edgeways.ru
|
|
Мелек-Чесменский курган Пользователь: Andrew VK (IP-адрес скрыт) Дата: 02, August, 2012 23:47 Ввиду посещения оного и для продолжения ранее начатой темы выложу свои материалы и поделюсь впечатлениями о нём. В качестве основы описания воспользуюсь текстом с этого сайта - [kerch-museum.com]
Среди множества исследованных боспорских уступчатых склепов Мелекчесменский вошел в историю как самый совершенный в техническом и художественном отношении среди боспорских уступчатых склепов. Свое название курган получил от татарского названия протекающей рядом речки Мелек-Чесме. Вот как описывает раскопки кургана его исследователь, директор Керченского музея А.Е. Люценко: "Из всех прилегающих к самому городу, могильных насыпей, это самая громадная. Обезображивающие ее повсюду, особенно с боков, ямы показывают, что ее уже неоднократно принимались раскапывать для обыска. Жители города и предместий, добывая постоянно здесь глину, даже и в последнее время, у подошвы открывали разного рода гробницы, которые, большей частью оказывались разоренными. Вообще видно, что она служила впоследствии кладбищем. Ныне памятник погребальной архитектуры античного Крыма расположен практически в центре Керчи. В 1857 году, обнаружившиеся, с южной стороны кургана, оттески строительного камня заставили сделать тогда небольшую раскопку, для объяснения их происхождения. По разным обстоятельствам она осталась неоконченной. Теперь решено было продолжить, следуя по направлению оттесков." Раскопки в то время велись длинными траншеями, разрезающими курган. Следуя за оттесками, ведущих к середине кургана исследователи вечером 13 декабря 1858 года наткнулись на каменную стену, сложенную из громадных тесаных плит здешнего известняка. "Утром, удостоверившись в совершенной неприкосновенности стены, вынули из нее две плиты, так осторожно, что нисколько не повредили общей связи постройки. За ними оказалось пустое пространство. Вошедши в него и осветив его огнем, увидели длинное преддверие египетской архитектуры. В одном конце его восточном, виднелся большой пирамидальный склеп, в другом, западном - наружный вход, весь заложенный плитами. О "египетской архитектуре" говорят все - и экскурсоводы, и справочники, что вызвало моё немалое удивление. Ведь сказав "а", надо говорить и "б"! Каким образом попали в Крым египетские архитекторы? Может, вообще следует считать, что подобные формы повсеместно самозарождались, как принято рассуждать в среде историков? Опрятность на каменном помосте преддверия, совершенная целость повсюду стен и свода, все подавало надежду, что это величественная гробница сохранилась неприкосновенно. Но надежда не оправдалась. Склеп оказался расхищенным. В северо-западном углу его нашли останки ребенка возле них четыре квадратных камня и несколько досок от детского гроба. Там и сям по полу валялись черепки алабастра и между ними один бронзовый браслет, оканчивающийся золотыми змейками с эмалевой чешуей. Отсутствие в потолке, у самого входа, одной плиты, объяснило потом путь, которым проникли сюда искатели. Место ее отстояло от поверхности кургана по крайней мере, на 4 сажени, и на нем виднелась только едва заметная впадина, показывающая, как мало трудились для того, чтобы проникнуть в гробницу, тем которые предупредили настоящее ее посещение. Небольшая неувязка - склеп расхищен, но как-то избирательно. Мародёры оставили после себя драгоценный бронзовый браслет, украшенный позолотой. Кроме того, ничего не сказано относительно обнаруженных черепков, видимо появившихся от разбитой посуды. А ведь погребальный обряд, сопровождающийся битьём посуды, прежде всего встречается в Египте, а потом уж распространяется по окрестностям Ойкумены. Также можно продолжить линию утверждений о самозарождении подобных культов... Определить время, когда разорили гробницу, нет никаких данных. Обстоятельства, что доски гроба найдены разбросанными, может показывать, что во время обыска они уже были ветхи. Иначе пришлось бы предположить, что его нарочно расколачивали - труд едва ли не напрасный и для корыстных нарушителей тишины могилы." Археологи заложили проход в склеп камнями, однако временами он вновь оказывался разобранным. Для сохранения склепа планировалось сделать здесь каменный вход с дверью. Разбор древнего входа в курган требовал значительных средств. В юго-западной части кургана была обнаружена часть ограды, сложенной из одного ряда грубо оттесанных плит известняка. С северной стороны был обнаружено место кремации. Вместе с перегоревшими человеческими костями найдены фрагменты битой посуды и медные гвозди от сгоревшего гроба. Фрагменты посуды принадлежали двум краснофигурным сосудам. Один из них - патера (сосуд для питья), где были изображены семь фигур в торжественном шествии. Рельефная часть фигур сохранили следы позолоты. На втором сосуде - вазе была изображена битва грифонов. По стилю росписи они датируются 40-30 годами IVв. до Р.