edgeways.ru
|
|
Отв: методы датировки петроглифов Пользователь: Владимир Илюшенко (IP-адрес скрыт) Дата: 13, November, 2011 18:11 Цитата:Прежде всего сохранились лошадиные кости свидетельствующие о составе стада. ГЛАВА 4. СОЦИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ЯМНОГО ОБЩЕСТВА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ 4.1. Хозяйственно-экономический уклад Не все вопросы этого направления решены к настоящему времени однозначно, что определяется, в частности, и отсутствием единого мнения о времени и причинах возникновения кочевого скотоводства. Основные теории освещены в работе Л.С. Клейна (1980). Отметим мнение В.П. Шилова, который наметил некоторые модели хозяйства, обусловленные природно-географическими условиями (Шилов, 1975; 1985). В регионах с долговременными поселениями, по его мнению, было развито пастушеское скотоводство, в основе которого - крупный рогатый скот; в других регионах появляются элементы кочевого склада. Кочевниками считают ямные племена Северо-Западного Причерноморья Н.М. Шмаглий и И.Т. Черняков (1970), Е.В. Яровой (1985). Исследования последнего десятилетия позволили предположить другую модель хозяйственного уклада - подвижное скотоводство (возможно, отгонного характера), сочетающееся с земледелием (Кузьминова, Петренко, 1989; Яровой, 1991). Финал Триполья (вместе с Усатово) совпал с похолоданием времен хаджибейской регрессии Черного моря, началом очередной засушливой фазы, уже на фоне которой развивалась ямная общность (Петренко, 1989, с.117). Большинство памятников ямной культуры в Северо-Западном Причерноморье тянутся цепочкой вдоль рек и лиманов. Микроклимат пойм обеспечивал благоприятные условия для развития животноводства даже в засушливое время. Тем не менее, пастбищные ресурсы не безграничны, что заставляло население вести подвижный образ жизни, возможно, кроме зимнего периода. Исследователи отмечают, что основной отраслью скотоводства региона было разведение овец и лошадей (Збенович, 1974, с. 111; Яровой, 1985, с. 110). Судя по находкам костей в курганах, состав стада ямных племен практически совпадает с усатовским (овца, коза,лошадь, крупный рогатый скот). А в Древнем Египте синхронном ямникам лошадиных костей нет. И повозок тоже нет. У ямников ещё не было лёгких боевых колесниц с большими колёсами состоящими из обода, ступицы и спиц но более массивные повозки на прочных но тяжёлых сплошных колёсах уже были широко распространены. Да о чём может быть речь...будь лошадь известна в Древнем Египте, были бы и мумии и изображения...но чего нет - того нет. Ослики есть, лошадей - нет. Только в период Нового царства...переняв достижения степных культур эпохи бронзы...после изгнания гиксосов! |