edgeways.ru
|
|
Доклад Дебре - преподавание религии Пользователь: ДзеГ (IP-адрес скрыт) Дата: 24, October, 2010 01:13 Настаиваю, что слово "профонация" проставлено по делу. А далее выкладываю обсуждение доклада министра образования Франции Дебре по преподаванию религиозных предметов с соображениями по его необходимости. В надежде, что для Вас что-то откроется. В вопросах религиозных Франция, видимо, самое светское государство в Западной Европе. В других - "хуже": в Англии, если не ошибаюсь, преподавание религии - во всех школах, в Бельгии - в 80%, если мне память не изменяет. Ну, к делу:
"Анализируя правовое содержание светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в Российской Федерации, полезно обратить внимание на опыт Франции в этом вопросе. Тем более что именно Французская Республика часто ошибочно приводится в пример апологетами атеизма в обоснование своих идей изоляции российской национальной системы образования от традиционных духовно-нравственных ценностей. Несколько лет назад государство и общество во Франции пришли к парадоксальному для себя выводу о деградационных тенденциях в развитии национальной системы образования. Общество столкнулось с ситуацией, когда учащиеся частных католических и протестантских частных колледжей выпускаются гораздо более социально адекватно подготовленными к жизни во французском обществе и культурно более развитыми, чем учащиеся государственных школ. Выяснилось, что связано это, в немалой степени, с реализацией государством политики, направленной на изоляцию религиозных объединений от государственной системы образования и изъятие из культуры ее традиционной религиозной составляющей. О деградации государственной системы образования из-за изъятия из культуры ее традиционной религиозной составляющей сегодня во Франции говорят как высшие государственные чиновники (в частности, государственный советник Жан-Мишель Белоржей; уполномоченный при министре образования Франции Жаки Симон), так и видные ученые Франции, прежде всего - профессор Сорбонны доктор Жан Боберо, президент Института социальных исследований (Ecole Pratique des Hautes Etudes). Французское общество начало осознавать неполноценность преподавания в государственных образовательных учреждениях рафинированной культуры, полностью отделенной от всяких религиозных ценностей, уже несколько десятилетий назад. И сегодня во Франции общество, в большинстве своем, одобряет идею расширения преподавания предметов, касающихся религии, в государственной школе. Дискуссия идет лишь относительно путей практической реализации этого. В феврале 2002 г. был обнародован доклад Министерства образования Франции, больше известный как доклад Режи Дебрэ "Преподавание в светской школе предметов, касающихся религии" Французское общество все более ощущает угрозу коллективной потерянности, разрыва национальной и общеевропейской памяти, где недостаток религиозно-культурной образованности не позволяет понять ни фронтоны собора в Шартре, ни произведения Тинторетто, ни шедевр Моцарта "Дон Жуан", ни "Страстную Неделю" Л. Арагона. В докладе акцентируется, что как только для людей Троица становится лишь названием парижской станции метро, а выходные и каникулы в дни Пятидесятницы становятся простым календарным фактом, происходит опошление окружающей повседневности, деградация национальной культуры, деградация самого общества, потеря исторического сознания. Над обществом довлеют ложная боязнь перед разобщением гражданской солидарности, незнание во многом национальной истории, культуры, веры, все это обременено клише и предрассудками. Процитируем: "Для всех очевидны нравственная, социальная и наследственная растерянность; всеобщее помутнение, смятение, нетерпимость, заблуждение, плохое состояние духа. К этим опасениям, высказываемым многими, добавим еще один довод, имеющий исключительно педагогическое значение. Образовался некий разрыв в передаче наследия, которым раньше занимались церковь, семья, обычай, гражданственность, что впоследствии легло на плечи народного образования, которое должно было обеспечить элементарную ориентацию в пространстве и во времени. Однако гражданское общество оказалось не в состоянии все это обеспечить. Эта смена эстафеты произошла около 30 лет назад, в тот самый момент, когда классическое образование и гуманитарные классы оказались непопулярны, когда превосходство формалистского подхода в школе к текстам и произведениям медленно, но верно вытеснил традиционные дисциплины (литература, философия, история, искусство). «Религиозное бескультурье» (вопрос перед Богородицей Боттичелли «что это за женщина?»), о котором так много говорят, появилось не само по себе". "Как понять события 11 сентября 2001 г., не зная, что такое ваххабизм? Как понять распри в Югославии, не обращаясь к расколу филиокве и к прежнему конфессиональному распределению в балканских странах? Как понять, что такое джаз и кто такой пастор Лютер Кинг, не говоря о протестантизме и о Библии?". Отмечается, что Министерство образования Франции уже давно озаботилось нахождением возможностей для "закрытия этой бреши", ликвидации культурной дискриминации. Основная идея расширения и углубления преподавания в светской школе предметов, касающихся религии, заключается не в том, чтобы подменить светское образование религиозным, дать последнему какой-то особый статус, а в том, чтобы дать учащимся государственных образовательных учреждений возможность стать и быть цивилизованными, воспитанными в своей национальной культуре, оставляя за ними право выбора свободного суждения, "продолжить многообразный путь человечества, так как накопительная преемственность, которую по-другому называют культурой, отличает человека как вид". Министерство образования Франции официально обозначает свою позицию понимания, что будущее французской нации невозможно без сохранения национально-культурных, в том числе религиозных, традиций. Как сказано в докладе Р. Дебрэ, "религиозные традиции и будущее человечества оказались на одном корабле". Французское общество сегодня уже далеко отстало от "гарантированного духовного минимума". Богатейшая национальная культура Франции, складывающаяся из культуры народов, ее населяющих, сегодня подменяется контр-культурой. "То, что мы, без сомнения ошибочно, называем бескультурьем у молодых поколений, является другой культурой, которую мы можем назвать культурой захвата. Ей свойствен приоритет пространства над временем, моментального над длительным, что напрямую связано с культом последних технологических достижений (распространение быстрое образцов, постоянное переключение телеканалов с помощью с помощью пульта, культ моментального и непосредственного, моментального монтажа и скоростных путешествий). Головокружительное расширение горизонтов и резкое сжатие хронологии. Планетарное сокращение и обращение в пыль календаря". Р. Дебрэ пишет, что преподавание в светской школе предметов, касающихся религии, может найти свое образовательное место в качестве способа связи краткосрочного и долгосрочного, средства восстановления культурной преемственности французского общества. По мнению Р. Дебрэ, предмет "История религий" - это не сборник воспоминаний юности человечества и не каталог приятных или роковых случайностей. Подтверждая, что глубина значения события воспринимается лишь со временем, история религий может помочь ученикам меньше преклоняться перед понятием имиджа, рекламными трюками, информационной спешкой, давая им дополнительные способы вырваться из тисков настоящего, чтобы они потом могли снова вернуться к сегодняшнему миру уже со знанием дела. Без такого обновления содержания образовательного процесса в государственных школах невозможна культуросообразная и социально адекватная подготовка французских учащихся, которые должны вписаться во французскую культурную цивилизацию, французское национальное культурное пространство. "Школа должна задать себе цель развить размышляющий и критично настроенный ум. Как можно нарисовать реальную историю цивилизаций, если не принимать во внимание следы, оставленные основными религиями?" [religion.russ.ru] |