Волги, вытесняя племена собирателей, охотников и рыбаков, живших там до этого. "Родство" пришельцев с другими, не славянскими, народами, кроме взаимно проникающих имен и мифов, было минимальным.
Мне приходится использовать прилагательное «русский» как имя только временно, чтобы обозначить человеческую группу, этнос (по Л. Гумилеву), который еще не сформировался. Сегодня, спустя века, я знаю, что этот этнос будет русским, но, …… какой народ выбрать, чтобы поручить ему такую тяжелую историческую миссию?
У славян, с которыми традиционно связывается происхождение русских, существовала исходная точка, прародина. Мы знаем, что она была локализована в бассейне Эльбы сегодняшней Восточной Германии! В древние источниках славянские племена, как правило, помещаются на Русской Равнине, между тем, многочисленные археологические находки в районе Карпат подтверждают, что это также была территория славян, и здесь также можно искать предков русских … Может быть некоторые славянские племена переселились на Русскую Равнину и уже там стали русскими? Но как понимать это переселение во враждебную неизвестность, в места с более неблагоприятным климатом? Какова была причина пройти Буг, Карпаты и осесть на Русской Равнине, которая тоже была вовсе не пустынна, и где приходилось конкурировать за территории с другими племенами? И какой вклад эти «другие» племена внесли в формирования русского этноса?
Здесь возникает проблема этнического самосознания: когда большая группа людей, проживающих в Русской Равнине, осознала свои различия с другими народами и идентичность внутри своего сообщества, которые бы позволили им говорить «я – русский»? Разумеется, до XI столетия об этом говорить невозможно.

Историческая сцена, на которой этот народ несколько веков жил, умножаясь и создавая собственную историю (прежде чем снова в XII столетии двинуться на северо-восток), может быть идентифицирована, без всякого сомнения, с обширной равниной, по которой он беспрепятственно распространяется от Волги до Буга и Днестра! Действительно, вплоть до XII века этносы, жившие за Волгой, не ассимилировались со славянами, они обходили страну больших лесов с юга (и в меньшей степени с севера), мигрируя в X столетии на запад.
И эпоха заселения громадной равнины славянами? На самом деле она не так уж и неизвестна: наиболее древние поселения славян-земледельцев Русской Равнины датируются VII - VIII веком!
Итак, я отбросил неверную идею связать могилы «предков» с мафией rus ’ в отдалённых эпохах. Но где же черпать информацию о событиях до XII или XIII веков? Первое и простое (как мне казалось) решение: искать упоминания в подходящих по времени источниках и хрониках. Большую часть работы на этом направлении по отбору и критике источников за меня уже сделали ученые, гораздо более компетентные, чем я. Таким образом, было достаточно обратится к их трудам и искать в текстах упоминание событий и имен, которые меня интересовали.
Я ограничил себя рамками VIII - X столетия, с эпохи Карла I до смерти русского князя Святослава (971 г), и принялся за работу …
Вскоре обнаружился первый странный факт! Русские при дворе Gran Principe di Kiev впервые появляются во времена княжения Ярослава Мудрого (978- 1074)! Однако, в документах не говорится о многих русских народах, а только об одном народе, имя которого распространилось в разные регионы беспредельной страны одновременно цивилизацией, построенной на единой основе: от Новгорода и Киева до далекого Tamatarka (Tьмутаракани) на Азовском море. Разве это не странно?
И сразу же еще один факт! Русские, как нация, казалось, были лишь идеологическим проектом правителей Киева, «витавшем в воздухе» с XI века, когда князья после принятия христианства, пытались управлять и господствовать над изменчивой и пестрой смесью различных народов Русской Земли. С какой целью велась эта идеологическую кампанию? Какова была роль Христианства? Если действительно русский идеализированный народ века не существовал в реальности, то для чего составитель Хроник XI века дал ему единое имя, rus ’?
Я обратил внимание, что искусственная национальная идентичность, присвоенная в чисто византийском стиле варяжскими князьями всем народам, и славянам и не славянам, концентрировалась на оси Киев - Новгород и была явным признаком национального объединения, цель которого - создание мощного государства. Но ... зачем для этого использовать такое, пользующееся дурной славой имя, как rus ’?
Да потому что это действительно было имя, с которым Киев возвысился над другими городами!
Я хочу подчеркнуть, что, несмотря на национальное самосознание и государственную "русскую" идеологию, пропагандируемую Киевом, среди жителей разных городов и княжеств Русской Земли на протяжении нескольких веков идут постоянные распри. И это вполне объяснимо: в реальности, единственной родиной, которую признавал отдельный житель, не принадлежащий касте власти (традиционно еще и сегодня), была всегда его собственная деревня (весь ’ mir), где жили его предки.
Русские, как безусловные наследники византийской цивилизации, способствовавшей «консолидации» нации, продолжили эту традицию, точно также осваивая огромные территории не только от финно-скандинавского Севера до южных степей, но и продвигаясь все дальше за Урал, неся христианскую цивилизацию и свой этнос в Сибирь.
Но когда государства еще не существовало и «русские» народы были в большинстве своем язычниками, как каста rus ’, постепенно возвысившись, стала играть роль элиты, отодвинув собственных «лидеров» этих народов на второй план и, в конце концов, окончательно заместила их?
Давайте теперь рискнем предположить, что же происходило на этой огромной историко-географической территории Большого Севера, простирающейся между Балтийским и Черным морями, в античности называемой Скифией и страной Гипербореев.
В рассматриваемый нами период это был пестрый мир народов с разными языками и обычаями, которых объединяло только одно: они продолжительное время сосуществуют внутри территории, четко ограниченной с четырех сторон непонятно когда и непонятно кем очерченными таинственными (божественными?) границами бассейна Днепра. С Запада мигрируют Славяне, постепенно покидающие Срединную Европу, занятую германцами и посещаемую гуннами и аварами. На крайнем северо-востоке кочующие финны оседают на Больших Озерах Севера, где встречаются их немногочисленные временные поселения. На северо-западе Скандинавы, как сезонные посетители, наведываются на берега Балтики. На юго-востоке сначала волжские булгары, а за ними и венгры из верховьев бассейна Волги потянулись на Запад, обходя самую обширную европейскую равнину с юга. Что двигало этими миграциями? Насколько они связаны с международным сценарием рассматриваемого нами периода времени, когда на Русскую Равнину положили глаз Византийская Империя и Хазарский Каганат, и даже мусульманский мир Халифата Багдада, слишком удаленный географически, чтобы освоить эти земли, проявляет к ним интерес?
А потом вдруг устанавливается, неожиданная, как мне кажется, странная власть не могущественных византийцев или хазар, а небольшой горстки выходцев из Скандинавии,… устанавливается на длинной оси Новгород - Киев и держится жестко, почти не меняясь, до тех пор, пока Киев не принимает христианство с претензией господства надо всем и всеми.


