edgeways.ru
|
|
как итог Пользователь: ГрачЪ (IP-адрес скрыт) Дата: 28, November, 2011 12:57 ",,.Почему у нас присутствие святыни поляризует общество, а у них сплачивает? На мой взгляд, это происходит потому, что
в католической Европе почитание святыни органично входит в культурную традицию, которая беспрерывно длится не одно столетие. Секуляризация секуляризацией, но культура культурой. Веришь ты в Бога или не веришь, но христианское наследие, воплощенное в храмах и святынях, вызывает у тебя если не религиозное, то эстетическое чувство. И, как правило, не вызывает отторжения. Никто не отрицает, идейное противостояние между верующими и секуляристами очень велико, споры между ними достигают большого накала. Но касаются они защиты свободы — верить для одних и обходиться без веры для других. Из таких споров и рождаются правила общежития, удобные для обоих. Но эти споры вовсе не значат, что итальянский атеист будет ругаться по поводу Туринской плащаницы, выставленной на всеобщее обозрение. Напротив, посетует, что это случается слишком редко. Да еще пожертвует деньги в фонд сохранения святыни. Во имя прославления великой итальянской культуры. У нас все по-другому. Великая русская культура была сметена революционным ураганом. Революции случались и в других странах, но нигде их последствия не были столь удручающими. Две трети столетия страна ставила над собой стоивший ей миллионы жизней бесчеловечный эксперимент, от которого она не оправилась по сей день. Что по сравнению с этим 12 лет нацистского рейха? Российская культурная традиция оказалась разорвана. В пространстве разрыва живут бок о бок те, кто завороженно смотрит в будущее, и те, кто мечтает любым путем вернуться в идеальное прошлое. Неудивительно, что они не только не понимают, но и глубоко презирают друг друга. Нигде этот антагонизм не проявляется сильнее, чем в религиозной сфере. Современная светская публика не воспринимает религию как органическую часть культурного наследия, для нее верующий — это ретроград, который пытается утянуть страну в болото прошлого. Верующие, напротив, глядят на культуру сквозь призму православия. И все, что остается за пределами такого взгляда, кажется им опасным заблуждением. Первые смотрят на очередь к ХХС как на сборище опасных недоумков, а вторые призывают небесные кары на головы заблудших соотечественников. Как выбраться из этой ситуации, не знает никто. Она действительно уникальна, и рецептов, как сшить разодранную в клочья культурную ткань, пока не придумали. Поэтому вместо европейских споров о правилах совместного проживания, которые рано или поздно приводят к позитивным результатам, у нас ведутся совсем другие. Они-то и господствуют в интернете, этом новейшем барометре общественных настроений. «Испугались вшивые интеллигенты, что нас так много? Не ожидали, что мы соберемся вокруг нашей святыни и покажем такую мощь русского народа, что мало не покажется?» Возникает впечатление, что речь идет не о поясе Богородицы, а о тотемном символе, вдохновляющим племя на кровавые победы. А в ответ несется: «Отвяжитесь от нас, невежи. Не желаем иметь дела с заложниками средневековья». Однако «заложники» на удивление неплохо освоились в современном виртуальном пространстве. Далекий от церкви европеец, распевающий вокруг елочки христианские песнопения вместе с верующими соседями, — это вовсе не рождественское чудо, а обычное явление. Сам отец «нового атеизма» Ричард Докинс как-то признался в любви к англиканским хоралам. Итальянский социалист выступает против навязывания религиозных взглядов школьникам, итальянский католик полагает, что такого навязывания нет. Но при этом и тот и другой выступают за сохранение распятия в классе, потому что какая же итальянская культура без распятия? Непрерывность культуры позволяет людям с разным мировоззрением не то чтобы прийти к согласию (вряд ли это возможно в наше время), но согласиться быть несогласными. У нас это, увы, невозможно. И это, пожалуй, самое страшное, что оставила нам в наследство советская власть. Читать полностью: [www.gazeta.ru] -------------------------------------- "Знающий меру - доволен" : Сербедар из Себзевара, Pirx, Marina |