Форум
Список форумов
Салон (архив)
Беседы о прекрасном - во всех его проявлениях. 
Искусство тропической Африки
Аватарка Пользователь: Andrew VK (IP-адрес скрыт)
Дата: 26, June, 2011 21:56

Побывал на выставке с одноимённым названием (сабж) в ГМИИ, Отдел Личных коллекций, всем интересующимся настоятельно рекомендую сходить - не пожалеете (это намного интересней выставки про несчастные Помпеи в Историческом музее)! Выставка продлится до 24 июля, ещё есть время.

Фотографировать категорически запрещено, поэтому запечатлел только описание экспозиции.


В Тропической Африке существует несколько центров развития традиционного искусства, представленных разнообразными локальными стилями. В широком смысле слова, традиционное африканское искусство - это в первую очередь ритуальная деревянная скульптура и маски. От наиболее отдаленных во времени культур сохранились в основном произведения из металлических сплавов и обожженной глины. Однако есть все основания считать, что деревянная пластика наряду с бронзами и терракотами существовала и в те давние эпохи, но в силу своей недолговечности во влажном климате не дошла до наших дней.

К старейшим в Тропической Африке памятникам традиционного искусства относят терракоты культуры Нок - так назвалась деревня в Центральной Нигерии, где в 1920-1940-х годах обнаружили первые образцы. Найденные там ритуальные фигуры людей и животных датируются V в. до н.э. — II в. н.э. Типичные черты стиля Нок - крупные головы вытянутой формы, глаза, глядящие вниз из-под тяжелых полуопущенных век, обвитые ожерельями и браслетами шеи, руки и ноги. Лица обладают признаками африканского антропологического типа, узнаваемого также в старинных и современных образцах деревянной скульптуры и масок народа йоруба (юго-запад Нигерии).

Глиняные изображения правителей были характерны для изобразительной традиции священного Иле-Ифе (период расцвета - XII—XV вв.), культурно-политического центра йоруба. Среди скульптурных произведений, происходящих из дворца правителя и семейных захоронений, представлены как в высшей степени реалистичные, так и крайне абстрактные по характеру исполнения образцы. Лица изображаемых людей имеют негроидные черты. Стиль Ифе повлиял на придворное искусство Великого Бенина (XIV—XIX вв.), центра государственного образования народа бини. Хотя Бенин славился, прежде всего, традициями бронзового литья, в равной мере была здесь распространена и глиняная пластика.

Древность изобразительных традиций Тропической Африки подтвердило открытие терракот Дженне-Джоно (XII—XVI вв.) в бассейне реки Нигер на территории современного Мали. Фигуры женщин и мужчин в молитвенных позах или со змеями в руках, матерей с детьми, всадников могли быть и оберегами, и погребальными образами предков, и магическими предметами. Стиль Дженне внешне перекликается со стилем Нок; возможно, между ними существовала глубинная связь. Черты терракот Дженне просматриваются в деревянной скульптуре народа догон.

Искусство обработки металлов сложилось еще в ранних очагах цивилизации Тропической Африки и достигло значительного технического и художественного уровня. В некоторых областях бронзовое литье стало элементом высокоразвитого придворного искусства. Старейшим из сохранившихся бронзовых изваяний Иле-Ифе считается датируемая XII в. и изготовленная из медного сплава маска правителя Обалуфона, при котором, по преданию, в священном городе началось литейное дело. Она хранилась на его алтаре во дворце. Другие бронзовые головы относятся к XII-XV вв. Головы и статуи ифских правителей оони дают представление о церемониальном облачении и атрибутике.

Правящая династия Великого Бенина происходила из священного Ифе. Искусство бронзового литья, по преданию, также считалось заимствованным оттуда. К моменту прибытия в Западную Африку португальских мореплавателей Бенин не уступал по масштабам крупным городам Старого Света. Его восторженные описания оставили европейские путешественники XVII в. Стены дворца были украшены бронзовыми рельефами с изображениями реалий придворной жизни: правитель-оба со свитой, военачальниками и жрецами, придворные музыканты, португальцы и голландцы в европейском платье, геральдические животные. После смерти каждого оба его преемник помещал бронзовое изображение предка на алтаре. На особых алтарях устанавливали бронзовые головы королев-матерей и фигуры петухов, символизировавших плодородие. В технике потерянного воска в сочетании с чеканкой выполнены алтарные статуи всадников и царедворцев, емкости для хранения магических снадобий и атрибутов, сосуды для омовения в виде леопардов и баранов, колокола, нагрудные подвески, маленькие поясные маски, жезлы. Расцвет бенинского литья приходится на конец XVI — начало XVIII в. Предметы этого времени отличаются тонкостью обработки металла и художественной непосредственностью. В более поздних бронзах уже заметны грубое техническое исполнение и буквальное следование канону.