Далее следует оч. интересная глава "Версия о Мафии" (в процессе перевода). Скажу только, что, каюсь, была не права, обвинив автора в пиар-уловке. Он действительно пишет о мафии, сравнивая варягов с сицилийской Коза Ностра, пацанами Аль Капоны и прочими россиянами
Так что не расходитесь далеко

"О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух..." (с) Пушкин

----------------------------------------
[Редактировано 8 раз, последний раз исправлял(а) manual в 07.01.2008 15:28:45]
Альдо Мартурано "Мафия Древней Руси"

глава 2. Мафиозная гипотеза Часть1.

Славяне, финны, балты, варяги, хазары и другие кочевые племена южной степи до определенного времени существовали отделенными культурами, соседствуя, но активно не контактируя между собой. Но в VIII столетии, варяги (восточные викинги) начали появляться на берегах восточной Балтики все более массово и хорошо организованными бандами ровесников, в основном молодежи шведского происхождения родом с восточного побережья Дании или острова Готтланд, связанных военным союзом (откуда и их имя Variaghi или Väringar) (автор имеет в виду корень «вар» - война, прм. Пер.). Эти банды с наступлением теплого сезона отправлялись грабить деревни, славянские или балто-финские, безразлично, пытаясь повторить походы удачливых соплеменников, норвежцев и датчан, к западным берегам Северного моря. Если налёты были «урожайными», некоторые отряды двигались дальше на юг, где можно было выгодно сбыть награбленное, обычно рабов и меха. Но всегда в спешке, так как нужно было успеть вернуться на родину до начала холодов и, желательно, не встретиться в дороге со своими сородичами, став, в свою очередь, их добычей.
И все же ошибочно думать, что в развитии событий на этой территории у варягов тот же исторический вес, что у славян или балтов. И если бы мы приняли это утверждение, мы бы не смогли справедливо оценить реальную роль каждого народа. Я поясню. Из документальных источников и археологических вещественных доказательств известно, что славяне-migranti по своей численности ( и все источники это подтверждают) существенно превосходили туземных балтов и финнов, приходящих с северо-востока, поселения которых были редки и малочисленны. О варягах и говорить нечего. Их единичные шайки, редко насчитывающие более сотни бойцов, с приходом тепла разбивали свои небольшие мобильные лагеря на берегах рек, а зимой бесследно исчезали!
Превосходство варягов над другими племенами основывалось на их воинственности или, что будет правильнее, на их цели посещения балтийских берегов. Вооруженные железными мечами и ножами, отряды молодых и сильных мужчин, приходили сюда не жить, а только грабить!. И это им легко удавалось, так как противопоставить железному мечу варягов земледельцы-славяне, и балты с финнами, собиратели и рыболовы, могли только деревянные рогатины и колья. Да и то было редко: жертве нападения при встрече с разбойниками проще было скрыться в густом лесу!

Единственной организованной силой, способной воспрепятствовать пиратским набегами были: расположенный гораздо южнее терзаемого варягами озерного края Киев на Днепре и Булгар на Волге. Или же Хазарский Каганат, находившийся у юго-восточного подножья Кавказа, который, напротив, установил неплохие отношения с пиратами.
Киев был единственным большим городом, окруженным в той или иной степени зависимыми от него селами, где власть принадлежала славянам. В VIII – IX веках его контакты с Восточной римской империей и хазарским каганатом становятся все более тесными. Но до этого авары, а за ними и венгры с хазарами совершают неоднократные разрушительные набеги на его территории, навязывая свою власть и препятствуя налаживанию связей с соседними ближайшими державами. Город, не имевший собственной армии, не раз оказывался под властью Хазар..
Когда в результате набегов шаек варягов с севера, которые становились все более частыми и разорительными, начали сокращаться поставки ценных продуктов, которые Киев поучал от славян Больших Озер, создалась экономическая угроза. Разумеется, местная славянская местная элита искала модус vivendi с варягами, желая мирным путем договориться с ними о том, чтобы ценные товары, спрос на которые на восточных и европейских рынках все возрастал, продолжали прибывать в их речные порты. Естественно, что попытки в этом направлении делались через родственные славянские племена кривичей и славенов, которые имели более тесные связи с варягам. Более того, существуют сведения о том, что представители этих племен сами принимали активное участие в варяжских набегах.

Империя Хазаров управляла этой ситуацией иначе. Она пыталась контролировать варягов, обещая им всевозможные выгоды от перевода товарных потоков в бассейны Волги и Дона, а значит из Византии в Персию. Действительно, с переменным успехом Хазарский Каганат смог оправдать ожидания варягов и привлек их на свою территорию. К тому же хазары не только сами покупали товары у варягов, но снижали пошлины за доставку варягами товаров через их территорию на другие рынки, действуя в антивизантийском ключе и вынуждая Киев играть второстепенную роль в товарообороте Севера и Юга.

