edgeways.ru
Список форумов
Полигон (архив)
Обсуждение вопросов эволюционного обществознания 
Про Центробанк (3)
Пользователь: Pirx (IP-адрес скрыт) [Модератор]
Дата: 14, June, 2012 18:44

Завершаю цитирование Ю.Болдырева про Центробанк:

=========================================================================================

ЧТО ЕСТЬ ЧТО И КТО ЕСТЬ КТО
ЧТО СКРЫВАЛОСЬ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬЮ ЦЕНТРОБАНКА?

Как видно из описанного выше, основную публичную грязную работу проделали М.Задорнов и И.Рыбкин. Но из масштабов и степени скоординированности работы естественен вывод, что работали и другие. Например, одним из авторов закона был депутат от "правых" П.Медведев. Но в истории с протаскиванием закона он находился в тени, может быть, в силу природной скромности, а может быть, и потому, что хорошо понимал суть происходящего и не хотел слишком явно демонстрировать свою к этому непосредственную причастность.

Чем были движимы эти люди: искренним желанием помочь своей стране и профессиональным заблуждением? Вряд ли - методы действия были бы явно другими. Каковы же могли быть истинные мотивы?

Напомню: все это происходило в предвыборный период, когда вопрос формирования за государственный счет неподконтрольных обществу сверхмасштабных теневых избирательных финансовых фондов, а также вопрос удушения различными способами фондов реальных конкурентов - был весьма актуален. Актуален и для политических партий, и для безнадежного при честных выборах Президента Б.Ельцина и его команды.

И вот орган, концентрирующий в своих руках необъятные и фактически никому не подконтрольные властные полномочия и финансовые ресурсы, создали. Но кому он будет служить? Здесь все просто.

Председатель Центробанка назначается на должность и снимается с должности хотя и Думой, но по представлению Президента. А на случай несговорчивости Думы и ее нежелания поддерживать нужную кандидатуру уже был прецедент противозаконного и антиконституционного (вопреки Совету Федерации, по Конституции имеющему исключительное право назначать Генерального прокурора) назначения Президентом "исполняющего обязанности Генерального прокурора". Страна с этим смирилась, и с таким "и.о." (А.Ильюшенко) мы жили на протяжении почти двух лет (1994-1995). И для любого Председателя Центробанка такой прецедент - внятное разъяснение, кто в доме хозяин и можно ли не быть достаточно сговорчивым, когда всерьез дойдет до дела. Попробуй, откажи тому, от кого зависит твое место под солнцем - Президенту? А каналов информации у главы государства достаточно, включая спецслужбы и Генпрокуратуру. Причем, и это важно заметить, эти каналы вовсе не обязаны делать информацию публичной.

И получается, что вся "независимость" Центробанка - это бесконтрольность Центробанка со стороны общества, представляющего это общество Парламента и независимого от исполнительной власти работающего публично контрольного органа - Счетной палаты. Следствие - полная безнаказанность руководства Центробанка, как бы ни нарушался закон и какой бы ущерб этим ни наносился обществу. В то же время, реальные рычаги управления Центробанком - у Президента, являющегося по существу своих конституционных полномочий не только главой государства, но и фактическим главой исполнительной власти.

Таким образом, под лозунгом обеспечения независимости Центробанка (под которой на Западе, в том числе и в США, понимается независимость именно от исполнительной власти) на самом деле наш Центробанк сделали независимым от общества, от общественного контроля и публичного рассмотрения методов и результатов его деятельности. И фактически ввели Центробанк в полную зависимость от исполнительной власти, но при отсутствии чьей-либо (в том числе и Президента) ответственности за его работу.

Вряд ли такое возможно по ошибке. Вопрос создания именно такого Центробанка - бесконтрольного и фактически никому не подотчетного, но руководство которого остается реально зависимым от Президента - был актуален и для группы его руководителей, и для команды действовавшего Президента.

Конечно, на совещаниях в президентских штабах я не бывал, и потому это можно рассматривать лишь как предположение, версию. Такой оговоркой я специально отделяю эти рассуждения от приводимых фактов. Но мое предположение подтвердилось всей последующей линией действий Президента, когда у Счетной палаты возникали большие проблемы с доступом к информации о работе Центробанка. В 1997-1998 гг. и Совет Федерации, и большинство депутатов Думы настаивали на проведении специальных проверок и расследований деятельности Центробанка. Президент мог все проблемы доступа Счетной палаты к информации снять без каких-либо усилий, буквально одним кивком головы. Но ничего подобного, разумеется, не делал.
КУКЛЫ ТАК ЕМУ ПОСЛУШНЫ...

