edgeways.ru
|
|
Отв: Прохиндиада - просто вспомнилось Пользователь: Pirx (IP-адрес скрыт) [Модератор] Дата: 23, November, 2011 15:51 Хоть пауза и подзатянулась и контекст подзабылся, всё-таки считаю важным вернуться и уточнить.
Цитата: Пахло. И довольно явственно. Хоть мне, в отличие от АнТюра, непосредственно с подобными отношениями довелось сталкиваться лишь на мелкобытовом уровне (ну, а на этом уровне такие отношения бывали всегда и во все времена - когда ты просто помогаешь другу, не требуя ничего взамен), масштабная картина внеэкономических, внерыночных отношений - отношений дружбы со всеми, - показанная в фильме "Прохиндиада", произвела на меня впечатление абсолютной достоверности. Очень важный нюанс: это совершенно НЕ отношения типа "Ты мне - я тебе", когда кто-то оказывает кому-то услугу либо в обмен на услугу, оказанную ранее, либо в расчёте на будущую ответную услугу. Это оказание услуги сугубо ради дружбы - ради поддержания хороших отношений и полезных связей, вне зависимости от того, доведётся воспользоваться этими связями для себя лично когда-либо в будущем или нет. И тут же ещё один важный нюанс, усиливающий эффект и качество подобных отношений: делать для других что-то хорошее - само по себе радость и удовольствие для того, кто это добро делает. Причём именно потому, что добро это делается без какого-либо расчёта на ответное добро, а просто потому, что делать людям добро - это радостно и приятно. В качестве подтверждения, скажем так, с другой стороны правильности своего восприятия этого аспекта позднесоветской действительности сошлюсь на опыт посещения летом этого года одной из развитых (в соответствии с "критерием Пиркса") стран - а именно Великобритании. Одним из самых поразительных впечатлений было наблюдать, как все, кто работает в сфере услуг, - в торговле, на ресепшене в отелях, стюардессы - испытывают самую настоящую, искреннюю, неподдельную радость от того, что своей работой делают нам, русским туристам, хорошо, помогают хорошо и весело провести время в зарубежной поездке, получить максимум удовольствия и комфорта. Ничего близко похожего на пресловутые дежурные улыбочки - они сами по-настоящему радуются и получают удовольствие от того, что помогают нам. Причём искренность таких эмоций и такого отношения подделать невозможно. Огромный контраст с русскими стюардессами или, скажем, с русскими гидами заключался в том, что у тех вежливость и предупредительность, услужливость старательно проявляется только и исключительно потому, что проявление этих качеств входит в круг их профессиональных обязанностей. Мол, мне платят неплохие деньги за то, чтобы я была вежливой и предупредительной, - значит, я изо всех сил буду стараться быть максимально вежливой и предупредительной, а если я буду стараться недостаточно, это может стать некоторым препятствием для моего дальнейшего профессионального и должностного роста. Не знаю, право, удалось ли мне значимо и рельефно показать эту качественную разницу в отношении к работе в сфере услуг, - на практике эта разница ощущается очень явственно. Ответ на вопрос, почему это так, для меня очевиден: Великобритания (как и другие западноевропейские страны) - развитая страна, т.е. некое критическое большинство населяющих её людей дозрело до довольно-таки высокого уровня человеческих отношений, на котором вопросы меркантильной выгоды отступили на 115-й план. Современная же Россия - страна развивающаяся, и наследие "лихих 90-х" с их универсальным принципом тотальной 'предоплаты' всегда, везде и во всём нам ещё придётся преодолевать долго и трудно. И - неожиданный (?), в смысле - не имеющий (вроде бы) прямого отношения к основной теме реплики - вывод: поздний СССР - весьма высокоразвитая (в соответствии с "критерием Пиркса") страна, именно поэтому в ней стала не только возможной, но и неизбежной перестройка. Поэтому же неизбежны перестройки в развитых странах Запада. Я не могу принять сторону, Я не знаю никого, кто не прав. : SalvadoR |