Шайки грабителей, действовавшие под контролем империи Хазаров, долгое время "пользовались" рынками Персии и Центральной Азии (они даже достигали порта Abaskun на восточном берегу Каспия!). (описывается тот самый путь «из варяг в греки» - прим. Пер.) Когда серебряные рудники Персии исчерпались, Империя Хазаров также начала приходить в упадок под ударами нового халифата. Варяги были вынуждены искать новые доходы и изменить маршруты. Теперь их алчные взгляды обратились к Киеву. Город развивался, постепенно входя в орбиту влияния Византии, власть по-прежнему оставалась в руках славянской элиты, только раз ненадолго уступившей бразды правления союзникам хазаров – венграм, когда те «проходили мимо», мигрируя в Паннонию. Хотя варяги, и это известно абсолютно точно, не были мигрирующим народом, их присутствие в Киеве было всегда временным. Их отряды-шайки, каждый раз набиравшиеся заново и не имеющие постоянного состава, прибывали весной и исчезали осенью. Можно предположить, что если и было какое-то формальное разделение сфер влияния в озерном крае, то и оно носило временный характер, и было основано исключительно на силе. То сильнее, того кусок больше и слаще!
С IX века отдельные банды начали объединяться в мафиозный racket, а территория “грабежа” уже была строго разделена. Можно предположить, что кто-то из их главарей, наиболее сильный и дальновидный, решил покончить с «челночным» образом жизни, обосновавшись на Русской Земле в непосредственной близости от объектов грабежа и места сбыта товаров. И сразу стало ясно, что для соответствия новой роли главаря оседлого варяжского поселения принципы управления бандитской шайкой уже не годятся.

Между тем в районе Больших Озер, где до этого из-за климата земледелие было довольно скромным, крестьянское население начало расти, прибывая за счет мигрирующих с Запада славянских племен. Им, привязанным к земле, пришлось смириться с регулярном появлением грабителей, и для того, чтобы их периодически не беспокоили, они пытались заключить соглашение с ближайшими соседями балтами, чтобы платить дань варягам поочередно Но балты, какими бы терпеливыми они не были, с участившимися набегами варягов стали избегать общения с земледельцами-славянами (у которых, в отличие от балтов, было что грабить), и ассимиляция балтов среди славян резко уменьшилась. Ситуация ухудшилась с появлением у варягов хорошего оружии. Они уже не ограничивались грабежом продуктов, уводя в плен детей и молодежь, и забирая все более-менее ценное и весь урожай. И так как славяне, привязанные к своему хозяйству на земле, не могли подобно балтам все бросить и уйти в лес, им пришлось искать свои методы борьбы против шведских разбойников. Если в начале пиратские налёты были крайне жестокими и не было случая когда бы варяги не сожгли дома и не убили всех бесполезных им жителей деревни, то со временем они поняли, что их тактика «выжженной земли» работает против них. Стало ясно, что нет смысла уничтожать овец, с которых можно ежегодно стричь шерсть. К тому же постоянные военные стычки со славянами, которые вовсе не были так покорны, как овцы, ставили под угрозу не только снабжение варягов жизненно-необходимым, но и их беспрепятственную торговлю. И варяги сменили тактику. Они превратили свои опустошительные налеты….. во взимание «pizzo Mafioso» - дани по договоренности. К тому же в обмен на определенное количество товаров в начале каждого теплого сезона банда гарантировала защиту населения от другой банды, при необходимости оставляя зимовать у славян самых сильных воинов. Местная славянская элита, особенно та, что жила на северном побережье оз. Ильмень не «сорудничала» с варягами, но как только стало ясно, что большая часть богатств их земли уплывает к варягам, а торговля становится все более выгодным делом, славены и кривичи вступили в партнерские отношения с варяжским рэкетом. .
Рынок требовал все больше товаров, и главари варяжской мафии тоже становились все более требовательными. Рэкет они пытались превратить в монопольное и эксклюзивное право, отстранив остальных членов банды, преобразуя саму «вольную» банду в хорошо оплачиваемый вооруженный гарнизон с постянным составом, функцией которого стала сбор дани, эскорт и защита складов. Сезонные визиты вольных шаек постепенно прекратились, а места, где варяги хранили собранную со всей округи дань, превратились в постоянные поселения.
Таким образом почти надо всем севером Русской Земли господствовал беспрецедентный рэкет, пока вожди варягов, норманны (это имя, которое было дано викингам на Западе означает «люди севера»), точно так же как и в других частях Европы и почти одновременно не приняли решение (поддержанное обстоятельствами) окончательно избавиться от других шаек и организовать систему защиты подконтрольной им территории (конец X -начало XI века), для осуществления которой избрали князя. Очень быстро варяжская элита, как это обычно у элит бывает, слилась со славянской элитой Киева, Novgorodа и Полоцка.


----------------------------------------
[Редактировано 1 раз, последний раз исправлял(а) manual в 07.01.2008 21:41:06]

Re: Русское Средневековье глазами европейской науки
08.01.2008 10:39:15

Альдо Мартурано «Мафия Древней Руси»

Глава 2. Мафиозная гипотеза Часть 2


Несомненно, что идея организации государства никогда не была конечной целью эволюции варяжской мафии. Варяги были слишком малокультурны и разобщены между собой для того, чтобы осмысленно и целенаправленно строить государство. Для них Русская Земля была только рудником богатств, разработка которого не стоила слишком больших усилий. В остальном, интересы и связи варягов продолжали оставаться за морем, в западной Балтике! Конечно, были среди них те, кто мечтал о государственной власти, но это слишком сложное дело, и все попытки имитации знакомой варягам модели Хазарского Каганата, при широкой возможности ее "копирования", оставались очень поверхностными! Государственная организация, построенная на древней ткани славянского общества, была более удачной, и именно она имела свое реальное продолжение.

