edgeways.ru
Список форумов
Раскопки
Постижение истории человечества 
НЕКОТОРЫЕ КАЛЕНДАРНЫЕ АСПЕКТЫ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОЙ ИГРЫ «МЕХЕН»
Аватарка Пользователь: Andrew VK (IP-адрес скрыт)
Дата: 01, March, 2011 11:51

НЕКОТОРЫЕ КАЛЕНДАРНЫЕ АСПЕКТЫ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОЙ ИГРЫ «МЕХЕН».

М.М. Френкель

Журнал Biblical Archaeology Review в августе 1998 года опубликовал проблемную статью А. Леви с фотографиями трёх дисков, предположительно причисляемых к древней игре «мехен»[1] [Levy, 1998, р. 18 – 23] . На всех трёх упомянутых артефактах изображена птица и свернувшаяся в спираль змея с насечками на её теле. В связи с известными требованиями к объёму публикации в данной работе подробно рассматривается лишь один из дисков.

На рис. 1 представлена графическая копия диска «мехен», найденного в Египте и датируемого 2900 г. до н.э [Decker, 1984]. Игра «мехен» появилась в Древнем Египте в IV тысячелетии до нашей эры. Аналогичные предметы, напоминающие своеобразные игровые доски, были найдены не только в Египте, но и в Ливане, Сирии, на Кипре и Крите [Levy, 1998, р. 18 – 23]. О правилах этой игры известно очень мало. Игра «гиена», по крайней мере, внешне очень напоминающая «мехен», сохранилась в Судане. Играют в нее на песке. Не вдаваясь в подробности её правил, отмечу лишь, что каждая клетка песчаной спирали представляет собой один день пути [Parlett, 1999, р. 90].


image002.jpg
Рис. 1. Диск из зелёного сланца. Свернувшаяся в спираль змея и птица. Музей искусства “Метрополитен” (США).

Американской учёной Д. Ейчхолз уже делалась попытка интерпретации трех упомянутых дисков как сезонных лунных календарей [Eichholz, 1999, р. 249 – 254]. Свёрнутое в спираль тело змеи при этом играет роль своеобразной шкалы. Счёт дней упомянутый автор ведёт по количеству полей между линиями. Однако, замечу, что для архаичных систем счёта характерен учёт как значимых единиц самих меток, а не пространства между метками [Marshack, 1964, р. 743 – 745].

Для диска, изображённого на рис. 1 счисление отдельных линий дало очень интересный результат. Количество линий, не связанных со штриховкой у головы и в хвосте змеи, оказалось равным 123. При этом 119-ый штрих располагается напротив края выступа с изображением птицы. Если же учитывать и линии, связанные со штриховкой (линии А и В), то вместо 119 получим число 120. Общее количество линий в этом случае равно 125-ти.

Дело в том, что выделенные числа связаны не только с рассматриваемым артефактом. Так надпись на двух сторонах знаменитого Фестского диска состоит соответственно из 123-х и 119-ти символов [Павленко, 1987]. Упоминаются эти числа и в древних источниках. Молдавский искусствовед К.И. Чобану указывает, что календарные циклы, связанные с числами 123 и 119 сохранились в этрусской традиции и фигурируют в трактате «О дне рождения» римского грамматика III в. н.э., Цензорина [Censorinus, De die natali XVII, 6]. Кроме Цензорина, традиция числа 123 фигурирует и у позднеримского писателя Клавдия Элиана в его «Пёстрых историях» [Aelian, Varia Historia IX, 16], где упоминается кентавр Мар, который прожил три жизни по 123 года [Ciobanu, 1996, р. 23 – 30]. Согласно Библейским текстам 123 года прожил брат и сподвижник Моисея, верховный жрец Израиля, первосвященник Аарон (Числа, 33:39).

