edgeways.ru
|
|
Отв: Ресурс запада Пользователь: Дежавю (IP-адрес скрыт) Дата: 01, December, 2011 21:41 Конечно, согласен. В точку. Стопроцентно. Личный многолетний опыт говорит ровно о том же - страстно искомый гуру всегда находится непосредственно внутри самого ищущего.
Предложил бы поразмышлять чуть дальше. В направлении - а что, собственно, следует из той констатации, которую Вы так удачно изложили? В смысле - практических выводов? Вот остановились монахи-крестоносцы (пока не будем вникать, кто они такие и откуда взялись) в своем напряженном труде по освобождению. Действительно, к 60-м гг. значительная часть человечества освободилась, наконец, от палки-погонялки, толкавшей их до этого столетиями - каждодневной необходимости тяжко добывать хлеб насущный и единственные штаны вкупе с теплым туалетом. Люди выбрались из "царства жестокой необходимости". Появилась потрясающая вещь - реальная возможность ВЫБОРА. Т.е. - ставь себе цель сам и достигай ее. Минимальный, но базисно достаточный стартовый уровень есть. За него уже биться не надо. Тут выяснилось, увы, банальное: оказывается, никто не обучил людей хотеть чего-то, отличного от целей простого потребления. Никто не обучил целеполаганию. Вы думаете, это я так ёрничаю? Ничуть не бывало! Скажу Вам как "практикующий доктор" - обучение целеполаганию - это важнейший конечный продукт той системы, которую Ваш покорный с тихой грустью практикует на лекциях и семинарчиках. Позволю себе еще одну цитату. А почему же люди не ставят собственные цели? Первая причина, по которой люди не ставят цели, состоит в том, что они просто не в курсе. Не в курсе относительно основ причинности нашего Мира. На наш взгляд, свою немалую роль в этом играет «вульгарный материализм», господствующее массовое мировоззрение последних 150 лет, который обуславливает изменения случаем, генетикой, наследственной предрасположенностью, «естественным отбором», «борьбой за существование» и пр. внешними по отношению к человеку обстоятельствами. Вот классическое высказывание «материалистической науки»: «Цель вторична, а материальные условия ее становления и реализации первичны, потому что они не только предшествуют процессу формирования цели, не только в известном смысле порождают ее, но и определяют ее.» В результате люди предпочитают слово - делу, хотят достичь успехов, улучшить свою жизнь, но при этом не вполне представляют себе, как это конкретно сделать и куда прикладывать усилия. Как мы уже имели возможность отметить в разделе «Потребности», отсутствие постановки вопроса о смысле жизни практически приводит к отказу от собственного целеполагания вообще. Вторая причина, по которой люди не ставят цели, состоит в том, что они не берут на себя ответственность за собственную жизнь. До того момента, как человек принял на себя полную ответственность за все, что с ним происходит, нельзя сказать, что он сделал даже шаг к постановке цели. Человек без ответственности— это тот, кто постоянно ждет, когда «начнется настоящая жизнь». В этом ожидании вся энергия и время тратится на придумывание объяснений и отговорок по поводу отсутствия желаемого хэппинесса. Единственный способ определить, во что в действительности верит человек, — судить по его делам, а не по словам. Имеет значение то, что мы делаем, а не то, что мы говорим. Наши истинные ценности и убеждения всегда выражаются нашим поведением, и только им. Один человек, приступающий к делу, стоит десятерых блестящих ораторов, не делающих ничего. Серьезный человек – это делающий человек. Третья причина, по которой люди не ставят цели, состоит в глубоко укоренившемся чувстве вины и низкой самооценке. Современное массовое воспитание устроено таким образом, что ребенок, подросток, а потом и взрослый как бы постоянно кому-то что должен. Родителям, школе, старшим, государству и т.д. Людям непрерывно навязываются всевозможные «эталоны» в виде т.