edgeways.ru
|
|
Воздвижение шеста Пользователь: Andrew VK (IP-адрес скрыт) Дата: 29, March, 2012 20:27 Павлова ("Амон Фиванский") пишет:
Как свидетельствуют надписи Белого храма, в хеб-седных ритуалах Сенусерта важное место занимали два обряда, связанные с почитанием Амона. Первый из них — уже упоминавшаяся церемония перенесения при участии царя статуи итифаллического Амона, как часть обряда поднятия бога на его «пьедестал». Церемония эта включалась в хеб-седные торжества, поскольку по содержанию совпадала с целью царского хеб-седа: она символизировала триумф жизни вновь рожденного бога. Другой обряд, также совершавшийся при непосредственном участии царя, заключался в воздвижении опорного шеста святилища Shnt перед итифаллическим Амоном. В сцене из Белого храма, где представлен подготовительный этап этого обряда (неизвестный по другим египетским памятникам), фараон держит в наклонном положении перед Амоном шест, к которому добавлены два малых опорных шеста. В последующем, заключительном обряде царь окончательно устанавливает центральный шест в вертикальном положении. По памятникам других эпох, начиная с периода Древнего царства и до греко-римского времени, известно, что этот обряд исполнялся не только царем, но и его приближенными. На рельефах, запечатлевших обряд, одни участники изображены взбирающимися по опорным шестам к центральному, благодаря чему, по-видимому, достигалось необходимое для установления этого шеста равновесие, другие помогают им в воздвижении шеста, натягивая прикрепленные к нему и боковым шестам веревки. Значение этого обряда истолковывается по-разному. Далее Павлова приводит различные интерпретации ритуала воздвижения шеста Shnt. Я как-то сразу решил, что шест - это опорная конструкция святилища (иероглиф ), а возведение шеста символизировало начало его строительства. Конструкция чем-то напоминала ярангу: В дальнейшем выяснилось, что Павлова со мной согласна: Лако рассматривает обряд, в котором участвует царь, как церемонию возведения центрального шеста святилища Shnt, предварявшую постройку этого храма. Известно, что египетские цари часто выступали в священной роли основателей храмов, принимая символическое участие в их закладке. Поэтому есть все основания объяснять обряд возведения шеста, совершаемый царем или его приближенными, так, как это предлагает Лако. Речь здесь идет, таким образом, о сооружении самого храма, хотя изображается только обряд поднятия его основного опорного столба, т.е. первоначальный и наиболее существенный момент воздвижения святилища Мина(-Амона). Осталось добавить, что ритуал воздвижения шеста существовал у многих народов древности. |