edgeways.ru
|
|
И опять, И снова о том же! Пользователь: rvv (IP-адрес скрыт) Дата: 15, March, 2012 15:32 [www.snob.ru]
Леонид Бершидский / Сегодня Ленин был прав Контент как коллективный организатор Disclaimer: Я заранее приношу читателям извинения за длинные цитаты, которые мне придется привести в этом тексте. На мой взгляд, впрочем, они представляют собой увлекательное чтение. В 1901 году Владимир Ильич Ленин написал статью «С чего начать» — «не о выборе пути..., а о том, какие практические шаги и как именно должны мы сделать на известном пути». Первым делом Ленин поиронизировал над призывами к активизации уличной активности и уже без всякой иронии объяснил, что террор не вариант. Никакой пользы нет от всего этого, если нет крепкой организации, способной перехватить власть, как только наступит удобный момент. А с чего начинать такую организацию строить? Конечно же, с газеты, горячо доказывал Ильич: «Газета — не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор. В этом последнем отношении ее можно сравнить с лесами, которые строятся вокруг возводимого здания, намечают контуры постройки, облегчают сношения между отдельными строителями, помогают им распределять работу и обозревать общие результаты, достигнутые организованным трудом. При помощи газеты и в связи с ней сама собой будет складываться постоянная организация, занятая не только местной, но и регулярной общей работой, приучающей своих членов внимательно следить за политическими событиями, оценивать их значение и их влияние на разные слои населения, вырабатывать целесообразные способы воздействия на эти события со стороны революционной партии. Одна уже техническая задача — обеспечить правильное снабжение газеты материалами и правильное распространение ее — заставляет создать сеть местных агентов единой партии, агентов, находящихся в живых сношениях друг с другом, знающих общее положение дел, привыкающих регулярно исполнять дробные функции общерусской работы, пробующих свои силы на организации тех или иных революционных действий. Эта сеть агентов будет остовом именно такой организации, которая нам нужна: достаточно крупной, чтобы охватить всю страну; достаточно широкой и разносторонней, чтобы провести строгое и детальное разделение труда; достаточно выдержанной, чтобы уметь при всяких обстоятельствах, при всяких «поворотах» и неожиданностях вести неуклонно свою работу; достаточно гибкой, чтобы уметь, с одной стороны, уклониться от сражения в открытом поле с подавляющим своею силою неприятелем, когда он собрал на одном пункте все силы, а с другой стороны, чтобы уметь пользоваться неповоротливостью этого неприятеля и нападать на него там и тогда, где всего менее ожидают нападения». Ленин со товарищи уже выпускали газету, о которой шла речь, — «Искру». В Мюнхене. За следующие несколько лет тираж «Искры» увеличился до 10–12 тысяч экземпляров, образовалась-таки сеть «агентов», о которой мечтал будущий вождь мирового пролетариата. Ленин, правда, покинул редакцию через два года в результате внутрипартийных дрязг. Но «агентская сеть» впоследствии составила ядро большевистской партии, которой, как известно, повезло в нужный момент больше, чем куда более крупным организациям, составлявшим социал-демократическое движение. Ленин создал организацию, которую хотел, вокруг контента, распространявшегося едва ли не единственным доступным тогда способом. Этот опыт нравился Сталину, один из эпизодов революционной карьеры которого был связан с бакинской подпольной типографией «Нина», печатавшей «Искру» и отдельные материалы из нее в виде листовок. В 1923 году он написал для «Правды» статью «Печать как коллективный организатор», в которой описывал, как ленинскую идею можно применить в условиях, когда власть уже захвачена: «Ясно, что, при всем значении агитационной роли печати, организационная ее роль является в данное время наиболее животрепещущим моментом нашей строительной работы. Дело не только в том, чтобы газета агитировала и обличала, но прежде всего в том, чтобы она имела богатую сеть работников, агентов и корреспондентов по всей стране, во всех промышленных и земледельческих пунктах, во всех уездах и волостях, чтобы нить от партии через газету проходила ко всем без исключения рабочим и крестьянским районам, чтобы взаимодействие между партией и государством, с одной стороны, промышленными и крестьянскими районами, с другой стороны, было полное». Не прошло и десятилетия, как выяснилось, что у государства есть гораздо более эффективные способы протянуть свои «нити», а скорее, щупальца «ко всем без исключения рабочим и крестьянским районам». Методы, которые были эффективны для оппозиции, по большому счету, не пригодились власти, разве что как вспомогательные. Карательный аппарат работал лучше, безотчетный страх цементировал эффективнее контента. В эпоху «зрелого социализма» ленинскую цитату из «С чего начать» выложили неоновыми буквами над одной из центральных площадей Москвы. Но ее уже мало кто понимал: пропаганду и агитацию к тому времени взяла на себя тяжелая телевизионная артиллерия, а организовано советское общество было хоть и криво, но прочно: слежалось. Смысл