В стиле, близком к бенинскому, выполнены бронзовые изделия из Ойо, Ово, Иджебу и других городов-государств народа йоруба (XVII—XIX вв.), расположенных к западу от Бенина и Ифе и во многом родственных им по культуре. В современной политической системе Нигерии власть традиционных правителей остается авторитетной; литейные технологии, канонические образы и арсенал атрибутики, характерные для дворцовой культуры прошлого, сохраняют актуальность при дворах сегодняшних представителей знатных династий.

Традиции бронзового литья ашанти (современная Гана) сформировались в процессе транс-сахарских культурно-торговых контактов с мусульманской Северной Африкой, а в дальнейшем — с Европой, куда с конца XV в. ашантийцы поставляли золото. Из бронзовых изделий Золотого Берега — так называли европейцы эти земли — наиболее известны фигурные гирьки аберамба для золотого песка, изготавливаемые в технике потерянного воска, а также сосуды кудуо, по форме напоминающие арабские шкатулки для драгоценностей. Они украшены узорами в духе восточной филиграни и типично африканскими фигурками людей и животных в стиле бронзовых гирек и деревянной скульптуры ашанти. В них хранили золотой песок и пальмовое масло.

У народов догон и бамбара (Мали), сенуфо (Мали, Кот-д'Ивуар, Буркина-Фасо), бага (Гвинея) и др. распространены бронзовые конные фигуры. Лошади были не только символом богатства и престижа, но и диковинной редкостью, поэтому такие фигуры всадников нередко могли иметь магические функции.

Центры бронзового литья в Камеруне находятся в центральной части страны, на территории некогда могущественного султаната Бамум (XVII—XX вв.). Здесь в технике потерянного воска изготавливали ювелирные изделия, сосуды, а также курительные трубки, служившие символами власти. Известны бронзовые аналоги деревянной скульптуры, а также мелкая пластика с жанровыми сценами.

Литые и кованые изделия из металлических сплавов распространены практически повсеместно. Фигуры-обереги и фетиши, украшения, изготовляемые по традиционным канонам сельскими кузнецами народов бамбара, догон, лоби (Мали, Буркина-Фасо) славятся мастерством технического и художественного исполнения.

В Тропической Африке ценнейшим материалом издавна считалась слоновая кость, предметами из которой владели только правители и представители знати. Именно они контролировали вывоз кости в период активной торговли с европейцами начиная с XVI в. В порту Бенина и в торговых поселениях вдоль побережья Гвинейского Залива (о. Шербро) работали мастерские, где африканские мастера делали на экспорт в Европу ивуары — предметы роскоши из слоновой кости — солонки, ложки, вилки, охотничьи рога. Эти вещи относятся к так называемому афро-португальскому стилю. Костяная скульптура ценилась и при бенинском дворе. В бронзовые головы правителей на дворцовых алтарях вставляли слоновые бивни, украшенные резьбой с изображением торжественных шествий и батальных сцен. Из кости делали жезлы-скипетры, браслеты, шкатулки, маленькие подвесные маски. Выточенные из слоновой кости фигуры и украшения являлись предметами обихода знати и параллельно могли иметь магические функции у ашанти, йоруба, бамум, бамилеке, конго, куба и других народов.

Сегодня традиционную африканскую скульптуру можно увидеть в музеях изящных искусств Старого и Нового света, а число специализирующихся на ней галерей растет с каждым годом. Многие старинные шедевры Черного континента, главным образом деревянные изделия, дошли до нас лишь благодаря усилиям музейных специалистов и коллекционеров, поскольку влажный климат Тропической Африки не способствует долгому сохранению дерева. В самих же традиционных культурах «антикварный» критерий не всегда важен, и африканцы часто предпочитают заменять старую, «отработавшую» вещь новой.

В отличие от предметов роскоши в афро-португальском стиле XVI в., деревянная ритуальная скульптура долгое время была неизвестна европейцам, а при знакомстве с ней вызывала лишь отторжение. И все же в истории известны случаи, когда представители европейской знати заказывали мореплавателям привезти «идолов», как, например, это сделал в 1480-х годах Бургундский герцог Карл Смелый. Некоторые образцы деревянной пластики случайно попадали в Европу в XVII в. Среди них был, например, поднос для гадания, изготовленный мастерами народа йоруба (Нигерия), до сих пор хранящийся в одном из музеев Германии. В эпоху Просвещения миссионеры и путешественники передавали «языческих истуканов» в музеи естественной истории и «кабинеты диковинок». Во второй половине XIX в., по мере накопления знаний о заморских народах и развития антропологии, новой науки о человеке и обществе, экзотические культурные трофеи из далеких стран переместили в первые музеи народоведения. Великий Бенин не был известен Европе до конца XIX в., когда в 1897 году английская карательная экспедиция полностью сожгла его столицу. Тогда в Европу хлынули покрытые резьбой слоновые бивни и многочисленные бронзы из царского дворца.