С учетом этих предположений или независимо от них: кто же находился в тени и дирижировал оркестром? Достоверно мне это неизвестно. Но не может не вызывать удивления ситуация, когда официальные представители Совета Федерации не имеют возможности даже выступить на пленарном заседании Государственной Думы с изложением позиции верхней палаты Парламента по важнейшему вопросу, да еще и ставшему предметом разногласий между палатами Парламента. Разве Председатель Совета Федерации не имел возможности в этом процедурном вопросе оказать соответствующее давление на коллегу -Председателя Государственной Думы? Безусловно, имел. Но фамилия тогдашнего Председателя Совета Федерации - Шумейко, и нам, отстаивая официальную позицию Совета Федерации, приходилось действовать без какой бы то ни было поддержки руководства и аппарата Совета Федерации...

Любопытно и другое: никто из моих коллег по Совету Федерации, боровшихся против вышеописанного закона о Центробанке и являвшихся членами самых разных партий, тем не менее, не смог никоим образом повлиять на свои партии и думские фракции. Оказались ли они в этом вопросе в таком же положении, как я в "Яблоке"? Или даже и не пытались что-либо предпринять? Не знаю. Но никаких публичных отголосков, казалось бы, естественных в такой ситуации внутрипартийных баталий - не было. А приведенный результат голосования в Думе по преодолению вето Совета Федерации налицо и весьма красноречив: против проголосовал только один депутат...

Кроме того, обратите внимание: оба основных (наиболее заметных) думских исполнителя "операции" были позднее вознаграждены Ельциным. С Рыбкиным понятно - его и без этого Президенту было за что полюбить. А что же М.Задорнов? Согласитесь, у нас немало молодых и более или менее толковых экономистов. Тем не менее, мало кто из них попадал и когда-нибудь попадет на ключевой пост в Правительстве - пост министра финансов. Пусть даже с должности Председателя бюджетного комитета Думы, но ведь от фракции, декларирующей себя оппозиционной Президенту!

Разве не чудеса? Точно - чудеса, но лишь для тех, кто верит в оппозиционность всех, кто себя так называет, и не вникает в детали историй, подобных истории принятия ныне действующего закона о Центробанке России.
ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ НЕ ДОПУСТИТ?

А что же в целом мое родное движение "Яблоко", называвшее себя "демократической оппозицией"? Ведь в соответствии с декларируемыми им ценностями оно должно было первым восстать и против такого закона, противоречащего по своей феодальной, антирыночной и антиконкурентной сути самим основам либерализма в любой трактовке (не говоря уж о просто антиобщественной, антигосударственной его сути), и, тем более, против действий своего, выдвиженца - председателя бюджетного комитета Думы М.Задорнова?

Этого не случилось. Почему?

Может быть, сыграло свою роль то, что еще до выборов Президента, в том же 1995-м году, должны были состояться выборы в Думу, на которые тоже требовались деньги? А кто может финансовые потоки открыть или, наоборот, - прикрыть? Будет руководство Центробанка благодарно своим лоббистам, или не будет? Сыграло это свою роль в выборе позиции Г.Явлинским (действовать или саботировать рассмотрение вопроса на движении)? Не знаю, могу лишь предполагать. Это предположения, но еще не факты.

А вот факты. Опять же, не вдаваясь в детали борьбы вокруг этого закона внутри "Яблока", замечу лишь, что в конце концов обсуждение на руководящем органе движения состоялось. Правда, председатель движения Г.Явлинский, всячески демонстрировавший отстраненность и непричастность к этому делу, тем не менее, допустил публичное обсуждение лишь тогда, когда дело было уже сделано. Когда закон уже принят и вступил в действие, пожалуйста - можно обсуждать. Мои и Совета Федерации аргументы читатель может оценить сам. С чем и как тут публично спорить? И со мной соглашались. И по моему настоянию была даже принята резолюция, осуждавшая действия М.Задорнова за метод работы - протаскивание закона втихую, без публичного обсуждения разногласий в согласительной комиссии. Почему только за метод? Так ведь "за политическую и профессиональную позицию, пусть даже ошибочную - мы не судим!..."*

* Похоже, и это было лукавством, так как спустя всего три месяца подход изменился радикально: стали судить именно "за политическую и профессиональную позицию" - признавать ее "ошибочной". Подробнее - в книге "Похищение Евразии".

... И было даже дано поручение двоим депутатам фракции в двухмесячный срок подготовить и внести в Думу необходимые поправки в закон. Но, разумеется, ничего сделано не было. Оно и понятно - не для того такой закон протаскивали, чтобы затем самим же начать приводить его в соответствие с цивилизованными нормами.

..."Осужденный" М.Задорнов спустя всего полгода не только прошел в Думу по региональному партийному списку "Яблока" (в центральный предвыборный список движения летом 1995 года его не допустил я, когда же формировались региональные списки, меня в этом движении уже не было), но и, более того, - в новой, избранной осенью 1995-го года Государственной Думе вновь был делегирован фракцией "Яблоко" на пост председателя ключевого комитета нижней палаты Парламента - бюджетного...

