edgeways.ru
|
|
Отв: Старт ракеты Saturn-5 Пользователь: edge (IP-адрес скрыт) Дата: 16, October, 2010 06:28 Цитата: Для образования льда на поверхности холодного бака не имеет практического значения направление движения в воздухе. Во-первых, потому что конденсация паров и кристализация воды на холодной поверхности прямо связаны с разницей температур паров (=воздуха) и поверхности, и сопутствующим расположением точки росы, и это соотношение никак не зависит от воздушной конвекции, разве что в герметичном искуственном случае, когда вся влага уже сконденсирована и H2O в воздухе больше не осталось, а другого воздуха в доступе нет, но это в данном случае мимо, так как, во-вторых, холодная поверхность расположена в открытом доступе атмосферного воздуха, с безграничным запасом паров для конденсации, непрерывной естественной конвекцией, ускоряемой охлаждением прилегающего воздуха. Куда бы ни шел охлажденный вохдух, это прямо означает, что его место заполняет "свежий", с новыми запасами паров воды. Наличие и толщина ледяной "шубы" в первую очередь зависит именно от этого. Введение градиентов температуры в воздухе или в материале поверхности вызывает недоумение. Для воздушной конвекции эта функция не имеет выражения кроме статистического, среднего по больнице, но никаких практических следствий не имеет: холодная поверхность статична, источник паров динамический. Для металлической конструкции такая функция описывает свойства теплопроводности материалов конструкции, связывающих поверхность холодного бака и соседний конструктивный элемент, и ничего более. О чем спор -- непонятно. Единственный градиент температуры, который находится в контексте "шубы", это градиент температуры от поверхности обшивки, "задающий" параметры процесса образования льда, и до новой поверхности, контактирующей с атмосферой. Процесс образования льда имеет ограничитель из разницы теплопроводности материала "бака" и льда, где лёд значительно менее теплопроводен, 2-3 тыс мВт/(м·К) против десятков-сотен тыс мВт/(м·К) у металлических материалов. Наличие термоизолирующей прокладки-обшивки бака влияет лишь на скорость динамического перехода от момента заправки бака и до уравновешивания температур обшивки и бака. Соответственно, процесс льдообразования постепенно тормозится понижением разницы температуры поверхности с температурой окружающего воздуха, до вынесения точки росы вовне. Изначально заданный градиент температур от температуры бака и до температуры воздуха определяет предельную толщину "шубы". Параметры воздушной конвекции мало влияют на характеристики льда, ведь это всё же ракета на старте, а не аэродинамическая труба поперек. Хотя если есть желание прицепиться, что "шуба" не чистый лед, а скорее "снег", что в опчем не так, то и разница лишь в том, что теплопроводность снега ниже в полтора раза. Но для образования снега нужны другие параметры льдообразования. С таким ветром ракеты не запускают. А видимая "шубистость" это область тумана, переходный слой воздуха, где конденсат воды еще не замерз или еще не испарился обратно, будучи сдутым очередной порцией атмосферного ветра. О чем спор -- непонятно. Видимо, лишь о том, почему так разно выглядят старты и баки, на которых есть все те же самые исходные условия, и все "техники" по "сбрасыванию" льда. Всё то же самое, а выглядит очевидно по-разному. Тут шуба, а тут дуба. Так? Если так, то это очевидная разница температуры поверхности ступеней одной ракеты или разных стартов. О чем спор -- непонятно. |