Х. В сущности, этот сосуд и послужил основой для датировки самого кургана. Вновь обращает на себя внимание битая посуда и следы кремации, которые увязываются с данными о других погребальных курганных культурах, в которых практиковались трупосожжения. Кроме того, вызывает недоумение датировка памятника по артефактам, не имеющим к нему никакого отношения, и привнесённым заведомо позднее. Т.е. дату "IV до н.э." следует понимать, как верхнюю временную границу возведения кургана. О нижней, к сожалению, ничего не известно. В июне 1863 года с северной стороны кургана найденная известняковая надгробная стела с рельефом и эпитафией на древнегреческом языке "Ма, теща Иосара, прощай". На рельефе изображена женщина, одетая в длинный хитон и плащ, накинутый на голову. Справа фигурка служанки с пиксидой (круглая шкатулка для мазей или украшений) в руках. Эта стела относится к одному из позднейших захоронений, сделанных в насыпи кургана. По характеру письма стела датируется I веком до Р.Х. Интересно отметить, что упоминание тещи встречено впервые и более нигде больше не зафиксировано. В этом описании ничего не сказано о важной характеристике погребального сооружения - его ориентировке. Мелек-Чесменский курган ориентирован строго на восток, что видно по фото, сделанным примерно в полдень по местному времени. В свою очередь "Царский курган" ориентирован в точности на закат солнца в день зимнего солнцестояния. Как свидетельствует доступная мне литература, до сего момента об этом известно не было, и необычность ориентировки кургана считалась среди учёных необъяснимой загадкой. Здесь присутствует явный намёк на "солнцеподобный" статус (статус Хрисоса) умершего, который, очевидно, был царём Боспорского царства. Вероятно, он был кремирован. Зачастую курганы, насыпанные для одной гробницы превращались в кладбище для последующих поколений. Не был исключением и Мелекчесменский курган. Захоронения там совершали и 500 лет спустя после его сооружения. Такая организация погребений также характерна для курганной культуры Северо-Восточной Руси. Напротив, упорядоченная структура курганов встречается в Поднепровье и на Псковщине, где родовые курганы образовывали длинные валы. Одесское Общество Истории и Древностей по инициативе секретаря Общества Н.П. Мурзакевича стало энергично хлопотать о сохранении кургана. В рапорте директора Керченского музея, действительного статского советника А.Е. Люценко от 26 мая 1872 года говорится: "Имею честь донести Императорской Комиссии, что по докладу Г. Министру Внутренних Дел, основанном на ходатайстве Одесского Общества истории последовало в 1871 г. Высочайшее повеление об отпуске из государственного казначейства по 300 рублей ежегодно, на подержание и охране древнего каменного склепа, находящегося в Мелекчесменском кургане, что в предместье г. Керчи. А так как для открытия входа в означенный склеп заделание пробитых в галерее его двух отверстий, потребовались земляные и каменные работы, то Одесское Общество Истории и Древностей отнеслась к Военному Министру о назначение к производству таковых работ одного из офицеров местного инженерного ведомства. Поручение это, возложенное на строителя крепости инженера генерал-майор Седергольма, под наблюдением его, начато и окончено было прикомандированным к этому ведомству Лейб-Гвардии конной Артиллерии Полковником Филлипенко, в течение летнего времени 1871 года. Все каменные работы в этом склепе, стоящие 600 рублей, произведены на свой счет Керченским Почетным Гражданином Константиновым, так как ассигнованных для сего предмета на 1871 год 300 рублей едва достало на земляные работы и наем сторожа." Отчет генерал-майора Седергольма от 13 мая 1872 года: «По открытии траншеи, оказалось, что вход в гробницу заложен камнями правильной формы. Когда начали разбирать эти камни, то увидели. Что камни фронтона из ракушечного известняка, какой и теперь употребляется для построек в Керчи, под давлением массы земли кургана, во многих местах, раздавлены и что оставлять фронтон в существующем виде нельзя без опасения скорого разрушения. Немедленно была снята с него фотография, камни тщательно обмерены, сняты с карнизов шаблоны и решено было начать реставрацию фронтона с будущего года. При этом представлялось соображение, что так как постройка нового фронтона, верной копии со старого, как по виду так и по размерам камней и карнизов обойдется значительно более ежегодно отпускаемой суммы 300 рублей, то работы по возобновлению затянутся на несколько лет. Когда об этом узнал один и местных жителей, 1-й гильдии купец А.