Как бы то ни было, на Севере, где жизнь человека была трудна и коротка, ни один шведский пират не ставил себе задачу заново изобрести новое государство вне своей родины, даже, теоретически, желая власти. Кто хотел (и мог!) стать князем, должен был иметь безоговорочный авторитет среди обширного и плотного сообщества, державшегося вместе только силой, встречая много трудностей в собственном выдвижении и выстраивая субординации со своими бывшими деловыми компаньонами, которые в пиратской шайке были ему ровней.
Поэтому, кто становился чем-то бОльшим, чем capobanda (главарь шайки), по возвращении в Швецию, хотя и приветствовался ликующими группами «друзей и родственников», должен был противостоять местным королям, которым и самим было тесно на родине. Приключение “regale” было возможно только вне Скандинавии! Вожди варягов, посещавшие Русскую Равнину, были либо изгнанниками, либо лишенными наследства; и единственным местом, где было можно «сыграть в принца» были малонаселенные и потенциально богатые Земли Русского Севера! А единственной силой, которая могла бы помешать их притязаниям, была Византия, и, что более верно, Хазары.

Упомянутая в 1 главе идея Киевской Руси, как первого русского государства, отражала структуру организации варягов в большом славянском городе «хазар», которые не могли допустить политически-независимый проект варягов и, тем более, славян. Латыш G. Evers в XIX веке., в своей книге «Происхождение Русского Государства» утверждал, что первое ядро варяго-славянского государства было собственным форматом … Хазарского Каганата!

Здесь выпущен из виду типичный вопрос русской истории, которой необходимо пояснить, хотя бы кратко, так как он влиял, и иногда катастрофически, на некоторые наши источники.
В русской историографии в течение нескольких веков признавалось влияние хазар при становлении русского государства, слишком очевидное, чтобы отрицать это, но усомниться в том, что русское государство было продуктом элиты варяжского происхождения, было совершенно естественно! Русская Империя и Швеция в XVII sec. были постоянными врагами. Когда в 1613 некий швед V. Videkind, готовивший материал для переговоров с Русской Империей, в своих записках отважился указать, что претензии его страны на район Больших озер Севера были вполне оправданы, поскольку «…было время, когда Новгородом правил князь, рожденный в Швеции» …по имени Рюрик, этот комментарий породил одну из двух официально принятых версий о происхождении русской государственности – норманнскую! Ей противостояли антинорманнисты со своей идеей происхождения государства «прежде всего славянского». Поскольку этот вопрос имел тонкую политическую подоплеку, долгие годы он обсуждался совершенно безо всякой надежды на окончательное разрешение. В середине XIX века норманнисты пытались обобщить и доказать «русский» вклад в другие европейские государства и тем самым получить политические и военные выгоды равноправных союзов. Теория антинорманнистов, напротив, провозглашая оригинальность русского государства, как местного изобретения уникальной славянско-русской культуры, создавала из Москвы и России славянский символ превосходства и силы, в котором ничего европейского быть не должно, как совершенно чуждого великой славянско - русской культуре. Последний тезис был унаследован и поддержан советскими историографами. Но этот вопрос уже не наша тема…

На огромных просторах Русской Земли последовательно существовало несколько разных государств, но породившая их самая первая попытка контроля варягами территории, которую они грабили, так и не создала государственности. Варяги действовали с присущей им практичностью: использовали средства и людей как можно с большей выгодой, получаемой в кратчайшие сроки! И бесполезно здесь искать другие идеалы …

Когда мне в руки попала книга J. Diamond, «Стальной клинок и Недуги», внезапно я понял, что я был совершенно прав, когда пришел к выводу, что на севере Русской Равнины в VIII - IX веках существовал вид организованного racket variago, потому что этот режим действительно сопоставим с теми, которые австралийский историк в своей книге назвал клептократией (воровское правительство). Так я позаимствовал государственную концепцию общества, основанную на ограблении, или клептократии, констатируя кроме того, что этот режим установился при попустительстве славян и при поддержке Византии и Хазарского Каганата в зоне Больших Озер … потому что всем было выгодно контролировать торговлю ценными товарами!
Этот клептократия, ничем не отличается от современной системы «pizzo Mafioso» («крыша»). Принцип: Ты платишь мне, и я защищаю тебя (от других, таких же, как я) … совсем не новость под солнцем!

В доказательство привожу слова самого J. Diamond, который описывает некоторые черты клептократии, чтобы сделать более ясной свою идею:
«… часть имущества, полученного от народа, никогда повторно не распределяется, но потребляется исключительно господствующей кастой и ее приближенными; собирается vero tributo (истинный налог), предшественник современных налогов… И не только это: вождь мог попросить (или заставить силой) народ участвовать в строительстве любых крупных объектов, как публичного предназначения, так и тех, что предназначены исключительно для правящей «касты».

Сегодня мы определяем мафию как параллельную «незаконную» власть, которая действует внутри государства или сообщества, институционно организованного. Сегодняшняя мафия не является альтернативной властью, это параллельная власть, основанная на насилии. Она существует в виде некоего «секретного общества», члены которого связаны законом крови, а ошибки, оскорбления и отказы стоят жизни.

Как действует современная мафия: сначала угроза грабёжа, затем - похищение детей, и, наконец, является “scagnozzo” (прихвостень), который гарантирует «защиту», если оплачивается соответствующая доля, в точности, как это делали варяги в IX - X sec.

Мафия как единственная территориальная власть могла существовать на Русской Равнине только до тех пор, пока не появились условия и необходимость для возникновения государства: только тогда, когда рост доходов населения спровоцировал бум ограбления, славяне начали искать союз, и предложили варягам службу и паритет в политической власти, более стабильной, чем та, которую славяне имели до этого, несмотря на их развитые межплеменные связи, большую численность и культурное превосходство. Variaghi продолжали заниматься своим рэкетом, а славяне завершили ассимиляцию неславянских народов. Естественно не надо думать о Slaveni или Krivici как этносах (мы уже сказали, что государства не существовало!), но только как об элите, в которой с течением времени происходило расслоение, осложненное межличностными и межродовыми отношениями.

