edgeways.ru
|
|
Отв: П.С. важный момент Пользователь: Дежавю (IP-адрес скрыт) Дата: 31, March, 2012 13:37 Распространено смешение ума и Разума, а также Я и Я-сознания. Предложу Вашему вниманию следующие простые рассуждения.
"Я И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. Возьмем в качестве исходных, отправных точек некоторые первичные утверждения, не вызывающие споров ввиду их эмпирической очевидности. Вероятно, для любого человека нет ничего более очевидного, чем факт собственного существования, факт наличия собственного «Я». Для простоты будем пока считать, что Я - это первичное неопределяемое понятие. Существует неединичное количество слов и терминов, которые как бы взаимозаменяемы с Я или даже бывают ему тождественны во множестве смыслов и контекстов – это такие термины, как «сознание», «личность», «эго», «индивид», наконец, «человек». Близкородственными можно считать слова «мышление», «ум» и «характер». Эта многословность говорит о том, что в вопросе с Я ситуация крайне неоднозначна, терминологической ясности нет, а разные исследователи придерживаются различных точек зрения на предмет. На самом деле, для того, чтобы достоверно понять, что есть Я, следовало бы по совету известной мудрости выйти за его пределы. Но мы не знаем, как это сделать, даже если смутно догадываемся, зачем. Поэтому имеет смысл построить дальнейшие рассуждения в следующем направлении – а нельзя ли чисто технологически соотнести Я с феноменами и явлениями, крайне интересующими нас в практическом плане – сознанием, умом, мышлением, памятью, эмоциями, волей и др.? Вначале обратимся к классике и возьмем какое-нибудь определение из словарей, например, вот это: «Я (Эго) — согласно психоаналитической теории, та часть человеческой личности, которая осознается как Я и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия.» С прочитанным непросто согласиться, причем по совершенно эмпирическим причинам. Возникает очевидный вопрос: а КЕМ сознается? Кто оператор этого действия? Если посмотреть в тот же словарь, то мы увидим, что сама «личность» (о которой идет речь в первом определении) - это «относительно устойчивая система поведения индивида», и тогда получится, что «Я» - это часть этой относительно устойчивой системы поведения, да еще какого-то неизвестного «индивида», в лучшем случае – самого себя. Если кратко, то «Я» - это часть системы поведения самого себя. Вывод, далекий от идеалов формальной логики. Другое определение из другого словаря в практическом смысле тоже далеко нас не продвинет: согласно ему, «Я» есть рефлексивно осознанная самотождественность индивида. Не проще ли вначале пойти простым путем и послушать самих себя, ЧТО и КАК мы говорим? Мои мысли, мои эмоции, мой ум, мой организм, мое мышление, моя логика, мое сознание. Получается, что все это феномены – внешние по отношению к Я. Применяемые слова отражают ОТНОШЕНИЕ, РАЗЛИЧЕНИЕ – между Я и всеми перечисленными явлениями, которые оказываются относительно Я атрибутами самого Я. Внимательно слушая произносимые ведущим фразы, повторяйте их мысленно, прислушиваясь к возникающим в теле ощущениям - подсознательному отклику на эти слова и мысли. (При саморегуляции можно прослушивать текст упражнения, предварительно записав его на магнитофон. Во время записи необходимо оставлять паузы между фразами, достаточно длительные, чтобы в течение паузы можно было повторить вслух предшествовавший ей фрагмент текста.) 1. У меня есть мои телесные ощущения, мои органы чувств - зрение, слух... Быть может, это та часть меня, которая и представляет мое настоящее «Я»? У меня есть мои телесные ощущения, но мое «Я» - это не только ощущения. Мои зрительные и слуховые впечатления и мои телесные ощущения непрерывно меняются, как калейдоскопические картины, а мое «Я» более постоянно и устойчиво... 2. У меня есть мои эмоции, и радости, и печали, о которых я помню и присутствие которых ощущаю... И это более устойчивый процесс, чем просто телесные ощущения... Мои эмоции влияют на другие части моего «Я», и когда я думаю о моих эмоциях, я также замечаю и телесные ощущения... Мои эмоции проявляются также в моих отношениях с другими людьми... Благодаря им у меня есть отношения, которые вносят в мою жизнь много радостных и светлых переживаний и наполняют ее большим смыслом, чем просто личное существование... У меня есть мои эмоции, но мое «Я» - это не только эмоции, не только отношения... Мои чувства приходят и уходят, и отношения с людьми меняются - люди тоже приходят и уходят, а мое «Я» выше этого, оно более стабильно и устойчиво... 3. У меня есть мои мысли, выражаемые на уровне слов... в них проявляется мой ум и знания, которые я высоко ценю... Мои мысли также связаны с другими частями моего «Я», и когда я о чем-либо думаю, я также испытываю связанные с этим эмоции и замечаю телесные ощущения... Но в то же время мое «Я» - это не только мысли... Мои мысли скоротечны и мимолетны, а мое «Я» постоянно и устойчиво... У меня есть мои мысли, которые составляют важную часть моего «Я», но мое «Я» - это не только мысли... 4. У меня есть моя интуиция или внутренняя мудрость, присутствие которой я замечаю в важные моменты жизни... Интуиция подсказывает мне важные мысли, предстающие перед моим внутренним слухом в виде слов или перед моим внутренним взором в виде интуитивных образов... Временами интуиция проявляется в виде телесных ощущений и служит также источником моих эмоций... Интуиция может служить источником различных проявлений моего «Я» - моих мыслей, телесных ощущений и эмоций... В то же время мое «Я» - это не только интуиция, но и нечто большее... 5. У меня есть мои телесные ощущения, эмоции, мысли, являющиеся составными частями моего «Я», которые все важны для меня и к которым я прислушиваюсь... Но мое «Я» включает в себя еще нечто большее - осознавание всего того, что перечислено выше... И воля, и осознавание цели играют по отношению к ним ту же роль, что и дирижер в оркестре, по мановению руки которого разрозненное звучание разноголосых инструментов объединяется в стройную и гармоничную мелодию... И это - то, что помогает влиять на остальные части моей личности и психические процессы и направлять их в правильное русло, для достижения позитивной жизненной цели... То, что помогает мне осознать мой личный жизненный смысл, понять мое место и роль в этой жизни... служит в жизни ориентиром - так же, как для корабля, затерянного в безбрежном море, ориентиром служит свет далекого маяка... Наша собственная речь однозначно свидетельствует о том, что Я не совпадает ни с психикой (сознанием), ни с телом. Я - это пользователь, наблюдатель, оператор, - как бы странно это ни звучало, - всей информационно-биологической системы «человек» со всеми ее составляющими – сознанием, мышлением, телом, эмоциями, умом. По крайней мере, такой вывод прямо следует из элементарного наблюдения за нашей речью...." Любовь как феномен не имеет никакого отношения к информации. Это обстоятельство можно выяснить исключительно путем личного эмпирического опыта, переживания этого состояния. Существует неединичное количество симулякров любви - эйфория, сильное эмоциональное влечение гормональной природы, небезызвестная прелесть в христианской традиции. |