А ведь если черпать информацию только из телевизора, то будешь думать: это как же они так упорно вот уже столько лет в "демократической оппозиции" бьются за наши интересы!...

КАК ВЕСЬ ПАР НАПРАВИЛИ В ГУДОК (история попыток изменения закона о Центральном банке)

Разумеется, принятием ныне действующего закона о Центробанке дело не закончилось. Довольно быстро выяснилось, что то, о чем предупреждали противники такого закона, стало реализовываться на практике - выше мы говорили об этом подробнее. Данные об этом стали поступать в том числе от Счетной палаты, несмотря на прямое ей противодействие и значительные трудности с получением информации.

Естественно, и Счетная палата, по Конституции не имеющая права законодательной инициативы, и Совет Федерации, такое право имеющий, стали инициировать внесение в Думу законопроектов о поправках в закон о Центробанке.

Как принято у нас поступать в случаях, когда безобразие очевидно, что-то делать надо, но делать ничего не хочется, так как безобразие - в наших интересах?

Принято создавать разнообразные комиссии, в которых вопрос безнадежно заволокичивается.

От Счетной палаты мне довелось участвовать в многочисленных и разнообразных комиссиях и рабочих группах по "выработке единого и согласованного решения".
НИКТО НЕ ХОТЕЛ ОСТАТЬСЯ БЕДНЫМ...

Начиналась работа таких комиссий и групп, как правило, весьма обнадеживающе. Но постепенно сторонники сохранения статус-кво и, соответственно, позиции, отстаиваемой представителями Центробанка, становились все более уверенными и во внешних проявлениях демонстративно успешными, а противники (то есть сторонники изменения закона) почему-то делались все более вялыми и неинициативными, теряли тонус и исходный настрой... И результат на протяжении всех этих лет в конечном счете оказывался нулевым.

Запомнилась одна из таких комиссий - по рассмотрению проекта поправок в закон о Центробанке (инициированных в значительной степени Счетной палатой), внесенного в Думу Советом Федерации после дефолта 1998 года. Возглавлял ее депутат Государственной Думы Лунтовский. Комиссия работала очень "плодотворно": как только нам удавалось на чем-то настоять и о чем-то вроде бы договориться, следующие заседания начинали по неизвестным причинам бесконечно переноситься; затем заседания созывались, но уже в совершенно новом составе, где все вновь начиналось "от печки". На одном из таких заседаний представитель Совета Федерации губернатор Алтайского края А.Суриков вынужден был даже сделать официальное заявление о выходе из комиссии ввиду совершенно явного и откровенного саботажа ее работы...

Но "полный ноль" на выходе был не единственным результатом полугодовой деятельности комиссии. Главный результат оказался в том, что спустя некоторое время после "успешного" завершения ее работы председатель комиссии депутат Думы Лунтовский был призван в Центробанк и назначен очередным заместителем Председателя Центробанка...
... ХВАТИЛО БЫ И ПРАВНУКАМ

С учетом того, что официально Счетная палата как государственный орган законопроектов не вносила (как я уже пояснял выше, в силу отсутствия у Палаты права законодательной инициативы), наши предложения передавались депутатам. По своим полномочиям я был ответственным в Счетной палате за правовые вопросы, а также был официальным представителем Палаты в соответствующих рабочих группах и комиссиях. И, как правило, наши предложения в точности соответствовали необходимости исправить те дефекты закона о Центробанке, о которых мы подробно говорили выше.

Но надо признать, не все, что инициировалось Счетной палатой, соответствовало потребностям приведения Центробанка страны в цивилизованные рамки. Периодически в обход меня появлялись и иные законопроекты, которые вносились депутатами как согласованные с тогдашним председателем Счетной палаты.

В одном из таких законопроектов содержалась удивительная по своей простоте и наивности норма о том, что компания-аудитор Центробанка назначается Государственной Думой исключительно по предложению Председателя Счетной палаты (по действующему закону Дума это делает самостоятельно). Обратите внимание: не по предложению Счетной палаты - государственного органа, вся деятельность которого, включая процедуры принятия решения, является публичной. Нет - по предложению лично Председателя. Уж не знаю, какие лизоблюды сумели убедить тогдашнего Председателя Счетной палаты, что такое в принципе возможно и что депутаты настолько наивны, что на это согласятся...

