edgeways.ru
|
|
герой мыслит не смотря ни на что и во что бы то ни стало Пользователь: Навигатор (IP-адрес скрыт) Дата: 29, November, 2009 23:51 Иммануил, это конечно голова.. сфера смутных представлений... Поэтично. А что, у М.Мамардашвили эта сфера отсутствует или наоборот? С чего он решил призывать к точности мышления?
Надо признать, что пафос Ваш мне остался непонятен. Пришлось почитать про Мамардашвили и Пятигорского. Не помогло. Может растолкуете? Читата: Кратко обрисуем облик внутреннего персонажа у М.М.: 1) прежде всего это носитель особого мыслительного героизма, выражающегося в том, что герой мыслит не смотря ни на что и во что бы то ни стало; это обладатель “мужества невозможного”. 2) мотивацией его героической мыслительной акции является пафос абсолютного собирания и контроля своего присутствия в мире, посредством обнаружения и изъятия инвестиций желания, совершенных в прошлом. Он “полностью живой, а полнота жизни и есть наша проблема. Проблема собирания себя, который в виде мертвых частиц рассеян по окружающему пространству.”[6] В пределе он полностью присвоен самому себе: свой только себе и никому больше. 3) он характеризуется особым отношением ко времени, существуя только в “актуальном настоящем” и рассматривая свои выпадения в прошлое и будущее как ошибки и слабости мышления. Он питается поиском, переработкой и снятием прошлого, синтезируя в себя настоящее. 4) его способ быть — это особого рода подвижность и неприкрепленность к территории: он странник. Он находит себя каждый раз уже движущимся, причем это движение принципиально не имеет начала: странник уже опоздал к началу своей истории, жизни, языка, и теперь может только продолжать, старательно предостерегая себя от иллюзии того, что он может что-то начать. Находить себя в отношении решающего запаздывания — важная черта странника: через мотив “уже поздно” вводится состояние (и проблема) события. Пересекая свой внутренний ландшафт, он имеет особую схему перемещения (“топология”), связанную с особого рода эксцентричностью: странник никогда не в центре. 5) поэтому он, во-первых, эмигрант, иногда буквально, как Декарт, как сам М.М.: “Потерять чувство принадлежности к родине, оказаться — без жилья, без места, без адреса — полностью странником.”[7] Во-вторых, он шпион, как М. Пруст, как сам М.М.: “Реальность может увидеть только шпион. Т.е. человек, который не принадлежит этой родине”.[8] Пафосы “убежать” (эмигрант) и “скрыться” (шпион) конститутивны для странника. 6) он “мужчина”, а не “женщина”; он “взрослый”, а не “ребенок”. Алекса́ндр Моисе́евич Пятиго́рский (30 января 1929, Москва — 25 октября 2009, Лондон) — российский и английский философ, филолог, переводчик и писатель. Один из основателей Тартуско-московской семиотической школы. Мераб Константи́нович Мамардашви́ли (15 сентября 1930, Гори, Грузинская ССР, СССР — 25 ноября 1990, Москва) — советский философ, доктор философских наук (1968), профессор (1972).Философствование М. К. Мамардашвили принято называть «сократическим», поскольку он, как и Сократ, практически не оставил после себя письменного наследия. |