edgeways.ru
|
|
Отв: Вот еще отыскалось: Пользователь: Marina (IP-адрес скрыт) Дата: 19, October, 2010 23:29 " Особенно значительна монументальная композиция конца III века в Капелле легионеров в Луксоре. Напомним, что одно из помещений грандиозного храма Амона было переделано в святилище, стены же с древнеегипетскими рельефами римляне покрыли фресками. К сожалению, в 80-е годы XIX века при исследовании древнего Луксорского храма и его рельефов римские росписи были сбиты.
О некоторых частях композиции, сохранившейся до XIX века, можно судить по акварелям 1859 года, сделанным английским художником Дж. Г. Уилкинсоном. Копии Уилкинсона дают представление о декоре стены в целом и об отдельных частях росписи. По-видимому, достаточно точно передано положение фигур, детали одежды и вооружения, но трудно с уверенностью говорить о живописном стиле, так как акварели исполнены в духе искусства XIX века. Луксор. Роспись храма культа империи (ранее - в храме Амона). III в. Акварельная копия Дж. Г. Уилкинсона (1859 г.). Оксфорд, Музей Ашмола. Стены капеллы делились росписью на декоративно оформленную цокольную часть и расположенный на ней фигурный фриз. Такое распределение частей стенной декорировки типично римское, сложившееся еще в I веке до н. э. под влиянием эллинистического искусства. Цоколь был ярко расписан в подражание мозаичной облицовке, но как бы не мелкими тессерами, а крупными плитками разноцветных камней. Узор состоял из квадратов с вписанными в них кругами с орнаментами, где черный, пурпурный, синий, желтый цвета имитировали базальт, порфир, ляпис-лазурь, мрамор и позолоту. На восточной стене согласно акварелям сохранилась группа легионеров с круглыми щитами и копьями. Солдаты ведут своих лошадей. На северной стене по направлению к центральной нише помещена группа в парадных одеждах. Вероятно, это высшие военные чины. В нише написаны четыре мужские фигуры в иных, чем легионеры и сановники, одеждах и с синими нимбами вокруг голов. Фигуры задрапированы в римские тоги с обнаженным правым плечом (так, как в римском искусстве изображался Юпитер). Представлены Диоклетиан с державой и жезлом в руках и его соправители Максимин Геркулий, Констанций и Галерий. Над их головами нимбы, которые стали появляться в римской живописи и мозаике со II века для выделения фигур богов. Подобный условный знак у Диоклетиана и его соправителей должен был свидетельствовать о божественности их происхождения и об их власти. В целом фриз представлял сцену поклонения обожествленному императору, который, сидя на возвышении, окруженный свитой и военачальниками, делает смотр легиону. Перед ним проходят кавалеристы, ведя коней в богатых попонах. Судя по акварелям Уилкинсона, это была светотеневая живопись, исполненная в традициях греко-римского искусства. Создание монументальной композиции в южной части Египта, в месте, столь отдаленном от Александрии, лишний раз подтверждает не только самое широкое распространение этого вида живописи, но и главным образом наличие всюду профессиональных художников, работающих в технике фрески." [artyx.ru] |