edgeways.ru
|
|
вы упорно хотите Пользователь: SalvadoR (IP-адрес скрыт) Дата: 26, December, 2008 15:06 замерить восточный менталитет западной линейкой, с одной стороны, а с другой стороны пытаетесь мне говорить про исторические тупики, тогда как я вам говорю про мировоззрение. Мировоззрение не страхует от исторических тупиков, можно быть сугубым новопарадигматиком - и при этом проиграть в карты все состояние двоюродного дядюшки. И что? Или вы не об том, а о наличии "феномена Мао с его культом личности" в гомогенном китайском сообществе? Ну, дык, это все очень хорошо объясняется в рамках восточной философии (тут про Японию, но с некоторыми поправками и к Китаю тоже применимо):
"Был в средневековом японском обществе немногочисленный, но весьма яркий и заметный тип социального поведения, который как будто можно назвать проявлением личности. Эти персонажи японской средневековой истории связаны, как правило, с школой Дзэн, а наиболее типическим воплощением типа дзэнского просвещенного человека является Иккю-Содзюн (1394—1481) — фигура парадигматическая для всей культуры развитого средневековья. Иккю был одарен во всех видах искусств, занимался он и богословием, был выдающимся харизматиком, а под старость — важным иерархом, настоятелем крупнейшего монастыря. Всю свою долгую жизнь он отличался последовательным нонконформизмом, яростным иконклазмом» шокирующей неконвенционадьностью. Он был демонстративно эксцентричен и заботился главным образом не о том, чтобы к кому-то подлаживаться и с кем-то соподчиняться, а о том, чтобы декларативно, подчас в грубой скандальной форме заявлять о своем нежелании с кем-то считаться, делать то, что полагается сообразно чину и обстоятельствам. Он громогласно обличал своих сотоварищей монахов, смеялся в стихах даже над великими мастерами и патриархами прошлого, заявляя, что все они ничто перед ним самим. Много лет Иккю провел, вращаясь в гуще разного народа, не гнушаясь и площадной толпой; обычным для него делом было пьянствовать в винной лавке или проводить время в борделе, причем время, отведенное для поста и молитвы. Как следует понимать тип личности Иккю? Как самопроизвольную эрекцию эго в передовых представителях японского общества? Как освобождение человека от пут средневековых запретов и ограничений? Порадоваться за него, что он был «плохой буддист»? (Именно так и было» написано в одной из недавних научных работ.) Прежде всего Иккю был уникален по масштабу своих проявлений, но не как тип. История японской дзэнской школы, а также китайский Чань, да и другие школы имеют своих безумцев, пересмешников, трикстеров, т. е. выдающихся индивидов. Можно ли их назвать личностями? Рассмотрение конкретных проявлений неконвенционального поведения, содержания творчества и всего способа экзистенции Иккю заставляет однозначно признать, что образ его мышления и поведения был всецело традиционно-религиозным. В этом, собственно, и кроется ключ к интерпретации странных деяний этого монаха и подобных ему личностей. В его жестко иерархичном, замкнутом обществе все были отрицанием одного, но, по закону «часть за целое», в то же время «один представляет всех», как писал Уэда Есифуми в статье «Личность в философии махаяны». В этой же статье автор приводит высказывание о личности Догэна (1200—1253), крупнейшего дзэнского философа: «Знать учение Будды — значит знать себя. Знать себя — значит забыть себя. Забыть себя — значит осознать себя равным другим вещам». Уэда так толкует это место: «Истинное Я возможно при достижении состояния не-Я, или Свободы. Но когда в одном соединяются многие, то каждый становится центром Вселенной» 50. Каждый, стало быть, может оказаться центром Вселенной. Это вытекает из закона относительности, согласно которому одно определяется через другое и каждая точка, организуя вокруг себя мир, может быть полноправным центром, как и все остальные. Иккю после обретения просветления, после многолетнего обучения наукам и жесткого монастырского тренинга чувствовал себя вправе служить истине так, как считал нужным, наставляя всех действенными,, но не санкционированными властями методами. Методы эти могли — и должны были — быть самыми разнообразными. Личность, в которой не было самости, кроме самости Будды или полноты Единого Сердца, не должна была ограничивать себя какими-то личностными предпочтениями. Определенные привычки, взгляды, занятия, практикуемые в такой степени, когда на что-то другое времени и сил уже не остается (т. е. именно то, что и определяет собственно характер личности), считались не вполне правильными. В Иккю наиболее ощутимо проявились присущие в той или иной степени всем представителям средневековой традиции качества — цельность и полнота." [deja-vu4.narod.ru] Ты не вылечишь мир - и в этом всё дело. Мы спасём лишь того, кого можно спасти. Спасём лишь того, кого можно спасти... : BAPBAP |