Когда варяжская клептократия стала славянским государством? На Русской Равнине длительное время существовали различные независимые «racket variaghi»: на севере с центром в Ладоге (и потом в Новгороде), в Полоцке, в Бело Озеро (Белом Озере) и, вероятно, в Рязани. Но никакой racket variago не обнаружился, ни на юге в большом центре Киеве, где доминировали славяне, ни на территории междуречья Волги и Дона, где властвовали Хазары!
Цель моего исследования, таким образом, теперь понятна, и потому я решил назвать вещи их истинными именами:
я хочу сказать, что варяги занимались своей мафиозной деятельностью в основном на маленьких славянских (таких как zadrugi или sklavinìai) самоуправляемых общинах деревень русского Полесья (лесов), где происходит самая ранняя институционализация сбора дани как «налога на защиту», как княжеского налога. Под личным контролем capomafia на целый сезон все население до единого человека, крестьяне и некрестьяне, славяне и неславяне, живущие вдоль берегов русских рек, становились единой большой «колонией» поставщиков богатств, которые можно только вообразить в те времена и в тех местах!

Мафия варягов, если бы не было последующей христианизации, смогла бы продолжать существовать или, возможно, это было бы несколько подобных организаций. Но так уж случилось, что гнет хазар на Русской Равнине был ослаблен; Новгород удалось заставить передать свою capomafia в Киев, уступив независимость местной славянской мафии. Благодаря интуиции и опыту, пережитому в Скандинавии, где он скрывался в течение нескольких месяцев, Святой Владимир (сына последнего capomafia) вынудил всю верхушку принять крещение и сделать свое господство международно-признанной политической реальностью. Для этого Святому Владимиру пришлось пожертвовать привычками и сменить сотню «жен» на одну официальную жену, Анну - христианскую и византийскую принцессу!
Крещение Киева (1-го августа 988 или 989) уничтожило варяжскую клептократию и сделало город столицей государства, теперь уже славянского и ... русского, которое возглавлял славянизированный варяг Владимир! Впоследствии Исландские Саги избавятся от Владимира как от спорного звена шведского происхождения киевских князей, как они утверждали до того времени!
Варяго-славянская клептократия была, таким образом, не столько основой, сколько трамплином для всех других русских государств, от тех, что возникли в XII - XIII sec., до царствования Ивана IV Грозного, после которого была погашена "прямая" линия дома варяга Рюрика, и, спустя некоторое время, на троне Москвы оказались Romànov.


На форуме с: 27.06.2007 | Сообщений: 232 |914892 | Статус: Online
Re: Русское Средневековье глазами европейской науки
08.01.2008 23:34:54

А вот еще и прямо про наши мафиозные чтения:

[idrisi.narod.ru]

Очередной шедевр из интернета (сайт www.cronologia.it). Там опубликована работа ALDO C. MARTURANO "LA MAFIA DELL'ACQUA" ("Мафия морей"?), как-то относящаяся к книге того же автора "OLGA LA RUSSA" ("Ольга Русская" - имеется в виду княгиня Ольга). К сожалению, на итальянском, который достаточно трудно читать по-английски. Хотя имена и топонимы все знакомые - Рюрик, Олег, Ольга, Альдегьюборг, Биармия, и в списке литературы 50% - московские книги (Артамонов, Гумилев, Рыбаков, Сахаров), но постоянно мелькает слово "мафия". Надо думать, итальянцы хорошо знают, что это такое. Так что может быть, кто-нибудь прочтет и другим расскажет?
(145 Кб - в архиве!) Альдо С. Мартурано "Ольга Русская".

09.01.2008 11:41:37

Альдо Мартурано
МАФИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Глава 3. Источники

Я начал искать самые ранние упоминания о походах шведских варягов на озера русского севера. К сожалению, ранее IX sec. никаких сведений об этом нет! Единственное упоминание в X sec. находится у византийских хронистов.
Но, внимание! В X sec. методы Константинополя в составления истории отражали особую концепцию, в которой превозносилась эволюция человечества. События развились внутри безымянной равнины и безымянного христианского бога. Но! так как у римского императора была миссия универсального (ecumenica) господства над миром от имени Христа, сына Бога, Византия ставилась в центр Вселенной, и все, кто оказывался вне этой вселенной, были варварами или неверными. Выставляемые на границах Империи материальные богатства христианского мира служили прежде всего тому, чтобы склонить варваров к вере Христа и тем самым вовлечь в сферу имперского влияния!
С введением в Киеве Христианства, Владимир (первый христианский варяго-русский князь), дал большие полномочия византийским советникам (особенно тем, кто прибыл с его новой греческой женой) для того чтобы его господство было преобразовано в "христианское" государство. Он разрешил им основать Печерскую Лавру (монастырь) в труднодоступных пещерах на высоком правом берегу реки Днепр южной окраины Киева. В этом монастыре, который был основан греческим монахом Святым Антонием, формировались духовные лица для управления душами нового Столичного русского Центра ( Тавроскифия), зависящего от Патриархата Константинополя. С этого момента появляется название … rus ’!
Была придумана история происхождения нового государства согласно византийской модели видения мира в XI - XII sec., когда Хроники пришли в свет …Но в таком децентрализованном месте как Киев писать, пытаясь поместить все местные события внутрь «универсальной» истории Византийской Империи, нужно было с большой осторожностью, чтобы не оскорбить заказчика, князя Ярослава Мудрого, унизив тем самым его перед римским императором. Летописцы знали , что находящиеся у киевской власти rus ’, славянизированные и крещеные уже потеряли большую часть их “mafiosità” и вполне могли быть узаконенными в роли правителей. Тем более, если рассказать, что их деяния по становлению киевского государства, были благом для всех христианских подданных Русской Земли, а не только для собственного, как это было в реальности. Кто были эти подданные, их этническая или личная идентичность, было неважно! Для Христа все души равны! …Лишь бы крестились и оставались верными своему князю!
Любое событие, записанное в Летописях, должно подтверждать и отражать только эти принципы. Поэтому ведение Летописей контролировалось властью, и чужие к ним не подпускались. Заметим, что Новгородские Летописи значительно отличаются от Киевских! Причины понятны: в Новгороде правили "рус" -родственники и сторонники завоевателей Киева, и эти славяне - варяги были слишком важными персонами, чтобы игнорировать их мнение. Даже монахами-летописцами, посланным из Киева!
Можно себе представить, как непросто было восстанавливать отдалённые события, происходившие задолго до крещения, и потом, когда русский христианский мир был очень ограничен. Монахи и смиренный христианский клир ( младшие священники) собирали, как могли, сведения о прошлом, сохранившиеся в устных легендах, песнях и былях, и, возможно, сказках простых людей. Чтобы снять языковую проблему, ведь «высокий» клир состоял исключительно из греков (начиная с епископа Анастасия Херсонского в Тавриде, которого Владимир привел с собой в Киев для крещения своего народа), Константинополь для сбора информации пользовался услугами дунайских болгар, которые, будучи славянами, понимали язык разных славянских племен. События, описанные первыми священниками в докладах Метрополии, и, главным образом, материал, опиравшийся на устные предания, составили «Повесть временных лет». Эта книга не только закрепила в письменной форме устные предания, но и стала единственным источником исторического «наставления» потомков правящей элиты и своего рода «учебником» для изучения истории, в том числе и в монастырских школах.

