edgeways.ru
|
|
Отв: Самый зловещий экспонат Пользователь: Andrew VK (IP-адрес скрыт) Дата: 13, October, 2011 00:12 Цитата: Позавчера по каналу "Культура" показывали очередной фильм про африканское искусство. В основном речь шла о небольших скульптурках - деревянных и бронзовых, - изображающих умерших детей. Ритуал почитания "двойников" умерших был наиболее широко распространён в Центральной Африке, с произведениями которой мы уже знакомились. В настоящее время детские скульптурки интерпретируются как божества. Их обмывали и чистили как будто живых детей. Многие фигурки были таким образом полностью заполированы - лица отсутствовали. Теперь уже можно сделать окончательный вывод - в Африке обожествлялись все умершие, имевшие скульптурных двойников. К ним в первую очередь относились изваяния вождей. Вспоминаем древнеегипетские рельефы: В качестве бога Мина-Амона служила статуя, которую можно было переносить с места на место. Теперь уже нет сомнения, что Мин-Амон - это доисторический вождь африканского племени, быть может, даже и царь. Эта мысль находит подтверждение в абидосском царском списке, в самом начале которого стоит имя Мени. Ещё один признак "двойника" - характерный крест, который на фресках и рисунках изображался красным цветом - [edgeways.ru] Как мы знаем, в Древнем Египте обожествлялись не только цари, но и выдающиеся деятели, как, например, архитектор Имхотеп... Вернёмся, однако, к африканским скульптурам. Вот некоторые примеры в подтверждение высказанных выше мыслей: 1. Камерунский портрет короля Мише Мишанга Мамбула Куба - одно из королевств на территории современного Конго. В память о каждом короле королевства Куба было принято вырезать из дерева его скульптурный портрет - "двойник души". Короли изображались молодыми, без физических недостатков, что символизировало благосостояние нации. Особый плоский головной убор, ритуальный нож и другие ритуальные предметы олицетворяют королевскую власть. Считается, что это самый ранний из дошедших до нас подобных деревянных скульптурных портретов. 2. Фигура матери с ребенком (Лупингу луа луимпе) Во многих африканских культурах, где материнство зачастую было сопряжено с высоким риском гибели матери и ребенка, возникали особые культы, направленные на продолжение рода. Женщины использовали специальные пояса-обереги, а также для них вырезались из дерева магические скульптурки, которые они держали во время родов, чтобы отогнать злые силы. Острым концом скульптурки вставлялись в горшки с землей, перемешанной с минералами, различными частицами животного и растительного происхождения, наделявшимися магической силой. 3. Фигура трубача Фигура трубача находилась в королевском суде Бенина - она располагалась на алтаре, посвященном культу предков (культу умерших королей). Одежда украшена геометрическим, а также довольно редким для Африки цветочным орнаментом. На юбке-килте можно различить человеческие головы, головы леопардов и стилизованные головы слонов. Об устойчивых традициях обожествления африканских вождей говорится и в следующей цитате: Искусство бакуба в Африке Резко выделялось на этом фоне искусство бакуба. По смерти ньими (верховного правителя бакуба) его дух, по представлениям бакуба, воплощался в его статую «ндоп». Ни один народ Африки не знал такой своеобразной скульптуры, объектом которой был бы не человек вообще, а то или иное подлинное лицо (только у йоруба и бини существовала портретная скульптура, но эти народы отливали в бронзе не целые фигуры, а только головы). Первый такой «портрет» был изготовлен в первой половине XVII в. С той поры и до нашего столетия бакуба сделали 17 «ндоп». Как бронзовые изделия Бенина, маски бамбара и догонов, большинство этих скульптур-портретов оказались не у подлинных их хозяев, а в музеях Европы (Лондоне и Тервюрене в Бельгии). Приступая к работе, мастер обычно уже ясно представлял себе вид будущего изделия. Большим ножом он обрабатывал заготовку, оттеняя основные детали. Окончательную отделку производили маленьким ножом. Полировалась скульптура листьями. Иногда дальнейшая обработка проводилась составами, в которые входит пальмовое масло. В том случае, когда скульптура должна быть подвергнута раскраске, применялись минеральные и растительные красители (уголь, каолин, охра, порошок красного дерева и т. п.). |