edgeways.ru
|
|
Масарик и Бисмарк. Пользователь: Изюм (IP-адрес скрыт) Дата: 03, May, 2012 14:17 Удивительно то- что в центре напротив Масарика -типа фаустовски усмехается...Бисмарк.
------------------------------------------------------------------------------------------- "Чешский вопрос для меня это вопрос о судьбах человечества. Как и Коллар я полагаю, что история народа не случайна, а в ней проявляется определенный план Провидения, и задача историков и философов, задача каждого народа состоит в том, чтобы постичь этот мировой план, познать его и точно определить в нем свое место и в соответствии с этим полностью осознанно продвигаться вперед во всей, в том числе политической работе" . Провидение вносит в историю смысл, который мы должны постичь и поступать в соответствии с ним (как здесь не сравнить с гегелевской или энгельсовской идеей "познанной необходимости"). Масарик, однако, в сравнении с Гегелем идеалист "иного типа" и идея Абсолютного духа, реализующего себя в истории, ему абсолютно чужда, не говоря уже о том, что Масарик находит даже связь между Гегелем и Бисмарком (и небезосновательно). "У Гегеля мы видим синтез Гете и Канта и предвосхищение Бисмарка: Гегель принял прусскую идею государства как проявление народности и вообще всего (целого) общества, своим пантеизмом и фантастикой (фантастичностью) создает переход от Гете и Канта и их мирового значения к пруссачеству и его материализму и насилию... Бисмарк и Вильгельм постоянно взывали к Богу, но к Богу прусскому. Гегель своим абсолютным идеализмом служил авторитаризму прусского государства, изменил гуманизму Гете и Канта и заложил фундамент теоретическому и практическому насилию" . С неизбежностью напрашивается мысль, что в этом ряду Гете - Кант - Гегель - пруссачество - Бисмарк Масарик предвосхищает позднейшие соображения Г. Лукача, который искал корни национал-социализма уже в немецкой классической философии. С другой стороны, идея свободы как познанной необходимости (Энгельса, Гегеля) неприемлема для Масарика потому, что в ней он видит путь к пониманию свободы как навязанного насилием равенства. Таким образом понимаемая свобода может прийти "только насилием и из нового насилия" . Если допустить масариковскую "онтологическую предпосылку", что смысл истории существует и внесен в нее Провидением (Богом), то необходимо задать вопрос - в чем специфика смысла истории чешского народа? На этот вопрос Масарик отвечает долгим изложением чешской истории, обращая особое внимание на анализ периода национального возрождения, на те этапы развития чешского общества, когда снова конституировался чешский народ как народ общества модерна (от конца 17 до конца 19 вв.). Историческое обоснование масариковских рассуждений, несомненно, спорно, хотя Масарик категорически утверждает, что "действительно научная история должна основываться на социологии", и что его взгляд на историю является попыткой "конкретной социальной динамики", а ни в коем случае точной реконструкцией исторического процесса. Часть историков в дискуссии, которая получила название "спор о смысле чешской истории" и с перерывами длившаяся от 1895 до 1938, а потом продолжилась некоторое время после 1946 г. указала на фактологические ошибки Масарика. Масариковский тезис о смысле чешской истории выглядит так: т.н. чешские будители (деятели чешского национального возрождения (Я. Коллар, Й. Добровский, И. Юнгманн) нашли твердую основу для своих стремлений по воскрешению чешского народа в понятии гуманизма. Это просветительское движение имело и свои собственные национальные кор- ни - в чешской реформации и в гуситской традиции, которая впоследствии была насильно нарушена, будители ссылались и продолжали эти традиции. Смысл чешской истории - "наполнение гуманистического идеала", который постоянно присутствует в чешской истории - то в более сильной форме, то менее явно. В "Чешском вопросе" полностью в духе масариковского способа мышления вопрос о смысле истории напрямую связывается с созданием и формированием политической национальной программы. "Нелегко найти правильную и надлежащую формулировку всеобщей национальной программы, в которой все основные элементы - гуманизм, народность, государственность, социальные реформы, просвещение, цивилизация - были бы органично связаны. У нас нет также долгой и непрерывной традиции как у других народов... Естественным развитием гуманизма, односторонне понимаемым Колларом в смысле национальном, мы переходим к гуманизму в смысле социальном" . [ecsocman.hse.ru] тут больше интересны - цитаты из Масарика. И его(масарика) отношение к Бисмарку. Отрывок -просто для понимания исходников Репина. Те Масарик и Бисмарк -в понимании Репина -как деятеля ЧК-отображены на картине. В белых кафтанах и голым пузом ( Франц Иосиф) это "ТРИ Императора" из которых только ФИ опознаваем. ТЕ Тройственный союз. И примкнувший к ним Виктор Иммануил 2. Кривой старикашка - это Леон Гамбетта [ru.wikipedia.org] французский премьер. Похоже еще там философы и чехо-словацкие типа националисты = вроде Коллара. Как писари итп. ===================================================== Вот такой памфлет-картина от И.Репина. Совершенно непонятная с тз.ТИ интерпретации.Хотя и хронологически -выдержанная. Те основой картины являются Масарик и Бисмарк. Но надо понимать что это пропаганда того времени. Те типа плаката. И смысл пропагандический. Те Масарик свои идеи пропагндирует. Хочет стать новым Бисмарком. Те интерпретация вокруг Масаризма. |