н. «звезд», «кумиров» и пр. «знаменитостей». В невольном, но неизбежном сравнении «обычный человек» ощущает собственную «малость», «приземленность». Люди, искусственно отпрессованные на такой низкий оценочно-эмоциональный уровень, что им приходится «посмотреть вверх, чтобы увидеть дно», не могут, понятное дело, уверенно и оптимистично намечать цели на месяцы и годы вперед. Человек, выросший в негативном окружении, воспитавшем в нем ощущение того, что он ничего не заслуживает или подход типа «и какая от этого польза!», а также «я недостаточно хорош», вряд ли способен ставить серьезные цели. Четвертая причина, по которой люди не ставят цели, состоит в том, что они не сознают важности целеполагания. Этому просто не обучают. Если мы выросли в семье, где оба родителя не ставят целей, а определение и достижение целей не является повторяющейся темой семейных разговоров, то мы можем стать взрослыми, так и не узнав о том, что цели существуют не только в спорте. Если мы принадлежим к социальному кругу, где у людей отсутствуют четко определенные цели, на достижение которых направлена их деятельность, мы вряд ли задумаемся о феномене целеполагания вообще. Восемьдесят процентов окружающих нас людей идут в никуда, и если мы смешаемся с толпой, то пойдем туда же. Пятая причина, по которой люди не ставят цели, заключается в том, что они не знают, как это делается. В нашем обществе возможно получить университетский диплом — итог пятнадцати или шестнадцати лет, потраченных на образование, — так и не получив даже часового урока по постановке целей. Между тем, изучение принципов и способов целеполагания едва ли не важнее любого другого предмета, когда-либо изучавшегося нами. Шестая причина, по которой люди не ставят цели, — это страх. Страх неудачи, страх получить отказ, страх быть раскритикованным. С самого детства наши мечты и надежды страдают от ударов, наносимых критикой и смехом других людей. Возможно, что нашим родителям не хотелось, чтобы мы лелеяли высокие мечты и затем разочаровывались, поэтому они быстро указывали нам причины, по которым мы не сможем добиться своих целей. Наши недруги и друзья смеялись и потешались над нами, когда мы представляли себя кем-то или делали что-то, что превосходило их представления о самих себе. Их влияние может оставить отпечаток на вашем отношении к себе, постановке целей в течение многих лет. Дети совсем не глупы. Они очень скоро усваивают, что «если хочешь со всеми ладить, поступай как все». Со временем ребенок, которого не одобряют и постоянно критикуют, прекращает вырабатывать новые идеи, лелеять новые мечты, ставить новые цели. Он начинает путь длиной в жизнь, играя в безопасность, продавая себя по дешевке, принимая собственные низкие достижения как жизненную неизбежность, не поддающуюся изменениям. Боязнь неудачи — величайшее препятствие на пути к успеху во взрослой жизни. Именно она удерживает людей в их зонах комфорта. Именно она заставляет их пригибать головы и пребывать в безопасности, в то время как годы проходят мимо. Боязнь неудачи выражается во внушении «я не могу, я не могу, я не могу». Боязнь усваивается в раннем детстве в результате деструктивной критики и наказания за те действия, которые не встречали одобрения наших родителей. Однажды пустив корни в подсознание, этот страх распространяется дальше, парализуя мечту и убивая амбиции, принося больше вреда, чем любая другая негативная эмоция, посещающая человеческую душу. Седьмая причина – это непонимание и неприятие смысла и роли «неудачи» в достижении успеха. Правило таково, невозможно добиться успеха, не потерпев поражения. Неудача — предпосылка успеха. Величайшим успехам почти всегда предшествует множество поражений. Именно уроки, извлеченные из неудач, делают достижение успеха возможным. Смотрите на каждое временное поражение как на дорожный знак, говорящий: «Остановись, иди лучше вот этим путем». Одно из качеств лидера заключается в отказе мыслить понятиями «провал» или «поражение». Их заменяют понятиями «ценный урок» или «временный сбой». --------------------------------------------------- Что из этого следует? Видимо, только одно: монахам-крестоносцам можно либо оставить людей в покое, чтобы они самостоятельно изменили свое мировоззрение, усвоили иную "картину причинности" и обучились процессу целеполагнию, либо опять взять процесс обучения в свои мозолистые руки. А позиция автора статьи, думаю, обусловлена очевидным силлогизмом: взялся за гуж - не говори, что не дюж. Т.е., те, кто рулят, обязаны соответствовать взятой на себя функции рулевых. Не только жрать больше всех, но и думать и делать больше всех. Включая то, что рулимые делать либо не умеют, либо не хотят. Эта позиция справедлива в той части, что спрос больше с тех, кому больше дадено. Однако если учесть тот факт, что нынешние рулевые - совсем не монахи-крестоносцы, а нормальные потребители созданного монахами, то возникает вопрос - а какой смысл требовать с них то, чего они сделать все равно не могут? |