Но, разумеется, уж здесь-то - все специалисты. И все понимают, что дай Вам, уважаемый читатель, исключительное право предлагать компанию-аудитора Центрального банка страны, и тогда руководители всех ключевых аудиторских компаний станут дневать и ночевать в Вашей приемной и целовать ручки секретаршам, а Председатель Центробанка начнет поздравлять даже ваших дальних родственников равно , хоть с днем танкиста, хоть с днем работника жилищно-коммуналь-ного хозяйства, но чрезвычайно тепло и сердечно. И не только Ваши дети, но и внуки, и правнуки, весьма вероятно, никогда никаких материальных проблем иметь не будут... Нет, такой подарок лично Председателю Счетной палаты депутаты сделать не могли. И слава Богу.
ПОДМЕНА ПОНЯТИЙ

Что делать, если из каких-либо соображений важно добиться своего, но аргументы противников убедительны, а их правота столь очевидна, что при любой открытой и публичной дискуссии - гарантировано поражение? Методы известны.

Первый метод - не допускать публичной дискуссии, всячески уклоняться от нее. Проводниками нынешнего закона о Центробанке этот метод, как читатель мог убедиться, был успешно использован.

Второй метод - дискредитация противников, обвинение их в некомпетентности и даже во лжи. Что ж, как видно из вышеописанного, и этим не побрезговали.

Третий метод - приручение не слишком щепетильных. Было ли это использовано в истории, описанной выше в этой главе, читатель может сделать вывод сам. Не стану однозначно утверждать, что случай с депутатом Лунтовским - именно из этой серии. А вдруг это - лишь случайное стечение обстоятельств? Такое же совпадение, как награждение аудитора Соколова орденом после повторной ("реабилитирующей") проверки на "Норильском никеле"?...

Но что делать, если от дискуссии все же не уйти? Тогда используется и еще один классический метод - подмена в споре понятий, смещение акцентов с тем, чтобы всех запутать, перевести спор в какую-то иную плоскость, далекую от существа проблемы. Этот метод, разумеется, тоже используется в нашей истории.

Например, бывший руководитель Центробанка В.Геращенко на заседании Коллегии Счетной палаты высказывал такой аргумент: как же мы можем меньше платить нашим сотрудникам, если они регулируют деятельность коммерческих банков, а в банках - вы же знаете сколько получают...

На первый взгляд, кажется, логично. Но, вся логика рассыпается, если вдуматься в суть того, что есть регулирование деятельности банковской системы. Зададимся вопросом: а почему же руководители банков так много получают - по сравнению со средней зарплатой по стране? И более того: почему в банковском секторе столь высока рентабельность, почему она существенно выше, чаи в реальном секторе экономики? Или, может быть, в отличие от, например, машиностроения и сельского хозяйства, наш банковский сектор поражает мир новейшими прогрессивными банковскими технологиями, изобретенными в России; может быть мы хотя бы здесь - в надежности системы, в оперативности и точности банковских операций, в автоматизации всех .процессов и избавлении от излишних звеньев и трудозатрат, в общем уровне банковского обслуживания - впереди планеты всей?

Ответ на эти вопросы однозначен и известен: нет, нет и нет. Значит, круг замыкается: наш Центробанк так регулирует финасово-кредитную систему и деятельность коммерческих банков, что они получают сверхприбыли и устанавливают абсолютно необоснованные зарплаты руководителям банков; последнее затем Центробанк использует как убойный аргумент в защиту сохранения нынешней системы щедрого вознаграждения "профессионалов", работающих в Центробанке...

Вопрос об уровне доходов принципиален. И его уместно ставить, но только не как отражение чьего-либо лишь завистливого любопытства, а иначе, более системно. Вот вы, уважаемый читатель, как думаете, может ли получиться что-то разумное в стране с "хорошим" Центробанком, но "плохим" Правительством? Ответ очевиден - нет. Подставьте в этот вопрос вместо "хороший" и "плохой", соответственно, "хорошо оплачиваемый" и "плохо оплачиваемый" - ответ, полагаю, от этого не изменится. Для полноты картины подставьте в вопрос вместо Правительства, например. Счетную палату, прокуратуру во главе с Генеральным прокурором. Верховный Суд - как у нас с расследованием и судебными решениями? Или в рыночной экономике это - менее важно? Подставьте, наконец. Парламент и Президента - ответ тот же? Или необходимая квалификация и цена принимаемых решений у какого-нибудь зампреда Центробанка на порядок выше, чем у Президента страны?

В крайнем случае руководители Центробанка, наверное, не будут возражать, если Президенту тоже будут официально и легально прилично платить. На сохранении же своей нынешней системы оплаты труда они настаивают, подчеркивая, что она нужна для обеспечения возможности набирать квалифицированных специалистов. Соответственно, противники такой системы всячески выставляются в СМИ как сторонники вульгарной уравниловки.