Понятно, что когда в Киеве впервые официально появляется искусство письма и книги, которые «говорят», они считаются самыми ценными и таинственными предметами, восхищая, удивляя и приводя в священный трепет… И книги, и, особенно, умение запечатлеть события на пергаменте были очень важны как инструмент власти над умами, так как передавали «истину» прошлого и на этой основе готовили грядущее.
Давайте вспомним, что на Большом Севере "письменность" была уделом шаманов и жрецов, и имела, прежде всего, магические функции предсказания будущего и защиту дома или людей знаками, вырезанными на древесине или камне (скандинавские руны!).
Но с развитием и распространением письменности происходила настоящая «революция», потому что, если сначала человек боялся природы и судьбы, то теперь можно было, в известной степени, своей судбюой управлять …
Письмо и чтение, как инструменты огромного влияния, не были достоянием только священников и монахов, они почти «мгновенно» поступили в распоряжение господствующего класса, который понимал, что овладеть этим умением нужно как можно быстрее, чтобы пользоваться им наиболее выгодно! Очень часто в «Повести временных лет» превозносится грамотность первых князей, благодаря экотрой они смогли "понять все блага, которые дает и преумножает Христианство".
Только представьте, как был очарован неграмотный человек грамотеем, который мог узнавать события прошлого или будущего только смотря на знаки!
И все же! Человек власти желает, чтобы это знание было «правильным» с его точки зрения , но, … сам он его не создает! Как сдедствие, доступ к грамоте, который поначалу был открыт даже княжьим слугам, из страха, что кто-то сможет пользоваться этим умением против князя, был резко ограничен лишь узким кругом знати и небольшим количеством писцов.
Даже в Новгороде, где у власти были представители более древних и крепких славянских родов, письмо не распространялось в народе, это было гораздо позже в XI-XII sec., и только для практического использования. Археологи, в 1951 нашедшие многочисленные берестяные грамоты с обильной коммерческой и бытовой перепиской, подтверждают эту особенность.

(В отличие от дорогого пергамена береста была самым демократичным и легкодоступным материалом письма в средневековье. Старшие берестяные грамоты из числа обнаруженных относятся к первой половине — середине XI века. Однако в Новгороде было найдено два костяных писала, которые датируются по археологическим данным временем до крещения Руси: одно — 953-957 годами, а другое — 972-989 годами. Берестяные грамоты были привычным элементом новгородского средневекового быта. В Древней Руси элементарный курс грамотности ограничивался одним обучением читать. Но закончив его, ученики, хотя и непрофессионально, могли писать, перенося навыки чтения на письмо. Искусству писать и правилам правописания учили специально, главным образом будущих книгописцев. В отличие от книжных текстов, созданных писцами-профессионалами, берестяные грамоты созданы людьми, в своем большинстве специально не учившимися писать. Не проходя через фильтр книжных орфографических правил, берестяные грамоты отразили многие местные особенности живой речи XI-XV веков.– прим. Пер)



До того момента прошлое передавалось изустно - в песнях и былинах у большой печи , где коротали долгие зимние вечера. Рассказчиками были «профессиональные» bardi, обычно слепцы, которые в домах состоятельных знатных сородичей за небольшую плату рассказывали истории о древних героях-богатырях и развлекали песенными сказаниями о происхождении и деяниях их предков, которые, как правило, были правдивы, или почти правдивы, так как передавались «по наследству» заучиванием наизусть. И это была единственная персонифицированная культура, что у крестьян, что у знати. Человек был человеком, если он знал свою родословную и чтил предков, если у него была СОБСТВЕННАЯ история!
Появление письменности в этом смысле не было благом: если сказителя-певца можно было попросить чуть-чуть изменить свой рассказ в худшую или в лучшую сторону, то монахам, считавшимся персонажами священными и, в идеале, неподкупными, навязать было ничего нельзя, поэтому, записанное ими считалось единственной существующей правдой … в вечности! Ситуация изменяется радикально, даже в деревнях. Сказители уступают свое место «византийскому знанию» и в глазах церкви становятся детьми дьявола, «рассказывающими сказки за деньги и превозносящими своих героев без благословения христианского бога». Теперь у них не было работы в домах знати, они становятся простыми певцами-сказочниками, у которых прошлое это только фантастическая и невероятная басня.
Русские саги (bylìne на юге и dumy на севере) – такие же достоверные исторические источники как и истории скандинавского севера в Edda Снорри Стурлуссона и других исландских сагах.
По началу былины были заклеймены церковью как языческие. Эти народные сказания отнесли в разряд сочинений, достойных исключительно язычников, но много позже, когда отношение к ним становится более нейтральным, они записываются и сохраняются для потомков в рассказах … тех же священников, которые их до тех пор презирали!

