edgeways.ru
|
|
Отв: А как же сунгирьские кроманьонцы?... Пользователь: Владимир Илюшенко (IP-адрес скрыт) Дата: 10, November, 2011 08:40 Цитата:Там есть погребения с инвентарём и украшениями для изготовления коих нужно было затратить человеко-годы ручного труда. Опять же, использование нашими предками минеральных красителей и музыкальных инструментов зафиксировано в очень ранние времена. По радиоуглероду палеолитический посёлок возле деревни Малая Сыя (долина Чёрного Июса на восточном макросклоне Кузнецкого Алатау) имеет возраст 34 тысячи лет. Человек современного облика - кроманьонец появился в Хакасии примерно 30-35 тыс. лет назад. Самая ранняя стоянка такого человека была обнаружена в окрестностях села Малая Сыя на берегу Белого Июса в Ширинском районе. Здесь В.Е. Ларичев, автор раскопок, обнаружил крупный поселок, как он сам выражается: «по палеолитическим масштабам - это подлинный город». Появление в предгорьях Кузнецкого Алатау столь крупного поселения связано с прохождением здесь миграционных путей диких животных, что позволяло охотиться без существенных передвижений в поисках добычи. Для долговременного проживания люди сооружали землянки, для этого выкапывали округлый котлован площадью около 50 м2. В самом котловане по краям оставлялся уступ шириной 1,5 - 2 м, который являлся основной жилой площадкой, здесь люди разжигали огонь в ямках, готовили на нем пищу, изготовляли каменные и костяные орудия, отдыхали после изнурительной охоты. Крыша землянки имела куполообразную форму, в ней оставлялось отверстие, через которое выходил наружу дым от кострищ, и в тоже время это отверстие являлось и входом для жильцов. Кроманьонец, по сравнению со своими предшественниками, обладал более совершенной технологией расщепления камня. Большая часть орудий, найденных на поселении Малая Сыя, была изготовлена на основе крупных и мелких пластинчатых отщепов, которые с помощью небольших сколов доводились до нужной формы и остроты. При этом доработка орудия совершалась не только ударами, но и с помощью сильного надавливания роговым стержнем-отжимником. Таким способом изготовлялись скребки, скребла, ножи и резцы. Кроме этого, из удлиненных речных галек изготовляли грубые рубящие орудия. На охоте использовали наконечники копий и дротиков, сделанные в основном из рогов северного и благородного оленя. С помощью таких орудий люди, жившие по берегу Белого Июса, добывали: северного оленя, барана-аргали, сибирского горного козел, бизона, кулана, благородного оленя, лошадь, носорога и мамонта. С появлением «человека разумного» в Хакасии, обитавшего на Малой Сые, связано начало развития в этих краях изобразительного искусства. Конечно же, сами художественные произведения не сохранились, но на поселении были обнаружены куски гематитовых и малахитовых руд, которые шли на приготовление красок. Вероятно, во время ритуальных церемоний такими красками раскрашивались лицо и тело, украшались одежда и деревянные изделия. Может быть, именно при совершении такого ритуала звучал свисток, сделанный из гематита, который тоже был обнаружен на поселении. Летели столетия, ледяной щит сковал горные массивы, окаймляющие Хакасско-Минусинской котловину, степи стали больше походить на тундру - наступило последнее в плейстоцене сартанское оледенение. Но природе уже было не остановить расселение людей на просторах Хакасии. Их становилось все больше, о чем свидетельствует большое количество стоянок, относящихся к этому времени (18 - 10 тыс. лет назад). Таковых в настоящее время известно более ста. [Ножевидные пластины] Как и везде, древние обитатели берегов Енисея в это время усовершенствовали технику обработки камня. Увеличился набор каменных орудий. Появились резцы, скребки и скребла разных конфигураций, остроконечники и проколки, долотовидные и тесловидные орудия. На территории Хакасско-Минусинской котловины в эту эпоху проживало параллельно две общности, имевшие разную традицию изготовления каменных орудий. К концу палеолита стали отщеплять от небольших нуклеусов маленькие призматические в сечении пластины, и вставлять их в желобки, вырезанные в костяном наконечнике копья. Наконечник приобретал острые, как бритва, края. Усовершенствованные каменные орудия позволили человеку изготовлять из кости более мелкие предметы - шилья, иголки. Усложнилась духовная жизнь людей, которая в те далекие времена неразрывно была связана с религиозными представлениями. В качестве ритуальных амулетов и оберегов люди стали носить каменные и роговые бусы, подвески из зубов оленя и аргали. А статуэтка человека из обожженной красно-коричневой глины, найденная на стоянке Майна, вероятно, связана с магическими культами. Эта уникальная находка - одно из древнейших керамических изделий в Северной Азии и первое произведением изобразительного искусства в Хакасии. |