Но ведь и это - передергивание. В чем суть вопроса на самом деле? В том ли, что руководители Центробанка много зарабатывают? Или в том, за что они получают деньги, в каких формах и из чьих рук; кто решает, сколько им дать, и весь ли свой доход они получают абсолютно легально и публично, или же часть госресурсов присваивают себе в тайне от общества с помощью тех приемов, которые мы описали выше? Разумеется, корень проблемы в последнем - именно это определяет всю мотивацию и направленность деятельности руководителей нашего Центробанка. Но, разумеется, об этом - о главном - ни слова.

Другой пример подмены понятий. Есть актуальный вопрос о том, должен ли ЦБ быть реально подконтролен и подотчетен, а его руководители - мотивированы государством, четкими нормами закона на общественное благо, на создание условий для экономического развития, а не на извлечение прибыли и ее присвоение. Действительно: за что поощрять или наказывать руководителей Центробанка, если единственное, чем периодически гордится ЦБ - это объем золотовалютных резервов, что, тем не менее, никоим образом не защищает финансовую систему ни от дефолотов, ни от их ожидания и потому неверия в рубль? При этом понятно, что руководителям нашего Центробанка вовсе и не надо, чтобы их государство поощряло -они поощряют себя сами, а на счет наказывать - у государства пока оказываются руки коротковаты. Но перед обществом-то этот вопрос, тем не менее, стоит.

Но вместо рассмотрения по существу именно этих вопросов нам постоянно навязывался спор другой: быть ли ЦБ и его "профессионалам" независимыми, как, якобы, во всем цивилизованном мире. Или же допустить зависимость от Правительства, которое будет использовать ЦБ как дойную корову для бюджета и тем раскручивать инфляцию? Или допустить зависимость от Парламента, где "неквалифицированные депутаты-популисты" примутся выжимать из ЦБ деньги на некие глупые и ненужные предвыборные социальные программы. То есть, читай, выбора нет: либо все - как у нас сейчас, либо - совсем дичь и варварство...
А КАК У НИХ?

Но действительно ли во всем мире так, как у нас сейчас?

Как известно, образцом для подражания для наших реформаторов, во всяком случае на уровне деклараций, являются США - оплот истинного либерализма. Похожа ли Федеральная резервная система США (ФРС) на наш ЦБ?

Конечно же, абсолютно непохожа. И дело вовсе не в том, что у них двенадцать банков, объединенных в единую общефедеральную систему, а у нас один. Различия куда более принципиальны.

Начнем с главного: вся деятельность ФРС США мотивирована на реализацию интересов государства и его экономики, начиная с прямого провозглашения в качестве цели деятельности ФРС именно создания наиболее благоприятных условий для развития экономики. Никаких возможностей присвоения прибыли (а значит, и мотива для ее извлечения) руководители ФРС и ее банков не имеют - вся прибыль в полном объеме (а не лишь ее часть, как у нас) перечисляется в федеральный бюджет США. Причем перечисляется не как у нас - спустя длительный срок после окончания отчетного года (после утверждения годового отчета), - а в ходе самого отчетного года - каждые двадцать дней примерно равными долями.

ФРС в США не является монополистом по регулированию деятельности коммерческих банков, а делит эту функцию с целым рядом других, абсолютно независимых от ФРС органов и организаций.

Под независимостью же ФРС четко понимается ее независимость от исполнительной власти, от Президента США. При этом ФРС полностью подконтрольна обществу и его представителю - Конгрессу США, который вправе осуществлять неограниченный контроль как за деятельностью системы в целом и ее управляющих органов, так и за работой любого из двенадцати банков, входящих в ФРС . Контроль может осуществляться как посредством Главного счетного управления США (GAO - аналог нашей Счетной палаты), так и напрямую специальными комиссиями Конгресса, а также путем назначения независимого (от Президента) прокурора для проведения расследования в случае, если тому есть основания. При этом контроль осуществляется как постфактум (по прошествии определенного времени), так и в текущий период, но с одним исключением: не могу сказать точно в части компетенции независимого прокурора, но для GAO есть одно ограничение - недопустимо проверять текущие операции на открытом рынке (осуществляемые в целях поддержания устойчивости национальной валюты) Во всем прочем - никаких ограничений.

Кроме американской системы (с ФРС, независимой от исполнительной власти), в мире существует и множество других систем, в том числе с центральными банками, являющимися составной частью исполнительной власти. Причем это не где-то на периферии цивилизации и экономики, а в таких наиболее развитых странах мира, как, например, Япония и Великобритания.