Но народное историко-литературный наследие не исчезает сразу, оно продолжает существовать до XIII sec , времени последнего киевского певца Бояна, знаменитого и правдивого (хотя, его « Слове о полку Игореве» обвиняется в излишках фантазии).
Былины менялись, но было бы наивным думать, что князь Ярослав Мудрый, заказчик «Повести временных лет», не повлиял на содержание Хроник, записанных священниками. Напротив! Монахи очень внимательно отнеслись к княжеским пожеланиям, и хроники рассказывают нам много хорошего о его семье, его происхождении и его делах.
Печерской Лавре, где писались Хроники, было не очень трудно придерживаться этих рекомендаций. Монах Никон, которому в 1037 году была поручена первая редакция Хроник, собирал сведения в княжеском окружении, прежде чем изложить их в кратких ежегодных статьях. Как это было принято в хронографических произведениях Византии, история начиналась с Сотворения мира христианским богом. Уделено много внимания устной традиции, описанию княжеской дружины (мы уже знаем, что это была за организация!), и все это подано так, чтобы служить в целях Князя, избранного Богом для Русской Земли!
Необходимо подчеркнуть, что Русская Церковь в XI sec. была заинтересована не только в работе по составлению хроник княжеского господства, но, прежде всего, в распространение его убеждений и веры. Для этого на древнерусский язык переводились священные книги Христианства. Так появилось Остромирово Евангелие (названное по имени князя или знатного человека, который финансировал работу), написанное в Новгороде в 1056-1057 и в 1092 в Архангельске. Несмотря на содержание, эти книги также могут быть использованы в качестве исторических источников, откуда после тщательного филологического и семанитческого анализа текстов можно извлечь некоторые сведения о XI sec.
С Русской Землей была связана легенда о Св. Андрее Первозванном, Первом Проповеднике, записанная в первой части «Повести временных лет». Она закрепила святую миссию нового христианского народа навеки. Рассказывается, о том, как Святой Андрей принял от самого Христа поручение крестить часть мира, называемую Скифией; как, достигнув Херсонеса в Тавриде, подвластного Риму, он узнал людях, живших вдоль берегов большой реки Dnepr, как он поднялся по рекам до Новгорода, где немедленно воспользовался удовольствиями русской сауны. Баня перед дорогой назад в Рим … Абсурд!
Цель этой "назидательной" легенды ясна: она узаконивает собственность Русской Земли с севера на юг под началом князей Киева, происходивших от Рюрика и … по воле Бога!


В 1039 Патриарх Византии официально назначил первого Митрополита, Михаила Тавроскифского, так официально называлась Русская Равнина в византийских документах. Его первоначальная резиденция находилась в Переяславле, потому что в Киеве еще не было достойного места. Несколько лет спустя, в 1050 во втором самом важном городе Русской Земли, Новгороде, была основана епархия, сразу же начавшая писать местные Хроники! Тоже самое случилось в третьем русском городе: Полоцке.
У хроник, написанных в Новгороде есть различия в трактовке событий по сравнению к киевской редакцией. Написанные под руководством местного князя, посланного Киевом, они в действительности отражали влияние местной знати, имевшей большой политический вес, и никто, даже представитель Киева, не мог слишком с ними спорить …
Хроники, составленные в Киеве и Новгороде названы соответственно Первым Собранием Kieviana и Древним Собранием Novgorodese.
В 1095 появилось Второе Собрание Kieviana, которое будет служить основой окончательной редакции «Повести временных лет», сделанной знаменитым Нестором в 1113, через несколько лет после смерти Ярослава Мудрого, бывшего ее вдохновителем. Эта Хроника - наш первичный источник, название которого мы сократим до аббревиатуры ПВЛ!
В 1116 году, поссорившись с Печерской Лаврой, Владимир Мономах, сын Ярослава Мудрого, получивший образование в Византии, доверяет продолжение Хроник и их пересмотр игумену княжеского Монастыря Святого Михаилу Vydubizkii,а в 1118 по поручению новгородского князя Мстислава разработана третья редакция, продиктованная новгородцами …
Это ретроспектива составления Русских Хроник была мне необходима, чтобы понять дух, с которым нужно читать то, что в них содержалось, и чтобы легко в этом ориентироваться.
ПВЛ в его многочисленных редакциях - самый полный единственный источник древней русской истории.
В течение всех этих веков, прошедших прежде, чем она дошла до нас, ПВЛ перенесла переделки, пополнения, добавления и различные редакции с разыми именами, например Ипатьевская или Радзивиллова и т.д. (названия от второй места нахождения манускрипта или человека, который ее нашел и отрецензировл et sim.)! Но это не единственный элемент беспорядка. Есть и еще! Сопоставляя тексты и события в различных версиях (иногда расходящихся уже с самой древности) можно лучше понять более поздние добавления.
Например, новгородская редакция Хроники Ostromir, явно защищает политические - экономические интересы бояр (об них мы будем говорить далее) Новгорода от киевского князя Ярослава Мудрого, бояре считали его всего лишь “ членом господствующей новгородской касты ”.
Другой источник русской истории - Жития Святых, настоятелей и высшие чинов монастырей, основанных в Русской Земле, или византийских монастырей зоны pontica (черноморской), у которых были контакты с русскими. Эти свидетельства, конечно, не слишком могут помочь, потому что, будучи назидательного рода, они слишком стереотипны: некоторые события рассказываются почти одними и теми же словами, списанными с жизни другого святого. Таким образом, эти источники не являются надежными, хотя в них иногда находятся самые интересные новости о народах, которые нас интересуют.
Другой важный документ - предтеча Гражданского Русского Кодекса –т. н. «Русская Правда» с записанными в ней устными обычаями и законами времен Ярослава Мудрого (1019-1054), которая хранилась в Новгороде. В ней отражается дух variago-русского общества IX-X sec., и поэтому для меня это был очень ценный источник.
Нельзя забывать и о сообщениях внешних наблюдателей, которые они знали или слышали о Русской Земле на заре ее истории. Много, хотя фрагментарных, но самых удобных и важных свидетельств в византийских хронографах; или ценные Исландские Саги, в которых действительно говорится о периоде происхождения Руси, хотя сами эти саги были записаны несколько веков спустя. Надо сказать, что внешние наблюдатели, в большинстве своем из средиземноморской среды, и почти всегда они концентрируют свое внимание на юге Русской Земли, которая была им доступна (главным образом, Киев и его окрестности). О севере наши источники говорят мало, потому что в действительности никто не знал о нем почти ничего из-за опасностей, которым подвергались путешествующие вдоль русских рек на Север!

