edgeways.ru
|
|
Казахстан: должен быть какой-то фейсконтроль Пользователь: Andrew VK (IP-адрес скрыт) Дата: 05, October, 2011 09:54 Первый комментарий.
[kommersant.ru] Вчера казахские и белорусские власти идеи господина Путина не комментировали. Однако в августовском интервью "Ъ" министр экономики Казахстана Кайрат Келимбетов говорил, что торопиться с расширением ТС не следует и в новых объединениях "должен быть какой-то фейсконтроль". Источники "Ъ" в МИД Казахстана поясняют, что Астана не горит желанием видеть в рядах ТС (а значит, и Евразийского союза) Киргизию. Казахстан уже потратил огромные деньги на обустройство казахско-киргизской границы, после же вступления Бишкека в ТС внешний контур границ союза надо будет переносить, а понесенные затраты Астане вряд ли кто компенсирует. Планов больше, чем проектов Господин Песков уверяет "Ъ", что выступление господина Путина "не следует рассматривать в предвыборном контексте". Однако президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский не помнит "ни одних выборов с 1996 года, где президент не обещал бы восстановить все лучшее из СССР". "В статье Путин заявляет, что это не будет возрождением Советского Союза, но электорат вспомнит,— отмечает глава правления Центра политических технологий Борис Макаренко.— Так что первый смысл статьи — предвыборный. Путин замахивается на то, что с помощью этого союза стране удастся быстрее вступить в Евросоюз. Видно, именно этим он и будет заниматься как президент". Политолог Сергей Черняховский также уверен, что тема создания Евразийского союза станет "ударной для путинских выборов и путинского правления". "Если Путину удастся выступить в роли восстановителя СССР, это обеспечит ему место в истории страны",— считает политолог. Председатель правления ИНСОР Игорь Юргенс отмечает, что евразийский интеграционный проект "закономерен для Владимира Путина". По его словам, движение к единому евразийскому экономическому пространству вполне укладывается в логику тех "охранительных сил российской элиты, которые победили прогрессивную часть элиты" в споре о том, кому идти на президентские выборы в 2012 году. Среди "охранителей сильны антизападные настроения", подчеркивает господин Юргенс, но на фоне "волатильности мировых рынков, непонятной будущности еврозоны, очень серьезных трудностей в США проект воссоздания традиционной зоны влияния России выглядит рациональным". Россия, считает эксперт, в ближайшие годы будет "расширять ареал присутствия и влияния" на постсоветском пространстве, а когда Запад справится со своими проблемами, Россия сможет предложить себя в "качестве "моста" между великим Китаем и западной цивилизацией". Правда, господин Юргенс опасается, что такое "внешнее расширение ареала влияния" будет сопровождаться "внутренними попытками поднять страну автократическими методами". Возможное наполнение идеи Владимира Путина конкретными проектами выглядит чрезвычайно бедно. "Разноскоростная интеграция" в рамках СНГ, Союзного государства, ЕврАзЭС, ШОС и других подобных структур идет уже достаточно давно — и в основном либо близка к реализации заявленных целей, либо натолкнулась на политические препятствия к их реализации. Например, создание Таможенного союза технически уже завершено — присоединение к нему Киргизии и Таджикистана, как и любой другой страны Средней Азии или Закавказья, принципиально не способно изменить ни структуры торговых балансов на территории ЕврАзЭС, ни географии внешней торговли стран-участников. Кроме того, при присоединении России к ВТО значительная часть преимуществ нахождения в зоне Таможенного союза для новых членов соглашения будет достигнута и без "снятия границ". Перспективы же объединения в наднациональные органы национальных структур исполнительной власти пока неясны даже в России. Если в случае с Евросоюзом говорить о доминировании в интегрированной структуре одного из национальных государств нельзя, то в случае с ЕЭП и масштабы рынков, и масштабы ВВП России и любого другого потенциального члена союза несравнимы. Доминирование РФ в любом тесно интегрированном "экономическом" союзе и в рамках бывшего СССР, и в рамках Восточной Европы практически гарантировано. Наконец, не столь полная, как это принято считать, дезинтеграция экономических связей в СССР делает Евразийский союз уже де-факто существующим элементом функционирования экономики РФ, от которого России отказываться было бы слишком дорого. Но в нескольких возможных аспектах Евразийский союз может быть привлекательным. Российские госинвестиции в собственную экономику участникам союза объективно выгодны. Координация такого рода проектов позволит в ряде случаев снизить их собственные затраты на аналогичные и смежные проекты (например, Белоруссия значительно выигрывает от инвестиций РФ в "транспортные коридоры" в ЕС). В этом смысле Евразийский союз должен отличаться от СССР в первую очередь ограниченностью финансовых перетоков между "центром" и "периферией": практика интеграции 1991-2011 годов показала, что на этот раз Россия твердо намерена инвестировать в основном в себя и не спонсировать участников союза низкими ценами энергоносителей. Однако главная потенциальная выгода от Евразийского союза, которая, очевидно, и предлагается между строк в первую очередь среднеазиатским режимам,— возможность использования в среднесрочной перспективе российского военного потенциала для подавления угроз внутренней нестабильности и повторения "арабской весны". Скорее всего, потенциальным членам Евразийского союза Россия предлагает себя и в качестве "евразийского жандарма" при ослаблении ЕС и США в качестве "мировых сверхдержав" в ходе мирового финансового кризиса. Предвыборные начинания Господин Песков уверяет "Ъ", что выступление господина Путина "не следует рассматривать в предвыборном контексте". Однако президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский не помнит "ни одних выборов с 1996 года, где президент не обещал бы восстановить все лучшее из СССР". "В статье Путин заявляет, что это не будет возрождением Советского Союза, но электорат вспомнит,— отмечает глава правления Центра политических технологий Борис Макаренко.— Так что первый смысл статьи — предвыборный. Путин замахивается на то, что с помощью этого союза стране удастся быстрее вступить в Евросоюз. Видно, именно этим он и будет заниматься как президент". Политолог Сергей Черняховский также уверен, что тема создания Евразийского союза станет "ударной для путинских выборов и путинского правления". "Если Путину удастся выступить в роли восстановителя СССР, это обеспечит ему место в истории страны",— считает политолог. Председатель правления ИНСОР Игорь Юргенс отмечает, что евразийский интеграционный проект "закономерен для Владимира Путина". По его словам, движение к единому евразийскому экономическому пространству вполне укладывается в логику тех "охранительных сил российской элиты, которые победили прогрессивную часть элиты" в споре о том, кому идти на президентские выборы в 2012 году. Среди "охранителей сильны антизападные настроения", подчеркивает господин Юргенс, но на фоне "волатильности мировых рынков, непонятной будущности еврозоны, очень серьезных трудностей в США проект воссоздания традиционной зоны влияния России выглядит рациональным". Россия, считает эксперт, в ближайшие годы будет "расширять ареал присутствия и влияния" на постсоветском пространстве, а когда Запад справится со своими проблемами, Россия сможет предложить себя в "качестве "моста" между великим Китаем и западной цивилизацией". Правда, господин Юргенс опасается, что такое "внешнее расширение ареала влияния" будет сопровождаться "внутренними попытками поднять страну автократическими методами". |