Конечно, и там, и там вам скажут, что эта зависимость сохранилась уже лишь формально, а реально Правительство не вмешивается в работу ЦБ. Что ж, всё правильно -вмешиваться по мелочам не нужно. Но ведь формальную зависимость сохраняют не зря' случись серьезный кризис -за все будет отвечать Правительство. И если действия ЦБ с точки зрения Правительства окажутся не соответствующими государственным интересам - про "формальные" рычаги вспомнят. И более того, даже если от этих "формальных" рычагов зависимости ЦБ от исполнительной власти и откажутся, внеся соответствующие изменения в законы, тем не менее, зависимость центральных банков от парламентов сохранится. А правительства в этих странах, как известно, также формируются парламентами, их правящим большинством. Меньшинство же практически во всех странах с парламентской системой правления (то есть, когда исполнительная власть формируется парламентским большинством) имеет право на создание комиссий по расследованию деятельности правительства и его должностных лиц, а также любых государственных учреждений и организаций. Таким образом, налицо и единый центр всеобъемлющего контроля и ответственности (парламентское большинство), и возможность парламентского меньшинства осуществить необходимый альтернативный контроль

Есть и китайская система, где ЦБ в конечном счете подчинен высшему партийно-государственному руководству. Стоит отметить, что финансово-кредитная политика, проводимая этим единым руководством, не имеет ничего общего с идеями, пропагандируемыми Международным валютным фондом и принятыми к исполнению у нас.

В Китае на протяжении последних лет дефицит бюджета покрывался не зарубежными займами (за которые нам -России - придется рассчитываться еще многие десятилетия), а кредитами ЦБ. Но выдавались в Китае эти кредиты не под дутые программы создания очередных шикарно живущих приправительственных фондов и центров по разработке чего-нибудь про реформы, не под финансирование зарубежных "экспертов-консультантов" по имиджу приватиза-торов (на все это у нас в России массово расходовались средства кредитов международных финансовых организаций), а под реальное развитие инфраструктуры экономики: энергетики, транспорта, связи - через специальные жестко контролируемые государством "бюджеты развития". И в результате, в отличие от России, где все делается "правильно", по рецептам МВФ, ни такой неуправляемой инфляции, как у нас, ни дефолтов, подобных происшедшему в 1998 году - в Китае ничто подобное не допускалось.

Таким образом, вывод очевиден: если есть здравый смысл и нацеленность на реализацию общенационального интереса, если есть элементарный государственный порядок, то можно организовать Центробанк и эффективное управление государственной финансовой системой по-разному. Нельзя только так, как у нас - передоверить важнейшие государственные функции и управление масштабными государственными ресурсами неким самопровозглашенным "чудо-профессионалам", не вводя их законом в жесткие рамки, вынуждающие и обязывающие действовать в интересах обхцества, и при этом оставляя их в непубличной, но фактической зависимости от главы государства, являющегося одновременно и реальным главой исполнительной власти. Тут уж точно результат будет именно тот, что мы имеем.
ШИЛО НА МЫЛО?

С учетом имеющегося у нас опыта жизни с рублем в руке и долларом в уме, зачастую хочется найти радикальное решение, вроде перехода на какую-то другую, комбинированную англо-японско-китайскую систему, при которой одно правительство, или одно парламентское большинство, или одно Политбюро отвечало бы за все. И, соответственно, руководители Центробанка были бы им подчинены и безобразий, подобных тем, что нам известны (а еще более - все еще неизвестны), не допускали

Такие предложения я слышал неоднократно. Что ж, так мы устроены, что подмена понятий в споре, навязывание второстепенной проблемы вместо основной - достигает своей цели И не исключено, что в какой-то момент (после очередного дефолта и т.п ), когда нужны будут уже не только козлы отпущения, но и видимость радикальных мер по изменению самой системы, вместо приведения в соответствие со здравой логикой норм, правил и механизмов работы нынешнего ЦБ может быть осуществлена подобная реформа. Даст ли она что-нибудь? Ответ на этот вопрос станет яснее, если мы проанализируем, как у нас Президент, Правительство и Парламент реализуют хотя бы свои ныне имеющиеся функции. Из того, о чем мы уже говорили выше, иллюстрацией может быть первая часть этой книги "Тропические кочегары в действии", посвященная управлению нашей государственной собственностью...

В целом же все зависит от того, как будет выстроена новая система - в соответствии с логикой мотивирования на служение интересам общества или же как ныне - вопреки им. В последнем случае (как это вообще-то часто у нас и бывает) такую реформу уместно будет сравнить с ситуацией, когда вместо ремонта в машине изначально дефектных, например, тормозов ресурсы тратятся на покупку другой машины ... с неисправным, например, рулевым управлением... Далеко ли уедем?

Пока же дело ограничивается практически лишь косметическими изменениями, которые, образно говоря, являются заменой шила на мыло. Причем мыло предлагается такое, что оно зачастую даже хуже того шила, что было раньше

Так, летом 2002 года после долгих и продолжительных дебатов некоторые изменения в закон о ЦБ все-таки были внесены. Часть важнейших полномочий по регулированию механизмов деятельности ЦБ попытались изъять из рук руководства самого ЦБ и его Совета директоров. В частности, острый спор разгорелся по ключевым вопросам о том, кто будет определять систему бухгалтерского учета Центробанка, устанавливать смету расходов ЦБ на собственное обеспечение, зарплату Председателю Центробанка и его заместителям и т. п.