цитаты, похоже, ускользал уже и от интеллектуалов. Василий Аксенов писал в романе «Остров Крым»: «Наконец над площадью Белорусского вокзала возникло перед Лучниковым его любимое, встречу с которым он всегда предвкушал, то, что когда-то в первый приезд потрясло его неслыханным словосочетанием и недоступным смыслом, и то, что впоследствии стало едва ли не предметом ностальгии, печенежье изречение: "Газета — это не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, она также и коллективный организатор!" Фраза эта, развернутая над всей площадью, а по ночам загорающаяся неоновым огнем, была по сути дела не так уж и сложна, она была проста в своей мудрости, она просвещала многотысячные полчища невежд, полагающих, что газета — это всего лишь коллективный пропагандист, она вразумляла даже и тех, кто думал, что газета — это коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но не дотягивал до конечной мудрости, она оповещала сонмы московских граждан и тучи "гостей столицы", что газета — это также и коллективный организатор, она доходила до точки». И вот в 2012 году, после победы Владимира Путина на президентских выборах, перед русской оппозицией встал вопрос, с чего начать. Вопрос о том, какие практические шаги и как именно должна она сделать на известном пути. Уличная активность? В самом начале нового политического цикла она, надо признать, не имеет большого смысла. Террор, слава богу, никто из оппозиционеров всерьез не рассматривает. Что же тогда? Конечно, газета! Ну, то есть никакая уже не газета, а оснащенная современными техническими средствами сеть по доставке контента широким народным массам. Новую «С чего начать» написал Алексей Навальный. Цитировать его сложнее, чем Ленина и Сталина, но контент вообще изменился за последние 110 лет, и тут мы имеем дело с постом в блоге, а не с обстоятельной статьей: «Для целей эффективной политической борьбы с властью жуликов и воров нам нужно выстроить систему, которая сможет качественно доносить информацию до 50 миллионов человек. Когда говорю "качественно доносить", имеется в виду — рассказать о чем-то одном (новости, событии, факте) в течение месяца... Члены Доброй Машины Пропаганды могут коммуницировать между собой в энторнете, который есть в любых количествах в любом из 50 крупнейших городов. Стоимость трафика упала. Принтеры подешевели. Бумага, картриджи. Мобильная связь. Полиграфия. Диски. СМС. Технология стала массово доступна. Это надо использовать... Децентрализация — наше все. Если у машины есть кнопка выключения, ее нажмут. Если можно посадить кого-то одного, посадят. Нужно объединяться в группы и дивизионы по интересам, но без координирующего центра». Суть идеи в том, чтобы каждый записавшийся в активисты распространял информацию о деятельности «жуликов и воров» по любым доступным ему каналам: распечатывал на принтере листовки и расклеивал в лифтах, звонил знакомым и что-то рассказывал, записывал диски с видео и раскладывал по почтовым ящикам и проч. Контента сейчас генерируется достаточно, просто его видят в основном люди, уже, так сказать, «обращенные»: все тот же «Фейсбук», все те же сотни тысяч людей, которых агитировать уже не надо. Им теперь предлагается, по сути, самоорганизоваться вокруг контента, превратившись в «агентов» в ленинском понимании этого слова. На словах Навальный говорит, что сеть активистов можно будет в считаные дни трансформировать в политическую партию, когда придет время за что-то бороться этим традиционным способом. Просто создавать партию сейчас неинтересно: мол, на это и рассчитывают в Кремле, предлагая опустить регистрационный порог до 500 человек. Ну, насоздаем два десятка карликовых организаций — и что дальше? А с машиной по донесению информации до тех, кто не на «Фейсбуке», власти и сделать-то ничего не могут: в этом ее преимущество перед «искровцами», которые все же контрабандой провозили в Россию свою газету или подпольно ее печатали. Владимир Ильич Ленин, что бы о нем ни говорили, был гениальным борцом с властью. Этот человек с маленькой группой головорезов, теоретиков и прочих отморозков сумел своротить огромную, пусть и прогнившую империю. Отчего бы не переосмыслить творчески, с учетом технологической революции, одну из его самых удачных идей? Пока идея Навального кажется утопичной. Хотя рисковать свободой, как в царское время, участникам Доброй Машины Пропаганды не придется, надо будет регулярно отрывать задницу от стула и идти агитировать и пропагандировать, иначе оппозиционный контент не сыграет своей основной, с точки зрения Ленина, роли — организаторской. Сколько в России людей, которых в достаточной степени допекла путинская система, чтобы они этим занялись, мы в ближайшее время увидим. Но идея Навального (вернее, Ленина — Навального) ценна уже тем, что она показывает наконец понятный способ использования социальных сетей в условиях игры вдолгую, а не быстрой революции. Сети — канал доставки контента до армии «агентов», которые несут информацию дальше, туда, куда даже «Одноклассники» не дотянулись и Дуров телят не гонял. А еще именно через сети можно записаться добровольцем, чтобы, когда придет пора, призвали в настоящую партию. : Аврум |