edgeways.ru
|
|
Геракл и... "указующий перст" (продолжение 3) Пользователь: Andrew VK (IP-адрес скрыт) Дата: 18, December, 2011 20:48 Культу Геракла был близок культ Гермеса, и зачастую их почитали вместе, что не мудрено, учитывая сказанное выше, - ведь даже имя Гермеса на древнеегипетском языке означает "рождённый Гором". Совпадают и некоторые детали их "биографии": Геракл очень сильно сосал грудь Геры, и когда она из-за боли оторвала его от груди - брызнувшая струя образовала Млечный путь. То же самое происходит с Гермесом. Но Млечный путь один, а богов - два. Такое случается, когда происходит расщепление образа на множество других. В данном случае речь идёт о древнеегипетском боге Горе, принявшим в греческой мифологии разнообразные божественные формы. Тем не менее, легенды свидетельствуют о том, что и Геракл, и Гермес - небесные создания и говорить применительно к ним, как о реальных прототипах (см. выше), - довольно глупо.
Кроме Гермеса, египетский бог Гор представлен и в других мифологических божествах: Аполлоне, Орионе и, как ни странно, в богине Гере. Андрогинность греческих богов полностью соответствует их древнеегипетским прототипам. Великие богини изображались в мужском облике, а боги и герои, включая Геракла, - с женскими признаками. В "Илиаде" Гомера Зевс укоряет Геру: "Или забыла, как с неба висела? как две навязал я на ноги наковальни...". Казалось бы, что за буйная фантазия у слепого пиита? Объяснение - простое, если иметь в виду, что своими "странностями" богиня Гера обязана своему солярному прообразу - Гору, который "жил" в небе и изображался в виде сокола: В лапах сокол несёт символы Шен (символ бесконечности), о назначении которых в момент написания "Илиады" уже забыли, и вполне зрячий поэт трактует их как наковальни. Это в частности свидетельствует о том, что мифология и легенды (очевидно, и сказки) складывались по принципу "что вижу, о том и пою". Бога Гермеса вообще следует отнести к синкретичным персонажам - как вобравшего в себя признаки не только Гора, но и Тота (Джехути), а также итифаллического бога Мина. О традиции изображать Гермеса с "напряженным членом" пишет Геродот, о том же свидетельствуют и гермы - каменные колонны с головой или бюстом Гермеса: Древнеегипетский бог Мин также изображался в виде прямостоящего итифаллического истукана: Герма, таким образом, представляет собой максимально упрощённый вариант статуи Мина - в ней сохранены только две важнейшие детали, не требующие интерпретации, - голова и фаллос. А что же с характерной позой Мина - высоко поднятой рукой? Она также "досталась" Гермесу, но исполненному в иной иконографии: И здесь снова возникает тема перста, затронутая вначале. Она раскрывается через образ Харпократа, который был ранее нами изучен на примерах "циппи Гора". Но в Древнем Египте была популярна и другая иконография Харпократа, существенно отличная от циппи: Приложенный к губам палец вместе с характерным локоном ("локон юности") означает младенческий возраст. С пальцем во рту изображали не только божественных детей, но и вполне земных - человеческих. Палец во рту ребёнка интерпретируется легко - дети любят сосать не только пальцы, но и всё, что попадает в руки. Удивительно другое - со временем египтяне Позднего и эллинского периодов стали об этом забывать, палец, поднесённый к губам, они стали наполнять иным смыслом. Вполне возможно, к тому времени вошли в употребление изделия наподобие детских сосок, и дети перестали сосать пальцы. На нижеприведённых примерах указательный палец Харпократа уже не столь явно указывает на губы: Причём очевидно - на шее бронзовой статуэтки висит соска, подтверждающая нашу догадку. А на следующей скульптуре приложенный к губам палец Харпократа призывает соблюдать тишину: Это означает полную утрату исходного содержания символики, хотя определённые изобразительные традиции ещё сохранялись. Некоторые египтяне, испытывавшие затруднения в интерпретации канона, стали считать Харпократа "богом тишины". И в самом деле, возраст юного Гора таков, что ему не пристало сосать пальцы - он давно уже не младенец. Но в ряде случаев традиции всё ещё давали о себе знать: Как тут не узнать будущего Геракла?.. Харпократ уже обзавёлся палицей и готов к свершению подвигов. Но появившиеся к тому времени легенды о Геракле вносили определённый диссонанс. Геракл в мифах - муж, обладающий невероятной силой, а перед нами - женоподобный юноша, сосущий палец. Поэтому вполне объяснимо, что образ Геракла был "доработан" до соответствия мифу. В первую очередь убрали от лица правую руку, которую вообще завели за спину, чтобы исключить всевозможные непристойные намёки: Геракл к тому же утратил божественную сущность своего "прародителя" - он стал воплощением геройской ипостаси бога Гора. Но божественная символика перста сохранилась - её перенял "рождённый Гором", т.е. бог Гермес: И хотя он уже не сосал свой палец - этого никто бы не понял, - тем не менее традиция сохранилась в виде "указующего перста", несмотря на то, что перст никуда не указывал... Далее рассмотрим этимологию имени Геракл... : Ал.Незванов, LUPUS Вложения: Harpocrates-2.jpg (29.9kB) Harpocrates-3.jpg (62.6kB) Hercul.jpg (44.3kB) |