Результат, казалось бы, обнадеживает - решение ряда из перечисленных ключевых вопросов из рук Совета директоров Банка изъято. Значит, наконец-то хотя бы частичная, но все же победа?

Признаюсь, пользуясь лишь информацией СМИ, я оказался столь близок к тому, чтобы поверить в возможность торжества (после семи лет борьбы) хотя бы минимального здравого смысла в организации нашей финансовой системы, что на одном из мероприятий весной 2002 года даже спросил М.Задорнова, действительно ли и он поддерживает такой законопроект? Ответ оказался положительный. После чего мне осталось лишь спросить: "Миша, что же случилось, почему семь лет назад ты выступал за одно, а теперь - за другое?" Ответ я получил примерно такой: "Ничего подобного, я всегда за это выступал..." С учетом всего выше уже изложенного, читатель может себе представить мое недоумение. Тем не менее, мы договорились, что он направит мне последний вариант законопроекта, подготовленный тогда уже ко второму чтению.

Изучение полученного от Задорнова текста все расставило по своим местам: подозревая своего бывшего коллегу по "Яблоку" в конъюнктурном изменении позиции, я был неправ. В новом проекте все осталось, как и прежде: в пользу произвола, безнаказанности и, соответственно , безответственности...

[econ-secrets.narod.ru]


Я не могу принять сторону,
Я не знаю никого, кто не прав.

