edgeways.ru
|
|
"бостонское чаепитие". Пользователь: Изюм (IP-адрес скрыт) Дата: 06, December, 2007 19:11 Чай -это тема! Помнится в 80е я гостил в Бухаре. Тамошние мужчины
вели странный для советских людей образ жизни - в чайханах. Ну само собой водка с пловом и лагман. Но самое гланое настоящий узбекский "чай". После водки с пловом. Это практиковалось во всех чайханах Бухары и Самарканда для местных мужсчин.Когда мужсчина требовал "чаю" -приносился таинственный чайничек с коричневатым отваром -после которого усталость и сонливость от водки с лагманом как рукой снимало - и при желании можно было начинать праздник сначала - или просто сплясать Бухара -это от русского бухой- обкуренный или оппитый -место отдыха тем более климат там был неплохой от округи -оазис -граница империи грез. Как известно война Англии с США началась с чаепития. Какой же чаек так сильно распалил страсти - да уж никак не традиционный зеленый. В форме отвара можно пить чай из опия -гашиша -коки. Напиток получается замечательный по мягкости воздействия -и практически сразу наступает привыкание. Справка- "Первые известия о чае встречаются у путешественника А. Олеария, который писал, что в столице Персии Исфахане в 1630-е годы были "Tzai Chattai Chane", т.е. "...харчевни, в которых пьют иностранную теплую воду (...) черную (темноватую) воду, отвар из растения, привозимого Узбецкими Татарами в Персию из Китая (...) Это именно то растение, которое Китайцы называют чаем (...) Персияне варят его в чистой воде, прибавляют туда анису, укропу, а некоторые немного гвоздики..." [5]. Данное сообщение прямо указывает на то, что уже в начале XVII в. чай был известен не только персиянам, но и "узбекским татарам", т.е. жителям Средней Азии. Однако это едва ли не единственное указание в письменных источниках, которое подтверждает столь раннее знакомство обитателей интересующего нас региона с напитком. Как отметила Е.М. Пещерева, которая провела специальное исследование этой проблемы, "... если подытожить все наши данные о времени начала широкого распространения чая (...) то, за исключением Бухары, для городов Средней Азии время это приходится на начало второй половины XIX в., для сельских местностей на равнине - на самый конец XIX в. и для горных районов Таджикистана - на XX в." [6]. В Бухаре чай пили уже в XVIII в., причем только знать [7]. Кроме вопроса "когда", интерес представляет вопрос "откуда". На этой проблеме стоит остановиться подробнее." ------------------------- надо же - опять узбеки ------------------------- тропами наркомафии "Несмотря на все сказанное, вряд ли китайцы могли быть основными распространителями моды на чай в Средней Азии. Прямые контакты населения двух регионов были не очень продолжительными и осуществлялись в основном в форме политического, идеологического и военного противостояния. Влияние Китая на проникновение чая в Среднюю Азию скорее всего было опосредованным. Прежде всего речь идет о торговле. В конце XVIII - начале XIX в. китайский чай в виде спрессованных плиток был весьма популярен в среднеазиатских городах. По утверждению Ч. Валиханова, в начале XIX в. "вся Средняя Азия и Афганистан пользовались чаем, привозимым через Коканд из Кашгара, и употребление чая" стало повсеместным, причем, когда китайцы закрыли границу, то в 1829 г. "кокандцы решились с оружием в руках открыть себе торговлю" [15]. Это влияние отразилось в одном из названий чая, забеленного молоком, - "синчой" (китайский чай), а также в популярности китайской чайной посуды. Отвергая точку зрения о прямом заимствовании чая у китайцев, Е.М. Пещерева предполагает, что чай в Средней Азии распространяли монголы, бывшие в гораздо более тесных, чем китайцы, отношениях со среднеазиатским населением [16]. В современных преданиях ферганских жителей калмыки нередко рассматриваются как коренное, наиболее древнее население Ферганы. Правда, в этом случае калмыков путают с "мугами" (кал-муг), древним немусульманским населением Средней Азии [17]. Тем не менее, несмотря на эту путаницу, предания отражают ту реально огромную роль, которую калмыки сыграли в истории Ферганской долины и всей Средней Азии в позднем средневековье. " продолжение может и последует -объем материала большой |