Попытаемся теперь интерпретировать рассматриваемые числа. Известно, что продолжительность одного сезона в трехсезонном египетском календаре равнялась 120 суткам. Число 125 может представлять собой сумму дней одного сезона и пяти добавочных дней Новогоднего Фестиваля. Ясно, что триплет, составленный из рассматриваемых чисел даст количество дней в году (120 + 120 + 125 = 365). Числа 123 и 119 обладают аналогичными свойствами. Кроме того, основываясь на исследованиях русского археолога В.Е. Ларичева о календарях палеолита Сибири [Ларичев, 1989], К.И. Чобану высказал предположение, что сумма обсуждаемых чисел (123 + 119 = 242) может представлять количество драконических месяцев в Саросе [Ciobanu, 1994, р. 71 – 80.]. Таким образом, как пара чисел 120 и 125, так и пара 123 и 119 могли служить основой календаря, состоящего из трех календарных периодов.

Английский поэт и автор знаменитой книги «Мифы Древней Греции» Роберт Грейвс, ссылаясь на сочинения Гомера, Аполлодора и Плутарха [Грейвс, 1992, 18.6, 92.7], утверждал, что священный год Великой Богини в Сирии, Малой Азии, Греции и на Крите делился на три сезона. И, действительно, в гимне «К Деметре» Гомер трижды повторяет решение богов о том, что дочь богини Деметры Персефона третью часть года будет проводить в царстве мертвых, а две остальные на Олимпе [Гомер, К Деметре, 399, 447, 464]. Как можно понять из упомянутого произведения, Деметра попала в Микенскую Грецию с Крита [Гомер, К Деметре, 123]. Это может свидетельствовать о критских корнях трёхсезонного года в Микенской Греции.

Судя по сочинению Плутарха «Об Исиде и Осирисе» обитатели запада (имеется ввиду Сицилия и Италия) делили год на три сезона и называли зиму Кроном, лето – Афродитой, а весну – Персефоной [Плутарх, Об Исиде и Осирисе, 69]. Подобное деление года на три сезона можно усмотреть в мифе об Адонисе в изложении Аполлодора. В этой версии мифа Афродита и Персефона не могут поделить между собой своего возлюбленного Адониса. В спор вмешивается Зевс. Согласно его решению Адонис должен проводить треть года самостоятельно, треть года у Персефоны и треть года у Афродиты [Аполлодор 3, 14, 4]. Адонис является греческой версией Сирийского полубога Тамуза, духа ежегодного возрождающейся растительности. В этой связи интересно отметить, что у входа в храм в Каркемыше, на севере Сирии, существует нео-хититская надпись, в которой говорится о трёхсезонном лунном годе и об орле, как о неотъемлемом атрибуте связанного с трехсезонным годом ритуала [Ceram, 1956, р. 79 – 85].

Историк I в. н.э. Тацит в книге «Германия» сообщает, что народы, проживающие на территории между реками Рейном и Дунаем «не знали» осени. Их год состоял из Зимы, Весны и Лета [Тацит, Германия, 26].

По-видимому, трехсезонный календарь в своё время был, если не общепринят, то, по крайней мере, достаточно широко распространён в Древнем Средиземноморье. Вероятно, могли существовать его различные варианты.


image004.gif

Рис. 2. Взаимное расположение Луны и Солнца относительно Зодиака, а также фазы Луны в моменты завершения сезонов трехсезонного года.

Анализ показывает, что продолжительность сезонов в 123 и 119 суток неплохо удовлетворяет потребности сочетать счет месяцев года и лунных месяцев. Так, 123 дня всего на 0.05 суток превышают период в 4.5 сидерических месяца. Это означает, что по истечении четырех месяцев года Луна оказывается на фоне звезд зодиакального созвездия, противоположного тому, в котором она находилась в начале года (рис. 2 а, б). Истекает второй сезон в 123 дня, и Луна вновь оказывается в том же зодиаке, что и в начале года (рис. 2 в). Теперь до конца года остаётся 119 суток. Названный срок всего на 0.88 суток больше четырех синодических месяцев. Это, в свою очередь, означает, что по истечении третьего сезона в последнюю ночь уходящего года Луна будет видна на небе в той же фазе, что и после завершения второго сезона. При этом она переместится на фоне неподвижных звёзд относительно своего положения в начале года (и в конце второго сезона) на четыре зодиакальных созвездия[2] (рис. 2 г).