Перейти: <>
Опции: ОтветитьЦитировать

Тема Написано Дата
Е.Фёдоров: Ответы на вопросы(tu)(tu)(tu)(td) Али Бей 23.05.2012 13:50
примитивно иногда 23.05.2012 22:51
Отв: примитивно Али Бей 23.05.2012 23:08
Отв: примитивно иногда 23.05.2012 23:49
Отв: примитивно Али Бей 23.05.2012 23:52
Отв: примитивно иногда 23.05.2012 23:54
Отв: примитивно Али Бей 24.05.2012 00:00
Отв: примитивно иногда 24.05.2012 00:01
Отв: примитивно Pirx 24.05.2012 00:32
может ли кто-то просветить, Медведев 24.05.2012 10:32
Отв: может ли кто-то просветить,(tu) Али Бей 24.05.2012 10:48
Добавлю пару коп.(tu) Pirx 24.05.2012 11:37
Отв: Добавлю пару коп. Медведев 24.05.2012 19:19
Отв: Добавлю пару коп. Pirx 24.05.2012 20:17
Отв: Добавлю пару коп. Медведев 24.05.2012 20:29
Отв: Добавлю пару коп. Pirx 24.05.2012 21:21
Отв: Добавлю пару коп. Медведев 24.05.2012 22:20
Отв: Добавлю пару коп.(tu)(tu) Pirx 25.05.2012 14:58
странно вы излагаете, однако Медведев 25.05.2012 20:30
Не отклоняясь от методологии, Pirx 31.05.2012 12:06
Отв: Не отклоняясь от методологии, Медведев 31.05.2012 16:53
Отв: Не отклоняясь от методологии,(tu)(tu) Pirx 05.06.2012 14:54
Отв: Не отклоняясь от методологии, Медведев 05.06.2012 15:28
Отв: чистый офтоп Pirx 06.06.2012 12:27
ну, ежели не понятно, то я готов пояснить Медведев 06.06.2012 15:32
Да нет, напротив, всё как раз понятно... Pirx 06.06.2012 15:39
Отв: Да нет, напротив, всё как раз понятно... Медведев 06.06.2012 15:43
Да ты растешь над собой, Бербер 05.06.2012 18:11
Стараюсь... Pirx 06.06.2012 12:31
Ловушка №38 АнТюр 05.06.2012 20:04
Отв: Ловушка №38 Pirx 06.06.2012 12:33
Отв: Добавлю пару коп. Медведев 25.05.2012 23:30
экономика СССР в холодной войне Медведев 27.05.2012 00:35
Отв: экономика СССР в холодной войне Али Бей 27.05.2012 10:12
Отв: экономика СССР в холодной войне(tu)(tu) edge 27.05.2012 10:24
Отв: может ли кто-то просветить, Медведев 24.05.2012 17:57
Отв: примитивно АнТюр 25.05.2012 18:34
типа железная логика миросук 27.05.2012 18:27
Отв: типа железная логика АнТюр 27.05.2012 19:21
Отв: типа железная логика Али Бей 27.05.2012 19:40
Каждому своё. АнТюр 27.05.2012 20:00
В украинской раде переполох. Бербер 25.05.2012 14:06
Отв: Е.Фёдоров: к новому составу правительства(tu)(tu) Али Бей 27.05.2012 18:25
Е.Фёдоров: Победители, проигравшие войну Али Бей 31.05.2012 13:22
Бизнес России на крючке США?(tu)(tu) Али Бей 11.06.2012 12:18
Про Центробанк(tu) Pirx 14.06.2012 18:37
Про Центробанк (2)(tu) Pirx 14.06.2012 18:40
Про Центробанк (3) Pirx 14.06.2012 18:44
Россия на крючке(tu)(tu) Pirx 14.06.2012 18:58
все-таки не нравится мне этот Федоров иногда 14.06.2012 23:15
Дело вкуса(tu)(tu) Pirx 15.06.2012 17:14
ну, хорошо иногда 15.06.2012 17:41
Отв: ну, хорошо Pirx 15.06.2012 18:01
Отв: ну, хорошо иногда 15.06.2012 18:09
П.С. о "суверенности" денег иногда 15.06.2012 21:34
Отв: П.С. о "суверенности" денег АнТюр 15.06.2012 22:06
Отв: П.С. о "суверенности" денег иногда 15.06.2012 22:33
И опять попытка подмены смысла, Валерий: Виктор 17.07.2012 13:32
А на мой взгляд, Виктор 17.07.2012 13:20
Отв: Дело вкуса АнТюр 15.06.2012 17:44
Евгений Федоров и волшебный правдоруб. Разбор депутата Али Бей 16.06.2012 21:33
Замечательно. Спасибо иногда 16.06.2012 22:09
А с этим можно согласиься: Виктор 17.07.2012 13:58
Отв: А с этим можно согласиься:(tu) Али Бей 17.07.2012 14:37
И с этим можно согласиться: edge 17.07.2012 15:25
Отв: А с этим можно согласиься: tatifi 17.07.2012 15:28
Отв: А с этим можно согласиься: tatifi 17.07.2012 15:49
Откуда: tatifi 19.07.2012 15:27
Евгений Федоров: подборка видео на ЮТУБе Александр 20.06.2012 14:58
Фёдоров, Дугин. "Россия уже оккупирована" Али Бей 26.06.2012 18:36
Е.Фёдоров. "Список Магнитского" Али Бей 30.06.2012 20:46
"Список Магнитского" Изюм 22.07.2012 20:12
Кто пасёт олигархов? Али Бей 06.07.2012 21:09
сказав а скажите и б Медведев 06.07.2012 21:19
Отв: сказав а скажите и б Али Бей 06.07.2012 21:38
Отв: сказав а скажите и б Медведев 07.07.2012 09:46
Е.Фёдоров. Первое восстание Путина Али Бей 16.07.2012 19:44
Отв: Е.Фёдоров. Первое восстание Путина tatifi 17.07.2012 11:53
Фёдоров и Стариков. Законопроекты Али Бей 22.07.2012 10:26
Отв: Фёдоров и Стариков. Законопроекты АнТюр 22.07.2012 11:21
А вот посмотрим на пошедшую рябь, поднятые волны. Али Бей 22.07.2012 15:00
я эти мантры почти 20 лет слышу иногда 22.07.2012 15:46
Отв: я эти мантры почти 20 лет слышу Али Бей 22.07.2012 16:10
Отв: я эти мантры почти 20 лет слышу иногда 22.07.2012 17:17
Отв: я эти мантры почти 20 лет слышу Али Бей 22.07.2012 17:40
Отв: я эти мантры почти 20 лет слышу иногда 22.07.2012 23:40
Отв: я эти мантры почти 20 лет слышу Али Бей 23.07.2012 21:38
Отв: я эти мантры почти 20 лет слышу иногда 23.07.2012 22:27
Вопрос по Федорову. Изюм 22.07.2012 20:02
Отв: Вопрос по Федорову. Х-ов 23.07.2012 15:40
Нарушение парт дисциплины. tatifi 23.07.2012 19:06
Похоже на дезу, но как следствия... Али Бей 23.07.2012 19:48
Что характерно Х-ов 23.07.2012 20:33
Отв: Что характерно Али Бей 23.07.2012 21:03
Отв: Что характерно Х-ов 24.07.2012 09:03
Отв: Что характерно tatifi 24.07.2012 09:30
Что характерно - 2 Х-ов 24.07.2012 11:37
Отв: Что характерно - 2 tatifi 24.07.2012 12:13
Враньё Pirx 24.07.2012 12:30
да что это право с вами Х-ов 24.07.2012 12:55
Отв: да что это право с вами Pirx 24.07.2012 13:14


Эта тема закрыта.
В онлайне

Гости: 71

This forum powered by Phorum.

Large Visitor Globe