edgeways.ru
|
|
Отв: Неандертальская флейта. Гиена погрызла, говорите? Пользователь: Владимир Илюшенко (IP-адрес скрыт) Дата: 15, May, 2011 14:51 Нечеловеческая музыка
Если поиски таинственного агогве являются сегодня уделом любителей-энтузиастов, то в ученом мире неослабевающий интерес продолжает вызывать остающийся во многом загадочным неандерталец – дальний «родственник» современного человека, пошедший собственным путем развития и по какой-то, пока неизвестной причине ставший тупиковой ветвью развития человеческого рода. Недавно он подбросил науке еще одну загадку: оказывается, неандертальца можно считать... изобретателем музыки! На фото: Неандертальская флейта. ТАИНСТВЕННАЯ НАХОДКА Пещеры в долине реки Идрица (Словения) давно привлекают внимание ученых. Много тысяч лет назад первобытные люди облюбовали эту местность, расположенную в предгорьях Юлийских Альп. Раскопки в Идрицких пещерах ученые ведут с 1980 года. Но самая сенсационная находка здесь была сделана в 1995 году, в пещере Дивье Бабе. На первый взгляд это была обычная кость пещерного медведя. Палеонтологи Иван Турк и Янез Дирьец нашли ее на глубине 2,8 м – в слое, относящемся к так называемой мустьерской археологической культуре, которую давно и прочно связывают с неандертальцами. С одной стороны кости были аккуратно просверлены идущие в ряд отверстия. И хотя оба конца этого загадочного предмета были обломаны, ученые сразу поняли: перед ними самый древний на Земле музыкальный инструмент! Радиокарбонный анализ показал: возраст «флейты» составляет от 43 до 82 тысяч лет. «ДО-РЕ-МИ» ПО-НЕАНДЕРТАЛЬСКИ Находка в пещере Дивье Бабе опрокидывала все прежние представления как о неандертальцах, так и о происхождении музыки. Так, оказалось, что расположение отверстий на кости и интервалы между ними соответствуют диатонической шкале «до-ре-ми-фа». Все четыре отверстия лежат практически на одной линии, их диаметры абсолютно одинаковы. А когда ученые попытались извлечь из «неандертальской флейты» звуки, древний инструмент отозвался! Это была в буквальном смысле слова нечеловеческая музыка. Флейта из Дивье Бабе позволила исследователям прикоснуться к истокам зарождения музыки. Интересно, что отверстия 2-е, 3-е и 4-е на флейте расположены в определенных отношениях друг к другу: расстояние между отверстиями 2-м и 3-м (18 мм) вдвое больше, чем между отверстиями 3-м и 4-м (35 мм). Очевидно, что в первом случае оно соответствует целому тону, во втором – полутону. Такая комбинация тона и полутона лежит в основе диатонической гаммы. Это – наиболее яркое практическое свидетельство в пользу того, что диатоническая шкала является естественной основой мелодики. СОМНЕНИЯ И НАДЕЖДЫ Справедливости ради, надо сказать, что у «неандертальской флейты» нашлось немало противников. Споры продолжаются до сих пор. «Какая же это флейта? – говорят скептики. – Это обычная кость, концы которой обгрызены каким-то животным, а отверстия в ней – следы зубов». «Это похоже на флейту, – соглашаются более умеренные оппоненты. – Может быть, она даже использовалась как флейта, но изготовлена отнюдь не преднамеренно! Просто неандерталец взял обгрызенную кость и свистел в нее». Таким образом, заключают пессимисты, это, увы, случайное подобие флейты. Случайное ли? Исследователи пришли к выводу: вероятность того, что кость-«флейта» – результат естественных процессов, составляет 1:1 000 000, то есть ничтожно мала. Выходит, «неандертальскую флейту» следует считать результатом разумной деятельности? У ИСТОКОВ МУЗЫКИ Как выглядел этот древнейший на Земле музыкальный инструмент, от которого остался лишь небольшой фрагмент длиной около 13 см? Многие исследователи справедливо указывают на имеющиеся противоречия: если флейта действительно была настроена на диатоническую шкалу, то ее длина должна была составлять от 35 до 42 см (при максимальном интервале между отверстиями 35 мм). Но полых костей такой длины не бывает! Но, может быть, инструмент был составным: кость «наращена» за счет другой полой кости, а точнее – двух костей, вставленных в оба конца «флейты»? Из поздней истории примеры таких флейт со вставками различной длины хорошо известны. А может быть, никакие вставки и не требовались, и «неандертальская флейта» изначально не была рассчитана на полный диатонический спектр? Такие укороченные флейты тоже использовались на разных этапах человеческой истории. Как бы то ни было, «флейта» из пещеры Дивье Бабе представляет собой интригующий и потенциально очень важный памятник истории и культуры. Если ее загадки будут разрешены, то она станет вещественным свидетельством существования музыки в эпоху, предшествующую появлению современного человека. Это прольет свет и на секрет происхождения музыки. Ну и, конечно, позволит по-новому взглянуть на наших далеких собратьев-неандертальцев, которых еще недавно было принято считать «дикарями». |