О фазах Луны в момент завершения сезонов следует остановиться подробнее. Дело в том, что период в 123 дня близок 41/6 cинодическим месяцам. Ошибка составляет всего 0.044 суток (примерно один час.). Т.к. от новолуния до полнолуния проходит половина синодического месяца, то шестая часть синодического месяца эквивалентна трети периода, разделяющего новолуние и полнолуние. Это значит, что если, например, на первую ночь сезона приходилось новолуние (рис. 2 а), то в последнюю ночь будет наблюдаться треть лунного диска (рис. 2 б). Соответственно, после завершения второго сезона и в конце года будут наблюдаться две трети лунного диска (рис. 2 г).

Таким образом, рассматриваемый календарь позволяет прогнозировать фазу Луны и относительное расположение Луны и Солнца на моменты завершения сезонов года и, по существу, является сезонным лунно-солнечным календарем.

Итак, выделенные календарные блоки могли служить основой, как гражданского календаря Древнего Египта, так и гипотетического трехсезонного лунно-солнечного календаря. Все зависит от того, учитывать или нет при счете линии А и В, граничащие со штриховкой в хвосте и у головы змеи (Рис. 1). Можно, однако, допустить, что в эпоху, к которой принадлежит рассматриваемый диск, использовались обе системы счета и обсуждаемый календарь является комбинированным. В пользу этого предположения свидетельствует то обстоятельство, что даты многих религиозных праздников Древнего Египта согласовывались как с гражданским солнечным, так и с лунным календарем. Например, празднования, посвящённые заключению брачного союза между Хором и богиней Хатхор устраивались в одиннадцатом месяце древнего египетского года. При этом начало праздника непременно совпадало с новолунием, а его завершение – с полнолунием [Watterson, 1998, р. 105].

Анализ графемы диска показывает, что образы животных не противоречат его календарной интерпретации. Так, птица представляет собой традиционное изображение древнеегипетского бога Хора[3]. С его культом связаны изложенные ниже некоторые важные для понимания особенностей графемы диска ритуалы и детали древней архитектуры Египта.

Храм в Эдфу – лучше всего сохранившийся древний храм Египта строился около 180 лет и был завершён в первом веке до н.э. Он возведён на месте более древнего храма и посвящён богу Хору Бехдетскому. Согласно традиции первый храм на этом месте был построен по проекту Имхотепа в соответствии с планом, упавшим с небес. Две лестницы ведут на крыши пилонов храма, и каждая состоит из 242 ступеней [Watterson, 1998, р. 56; Коростовцев, 1976, с. 132]. Число 242, как уже отмечалось, представляет собой сумму 123 и 119. Описываемый ниже ритуал указывает на то, что это, возможно, не случайное совпадение.

В фронтальной восточной части храма расположена Часовня Нового Года. На её потолке изображено плавание солнечной барки через двенадцать дневных часов. Отсюда статуя Хора в образе сокола в начале Новогоднего Фестиваля поднималась по лестнице на расположенную на крыше террасу[4]. Этот ритуал изображён на стенах одной из палат храма. Кроме того, праздничные церемонии сопровождали завершение и начало сезонов. Так, на последние дни лета приходились празднования, посвящённые великому Осирису, а в первые пять дней зимы проходил Фестиваль коронации Хора [Watterson , 1998, р. 93 – 97].

Несмотря на то, что эпоху строительства храма в Эдфу и эпоху первых династий Египта разделяет около трёх тысяч лет, описанный ритуал может пролить свет на смысл графемы диска. И действительно, теперь не сложно себе представить, что птица, изображённая на выступе диска и олицетворяющая собой Хора в образе сокола, является своеобразной календарной отметкой, указывающей на дни Новогоднего Фестиваля и завершения сезонов года.

В заключение отмечу, что оставшиеся за рамками обсуждения два других диска из музея в Лувре и из Музея Востока в Чикаго, также найденные в Египте, датируются эпохой первых династий [Decker, 1984] и обладают аналогичными свойствами.