Хроники, отчеты путешествий, дипломатические миссии, договоры и встречи делятся на христианские и мусульманские источники. Очень важен по времени написания документ о дипломатической миссии 921 года, когда мусульманин Ибн Фадлан лично встречался с Rus ’, и в его записках много сведений об их обычаях, костюмах, религии и многое другое. Кк этой информация я обращался очень часто.
Существуют большие различия в представлении событий и сведений писателями этих двух мировых религий.
Трактовка в христианских источниках излишне идеологизирована в религиозном ключе, в то время как мусульманские гораздо более светские и "беспристрастные"! Христианские авторы, одержимые чудесами, искажают реальность, создавая возможность для двусмысленной интерпретации. У мусульман нет всех этих “ типичных предрассудков христиан ” , они предпочитают просто фиксировать события, с большим любопытством собирая … только очевидные свидетельства, наиболее достоверные (для тех времен)! В случае сомнения, факт либо отсутствует, либо специально подчеркивается его сомнительность. Abu Sa’ id Siraf, хронист, писатель и исследователь X sec.(и наш информатор), советует тому, кто пишет доклады и хроники: “ Предпочтительно ограничиваться подлинной информацией, даже если ее мало. ”
Исключением в этом смысле среди "христианских" версий представляют документы, написанные императором Костантина VII Порфироносным, высокообразованный, он был самым внимательным читателем докладов в обширных архивах Имперского Дворца Costantinopoli, которые он свел и отредактировал, в то время, пока ждал возвращения на трон ( который временно отнял у него свекр).
Кроме этих письменных источников другого у нас нет …
Кроме того, надо учесть степень доступности свидетельств на древнерусском или арабском языке, со всеми превратностями - разрушениями и порчей, которые эти книги перенесли в течение десяти и более веков! Поэтому приходится обращаться к их переводам, прокомментированным специалистами.
Как знать, сколько свидетельств погибло в Киеве, когда этот город был полностью опустошен и разрушен Монголами в 1240, или в Багдаде, который потерял свои богатейшие библиотеки под ударами тех же Монголов в 1258? Книги гибли от пожаров в монастырях и соборах, от разрушения мусульманских медресе, из-за окладов, украшенных драгоценными камнями, серебром и золотом, которые привлекали грабителей.

Важный источником информации являются археологические раскопки, дающие материальное подтверждение событиям из летописей и хроник, и я благодарю археологов, чьи раскопки дают возможность ориентироваться в многочисленных фантастических гипотезах и правильно интерпретировать данные.
К сожалению, из-за геологического строения Русской Равнине, простирающейся до правого берега Волги нет дешевого естественного камня (кроме отрогов Карпат к Югу от Киев)а и, если исключить большие моренные валуны, здесь нет другого каменного материала. Валуны морен из-за их объема и твердости пород, почти не использовались для строительства. На них, считавшихся магической охраной водных потоков, вырезались знаки и надписи, служившие указателями (mezha в русском языке) границ или направлений, и некоторые исследователи пользуются ими в качестве доказательства. Самый известный камень найден у Borisovo, в Белоруссии, с надписью и крестом, датируемым после 988 годом.
Позднее (с XI sec.) пользовались «искусственным» камнем, то есть кирпичом, … позаимствовав эту технику у Византии!
По этой причине в археологии существует проблема изучения материала, который в те далекие времена применялся для изготовления всего и вся –древесины! Она недолговечна, и для признания в качестве вещественного доказательства археолог должен быть очень внимательным и иметь обильный материал, иначе след от столба, которого больше нет или пепел идола замолчали бы навсегда, и была бы потеряна ценная информация. Остатки Itil, столицы Хазарской Империи , не были найдены именно по этой причине!
Но есть и исключение: в Хазарии обнаружены остатки крепости Саркел, построенной из камня и кирпича греками (чтобы держать под контролем rus ’). Руины, еще видимые, красноречиво говорят нам, что Cazari были древними властителми Волги!
Раскопки городов Севера, построенных вдоль берегов рек, говорят о многочисленных и разрушительных наводнениях, которые они перенесли в течение многих веков. Это были именно славянские города, что подтверждено общими приемами и высокими технологиями строительства и обработки древесины, характерными для всех славян, в том числе и за пределами Русской равнины. Например, дороги Новгорода (в русском языке gati), мощеные деревом, не нуждались в ремонте каждый год после таяния снега из за особого способа закладки и сложной системы дренажа. Дома в городе были большими и многоэтажными, что доказано размерами изгородей, а по величине заглубления части столба в пол археологам удается сделать вывод о количестве этажей.


Далее следует 4 глава "Сцена Первая" о взаимоотношениях славян с реками и вообще водой.

Надо только подождать, потому что

".....быстро только кошки родятся..." (с) О.Бендер

----------------------------------------


(tu): edge

Перейти: <>
Опции: ОтветитьЦитировать

Ваше имя: 
Ваш email: 
Тема: 
Smileys
...
(loading smileys)
Незарегистрированный пользователь должен ввести код, чтобы публиковать сообщение. Действителен только последний показанный код.
Введите код:  Картинка
В онлайне

Гости: 133

This forum powered by Phorum.

Large Visitor Globe