В конце XIX в., когда европейское искусство находилось в бесконечном поиске новых путей, оно неожиданно открыло для себя африканскую деревянную пластику. Именно в ней воплотилась идея конструирования новых форм в противовес традиционному для европейского сознания копированию природы. Логика развития экспериментального искусства с начала XX в. — во многом отражение сложного видения европейскими художниками арабского, китайского, океанийского, русского и особенно африканского стиля, следствие наложения разных способов восприятия реальности. В результате художники начинают коллекционировать маски и скульптуру, а в 1911 году в Париже открывается первый Салон африканского искусства. Вскоре после этого теоретики искусства приступают к осмыслению труднодоступных для европейского понимания образов и формулировке их сути в словесной форме. Одним из первых это сделал русский художник Владимир Марков (В. Матвей) (1877—1914), основатель творческого объединения «Союз молодежи», в своем очерке «Искусство негров» (1914, опубликован в 1919). «Негр любит свободные и самостоятельные массы; связывая их, он получает символ человека». Это творческое порождение пластических символов через свободную и произвольную игру тяжестями и объемами. «Посмотрите на какую-нибудь деталь, например, на глаз, это — не глаз, иногда это щель, раковина или что-нибудь ее заменяющее, а между тем эта фиктивная форма здесь красива, пластична — это мы и назовем пластическим символом глаза...». Хотя в контексте реформирования европейского искусства XX в. верованиям африканцев не было места, сама по себе работа с формой для художника — уже процесс мистический. Сотворение мира из пластических символов привнесло магическую суть в образы кубизма, породнив их с африканскими прототипами. Ведь не будучи кубистами, авторы африканской ритуальной скульптуры воплотили в ней свою веру в одухотворенность мира, придавая духам форму, высвобождая в ней свои эмоции, лепя символы как защитные инструменты гармонизации стихий. Постоянство стилистических традиций африканцев во многом объясняется тем, что именно при определенном внешнем виде, проверенном временем, вещь оказывается наиболее действенной и сильной.

Сегодня современный зритель имеет редкую возможность познакомиться с наиболее представительной частью коллекции африканского искусства, принадлежащей Михаилу и Леониду Звягиным, которая может по праву считаться уникальным феноменом в культурном пространстве Российской Федерации. Искусство Тропической Африки представлено в нескольких отечественных музеях, например, в Музее Антропологии и Этнографии (Кунсткамере) РАН и Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Музее искусства народов Востока, Музее антропологии при Московском университете и Музее при Институте этнологии и антропологии РАН в Москве. Однако профиль этих коллекций — общекультурный и этнографический, в то время как собрание М.Л. и Л.М. Звягиных имеет иную специфику, иное «лицо», отражая художественный вкус ее владельцев. Оно собиралось людьми искусства, которым интересны многогранность, неповторимость и органичность пластических решений, оригинальность образа в целом. По словам Михаила Звягина, «африканцы — великая творческая нация. Они создали и продолжают создавать художественные произведения, достойные высочайшей оценки. Их творчество, ни на кого не похожее, живое и действенное. Искусство Африки развивалось, питаясь легендами, мифами, сказаниями... В самых простых вещах африканских мастеров заложено поразительно чувство пропорций, соотношения масс, гармония и безошибочный вкус».

Деревянная скульптура и маски - наиболее традиционные и широко известные виды африканского искусства — распространены на огромной территории более чем в двадцати странах континента. Это атлантическое побережье Западной Африки (Гвинея-Бисау, Гвинея, Сьерра-Леоне, Либерия, Кот-дИвуар), Западный Судан (Мали, Буркина-Фасо, север Кот-д'Ивуара и Гвинеи), Гвинейский Залив (Гана, Того, Бенин, Нигерия, запад Камеруна), Экваториальная зона (юг Камеруна, Габон, Республика Конго, Демократическая Республика Конго, Ангола, Замбия) и некоторые районы Восточной Африки (Танзания, Мозамбик). Каждому народу присущ свой стиль, складывающийся веками, хотя и менявшийся в процессе эволюции и под влиянием соседей.