Насколько можно понять из публикаций по истории игр, многие древние игры представляли по свопу характеру нечто среднее между гаданием на картах, астрологическими предсказаниями, религиозными ритуалами и собственно, игрой в её современном понимании [Pennick, 1989]. Поэтому, вполне вероятно, что правила игры «мехен» и каноны, согласно которым изготавливались игровые диски, были связаны с календарём и религиозными ритуалами, сопровождавшими календарные праздники. Если это так, то диски «мехен» предоставляют нам редкую возможность получить представление о календарных системах Древнего Египта эпохи двух первых династий.

Список литературы

Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М: Прогресс, 1992. – 624 с.

Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. СПб.: Летний Сад, 2000. – 464 с.

Ларичев В.Е. Мудрость змеи: Первобытный человек, Луна и Солнце. - Новосибирск: Наука, 1989. – 272 с.

Павленко Н.А. История письма: Учеб. Пособие для филол. фак. вузов. -– Минск: Высшая школа, 1987. – 239 с.

Рак И.В. Египетская мифология. СПб.: Летний Сад, 2000. – 400 с.

Eichholz D.W. Lunar Seasonal Calendars From The Ancient Near East // Proceedings of the Internacional Conference “OXFORD VI &SEAC 99”. – 1999. – P. 249-254.

Ceram C.W. Enge Schlucht und schwarzer Berg. Entdeckung des Hetither-Reiches. Rowohlt Verlag, Hamburg, 1955. – 248 p.

Ciobanu C.I. Enigma discului de la Phaistos. Revistă de istorie a oldovei, nr. 3-4, Chişinău. – 1994. – P. 71 – 80.

Ciobanu C.I. Les sičcles de l’existence du nomen étrusque et le disque de Phaistos (essai d’interprétation du fragment 17,6 de Censorinus, De die natali), Etudes sur l’art de la Moldovie, Chişinău, 1996. – P. 23 – 30.

Decker W. Bild Atlas zum Sport und Spiel im alten Aëgypten. Munich, 1984.

Levy A. Bad Timing // Biblical Archaeology Review , vol. 24, No. 4, July/August, 1998. – Р.18 – 23.

Marshack A. Lunar Notation on Upper Paleolithic Remains. Since, V.146, N 3645, 1964. – Р.743 – 745.

Pennick N. Secret games of the gods. Ancient ritual systems in board games. York Beach, 1989. – 244 p.

Watterson B. The Hous of Horus at Edfu. Ritual in Ancient Egyptian Temple. Tempus, 1998. – 158 p.

Рижский технический университет, Рига, Латвия
___________________________________________________________

[1] Мехен – божество, змей-защитник Ра в его ежедневном ночном путешествии в Дуате [Рак, 2000, 345].

[2] Двенадцать синодических месяцев (354.367 суток) приблизительно равны тринадцатьи сидерическим месяцам (355.1816 суток),поэтому, по истечении каждого синодического месяца Луна оказывается в следующем зодиакальном созвездии.

[3] Хор-сокол один из древнейших египетских богов. На раннем этапе его культа это бог неба и света. Левый глаз Хора отождествлялся с солнцем а правый – с луной. Летящий сокол является символом смены времени суток и сезонов года. В более поздние времена сокол символизирует солнце [Рак, 2000, с. 383].

[4] Аналогичный ритуал с участием статуи богини Хатхор сопровождал празднование Нового Года в Храме богини Хатхор в Дендерах [Watterson , 1998, р. 95 – 96].


(tu): nekto

Перейти: <>
Опции: ОтветитьЦитировать

Ваше имя: 
Ваш email: 
Тема: 
Прикрепить файл
  • Файлы не могут быть больше, чем
  • ещё 20 файлов может быть прикреплено
Smileys
...
(loading smileys)
Незарегистрированный пользователь должен ввести код, чтобы публиковать сообщение. Действителен только последний показанный код.
Введите код:  Картинка
В онлайне

Гости: 109

This forum powered by Phorum.

Large Visitor Globe