К. Константинов, то обратился к инженерному ведомству с предложением возвести фронтон и исправить некоторые внутренние повреждения гробницы на собственный счет, под наблюдением инженерного ведомства. Предложение было принято, и купцу Константинову следует быть обязанным, что реставрация могильного памятника окончена в один год и при том, что она до мельчайших подробностей тождественна, относительно фронтона, с древним образцом». С помощью подвезенной землей кургану был предан прежний конусообразный вид и в июле 1871 года курган был открыт для публики. Вскоре в камере кургана стали складывать найденные при раскопках надгробия и другие находки, которые и составили основу нового Мелек-Чесменского музея, где помимо сторожа был и директор. Наряду с археологическим музеем Мелек-Чесменский музей был наиболее посещаем. В настоящее время внутри кургана никаких экспозиций не производится. Объект находится в полуаварийном состоянии из-за поднятия уровня грунтовых вод. Кто и когда был захоронен в этом кургане? На этот вопрос можно ответить лишь приблизительно. Грандиозность сооружения кургана, совершенство погребальной камеры свидетельствуют, что погребенный принадлежал к верхушке боспорского общества и, весьма возможно, к царскому роду правящей в IVвеке династии Спартокидов. Найденные в насыпи фрагменты чернолаковой керамики (в частности фрагменты двух краснофигурных сосудов, среди которых есть крышка леканы с изображением Афродиты, Диониса среди Эротов датируется 325-290 гг. до Р.Х.) позволяют отнести захоронение ко второй половине IV века до Р.Х. Уступчатые склепы, своды и купола которых перекрыты напуском рядов кладки, являются самыми ранними и наиболее интересными с архитектурной точки зрения монументальными надгробными памятниками Боспора. В центре потолка склепа видно отверстие. Это - вентиляция, оборудованная ещё в 19-м веке. На время начала раскопок курган имел 12 метров высотой и 200 метров в окружности. Длинный, девятиметровый дромос, ведущий в гробницу, с уступчатым перекрытием мастерски соединен с квадратной погребальной камерой (3,7x3,7 м), которая перекрыта пирамидальным сводом, где с каждой стороны выдвинуто по 7 уступов. Свод начинается ровно на половине высоты склепа. Сближаясь к верху со всех четырех сторон ряды сходятся и накрыты одной плитой, лежащей горизонтально. Отвесные стены возвышаются в пять рядов плит. Стены дромоса одинаковой вышиной со стеной склепа и точно также состоят из пяти рядов плит, в то время как свод состоит только из трех рядов. Тринадцать плит замыкают свод сверху. Последней из них у входа, как было замечено выше, недоставало. На фото видно, что в ряде мест блоки стен дромоса подвержены значительной эррозии. Пол везде выстлан плитами, которые лежат на материке забутованы щебнем. В склепе пол несколько приподнят. Наружный вход был заложен огромными камнями, возвышающимися в семь рядов. В продольных стенах дромоса сделаны горизонтальные выемки, в которых были найдены сгнившие деревянные столбы. Выемка из-под продольного деревянного бруса, как видно, одна. Его назначение не ясно... Соединение пирамидального свода с призматическим сводом дромоса, который ниже, требовало особенного искусства. Пристроенный к дромосу портал с антами увенчан фронтоном. Это единственный известный на Европейском Боспоре случай такого оформления склепа. С приходом советской власти Мелекчесменский курган был передан в ведение Керченского музея. Во время Второй Мировой войны по инициативе директора музея из разоренного Таманского музея был перевозен мраморный саркофаг, обнаруженный в кургане Лысая гора, близ Тамани. Саркофаг, весом почти 5 тонн, был изготовлен в Греции в виде храма с двухскатной крышей и был установлен в склепе Мелекчесменского кургана, но при отступлении он был разбит на мелкие куски. В настоящее время саркофаг отреставрирован и находится в Историческом музее в Москве. Настоящая реконструкция кургана была проведена в 1994 году. : Marina, Х-ов, ssmkom Вложения: DSC_2197.JPG (163.8kB) DSC_2196.JPG (174.2kB) |