Однако в основе всех этих стилей лежит один важнейший принцип. Традиционное искусство Тропической Африки — искусство преимущественно религиозное, неотъемлемая составляющая культа предков и культа плодородия, лежащих в основе жизни архаического общества. Природные стихии, тема плодородия, взаимодействие мужского и женского начал подразумеваются и обыгрываются во всех элементах пластики. Символы и ритмы бесконечного сотворения и зарождения новой жизни постоянно ощущаются носителем архаической культуры в природных явлениях, росте растений, движениях и прыжках животных, в жестах, танцах и ритуалах людей. Символикой проникнута как повседневная жизнь, так и обряды, цель которых - воздействие на природные энергии и достижение благоприятных результатов в каждодневной человеческой деятельности: успешная охота и война, повышение урожайности земли, зачатие и рождение детей, регулирование отношений в семье и между поколениями. Это непосредственное восприятие мира, характерное для традиционных культур, экспрессивно передается в скульптуре и масках. На нас оказывает впечатление эстетическая привлекательность и энергетическая сила этих предметов, существовавших в своей среде наравне с живыми организмами. Их художественные достоинства в традиционной культуре напрямую связаны с магической и ритуальной функцией. Произведения деревянной пластики — это, прежде всего, статуи предков, фигуры и куклы, олицетворяющие плодородие, личные обереги, магические статуи-фетиши, охранные замки и двери с изображениями людей и животных, маски в форме личин, наголовников или шлемов, применяемые в посвятительных и земледельческих обрядах. В многочисленных раннегосударственных объединениях на территории Тропической Африки деревянная скульптура могла являться и элементом придворного искусства. Таковы резные троны, дворцовая мебель и церемониальная посуда (у народов ашанти, йоруба, бамилеке, чокве, луба, куба и др.), рельефные двери (у сенуфо, бауле, йоруба и др.)» статуи правителей с символическими индивидуальными характеристиками (бамум, бамилеке, куба).

Гармоничным дополнением к скульптуре и маскам служат ткани, выполненные в традиционных техниках. Это покрывала из Мали (в техниках баси-лан и гала-фини, восходящих к народу бамбара), сшитые из сотканных вручную полос и окрашенных специальными красителями, а также ткани-циновки из Демократической Республики Конго (народ куба), сплетенные из растительных волокон и украшенные аппликациями.





[www.vesti.ru]


(tu): SalvadoR, nekto

Перейти: <>
Опции: ОтветитьЦитировать

Тема Написано Дата
Искусство тропической Африки(tu)(tu) Andrew VK 26.06.2011 21:56
Фотографировать запрещено, но...(tu)(tu)(tu) Andrew VK 26.06.2011 22:11
Отв: Да, выставка потрясающая(tu) Marina 26.06.2011 23:50
Отв: Да, выставка потрясающая(tu) edge 02.07.2011 18:00
Отв: Да, выставка потрясающая Marina 02.07.2011 19:22
Кое-что отметил для себя(tu)(tu) Andrew VK 27.06.2011 00:15
Отв: кого-то напоминает(tu) sezam 27.06.2011 11:57
Отв: Кое-что отметил для себя(tu) LUPUS 01.07.2011 01:07
Ещё Andrew VK 02.07.2011 18:27
загадочные головы африканцев Andrew VK 23.05.2012 20:00
Все-таки очень(tu)(tu) Бербер 23.05.2012 21:39
Полинезийцы Andrew VK 23.05.2012 22:07
Дело в том, Бербер 23.05.2012 22:41
И что Andrew VK 23.05.2012 22:57
Ну, мало ли что пишут. Бербер 24.05.2012 00:37
более очевидная и правдоподобная Andrew VK 24.05.2012 01:28
Расскажите Бербер 24.05.2012 11:09
Отв: Расскажите Andrew VK 24.05.2012 15:40
И кто же этот Бербер 24.05.2012 16:13
сравниваем(tu)(tu) LUPUS 24.05.2012 17:07
Собственно Andrew VK 25.05.2012 16:17
Да не в этом дело. Бербер 26.05.2012 01:16
Отв: Да не в этом дело. Andrew VK 26.05.2012 14:21
скульптурные изображения Бербер 26.05.2012 16:25
настолько очевидные версии Andrew VK 26.05.2012 17:20
не та ли это "голова"(tu)(tu)(tu) ГрачЪ 24.05.2012 16:12
Люська губатая LUPUS 04.01.2013 14:01
Отв: Люська губатая sult 06.01.2013 14:13


Этот форум в режиме 'только для чтения'. Это временно. Заходите позже.
В онлайне

Гости: 24

This forum powered by Phorum.

Large Visitor Globe