edgeways.ru
Список форумов
Раскопки
Постижение истории человечества 
Отв: Поморье и Приамурье
Пользователь: LUPUS (IP-адрес скрыт) [Модератор]
Дата: 23, June, 2009 11:27

В XIX веке по размерам территории и численности населения Россия значительно
отличалась от Русского государства начала предыдущего столетия. В ее состав вошли
Финляндия, Бессарабия, почти весь Кавказ, большая часть Казахстана и современная
территория Приморского края.
Реформы 60-70-х годов XIX столетия расчистили путь для капиталистического
развития страны, но их незавершенность порождала новые проблемы. Предстояло
провести модернизацию страны, расположенной на двух континентах. Окраинные
регионы империи находились в неравноценных условиях по сравнению с центром и имели
различное историческое прошлое. Реформаторская направленность правительственной
политики во II половине XIX в. слабо коснулось дальневосточной окраины. Только в 90-е
годы дошла сюда судебная реформа, а земская не реализовывалась вообще.
Общая площадь российских территорий на Дальнем Востоке составляла в середине
XIX века 3894,5 тыс. кв. километров. Здесь проживало 401,5 тыс. человек. В течение
второй половины XIX века число жителей увеличилось в 2,5 раза и составило к 1897 году
более 1 млн человек. Плотность же населения оставалась самой низкой в стране – менее 1
человека на 1 кв. километр. Небольшим было число городских жителей. Население росло,
прежде всего, во II половине XIX века за счет переселенцев. В Амурской области они
составили 54,3%, Приморской – 61,4%. Целенаправленная переселенческая политика
обуславливалась как внутренними потребностями, так и необходимостью укрепления
обороноспособности российских рубежей на Тихом океане.
Этапы переселенческой политики. Переселенческое движение на Дальний
Восток во II половине XIX – начале ХХ вв. прошло три этапа:
I-й 1861 – 1881 гг. – сухопутное переселение.

93


II-й 1882 – 1900 гг. – переселение морским путем.




III-й 1901 – 1917 гг. – переселение по Транссибирской железнодорожной
магистрали.




94


Переселение осуществлялось в двух видах: принудительном и добровольном.
Принудительный способ включал передвижение воинских команд по приказу, отправку
казаков по жребию, направление крестьян в счет рекрутов, административное водворение
государственных крестьян, ссылку каторжан и др. Добровольным принято считать
переселение желающих поселиться на новых землях.
С включением Уссурийского края в состав Российской империи после подписания
Пекинского договора (1860г.), началось его активное освоение. Первыми переселенцами
на территории юга Дальнего Востока были военные и казаки. Казачеству отводилась
двойная роль: на них возлагалась хозяйственное освоение новых земель и их защита.
Первые казачьи поселки возникли по реке Уссури – Верхне-Михайловский, Графский,
Ильинский, Княжеский и др.




С 1855 по 1862 гг. на реке Уссури было основано 29 станиц и поселков. Затем
казачьи поселения стали появляться на юге Приморья, в 1859 г. возникли военные посты –
Турий Рог на берегу озера Ханка и в бухте Св. Ольги. В 1860 г. солдаты 3-го линейного
батальона образовали посты в бухте Новгородской, на территории современных пос.
Раздольное и Угловое и др. А 20 июня (2 июля) 1860 г. на военном транспорте
«Манджур», под командованием А.К. Шефнера, в бухту Золотой Рог были доставлены
солдаты 3-ей роты 4-го линейного батальона, основавшие военный пост Владивосток.
Возглавлял команду прапорщик Н.В. Комаров.




95


Созданный сначала в чисто стратегических целях Владивосток стал вскоре быстро
развиваться как порт. В 1871 г. сюда из Николаевска-на-Амуре была переведена главная
база Сибирской военной флотилии. В 1880 г. Владивосток был объявлен городом.




Самым массовым во II половине XIX века было крестьянское переселение. Этот
процесс стимулировался отменой крепостного права, крестьянским малоземельем в
центре страны, большими площадями свободных земель и угодий на юге Дальнего
Востока, отсутствием здесь помещичьего землевладения.




В 1861 г. российское правительство встало на путь государственного поощрения
переселения в Амурскую и Приморскую области: согласно обнародованному 26 марта
закону эти территории были объявлены открытыми для заселения крестьянами, не
имеющими земли, и предприимчивыми людьми всех сословий, желающими переселиться
за свой счет.




96


Переселенцам отводился в бесплатное пользование участок земли до 100 десятин
(109 га) на каждое семейство, они навсегда освобождались от подушной подати и на 10
лет – от рекрутской повинности; за плату (3 руб. за десятину) поселенцы могли
дополнительно приобретать землю в частную собственность; в крае была введена
беспошлинная торговля (режим порто-франко) и т.д. Эти меры усилили миграционную
подвижность населения страны, способствовали притоку на дальневосточную окраину
крестьян, казаков, рабочих, предприимчивых людей всех сословий.




Значительные успехи в переселении были достигнуты в Амурской области, куда
устремилась подавляющая масса переселенцев и где осваивались плодородные земли
Амурско-Зейской равнины. Уже к 1869 году Амурская область сделалась житницей всего
Дальневосточного края и не только полностью обеспечивала себя хлебом и овощами, но и
имела большие излишки. На территории Приморья удельный вес и численность
крестьянского населения в конце XIX в. были меньшими, чем в Амурской области, но и
здесь размах переселения был велик.




97


В 1861 – 1881 г. на дальневосточную окраину прибыло 11,8 тыс. крестьян, в том
числе в южное Приморье – примерно 3,7 тыс. человек. В этот период в переселении на
Дальний Восток участвовали в основном крестьяне из губерний Черноземного центра,
Среднего Поволжья, Сибири и лишь отчасти Украины. Примерно 51,8% переселенцев в
Приморье составили крестьяне из Астраханской, Воронежской и Вятской губерний. Среди
переселившихся в Амурскую область преобладали выходцы из Астраханской,
Тамбовской, Самарской, Воронежской, Енисейской и др. губерний.




В 1880 г. рейсом парохода «Москва» было открыто сообщение между Одессой и
Владивостоком. Право осуществлять товаропассажирские перевозки было предоставлено
созданному на народные пожертвования Добровольному флоту.




98


На собранные деньги (в 1876г. – 3,7 млн руб.; в 1879 – 1902 гг. – 4,15 руб.) в
Германии были приобретены три первых парохода «Россия», «Москва», «Петербург». С
1881 г. Добровольный флот стал осуществлять доставку переселенцев морем. Время
пребывания в пути сократилось с 2-3-х лет до 2-х месяцев. Причем не менее 250 семей
ежегодно переселялись за счет казны. Для вновь прибывших был установлен денежный
залог в 600 рублей для обзаведения крестьянским хозяйством.




В период с 1897 – 1900гг. пароходами Добровольного флота было перевезено 179
тыс. человек, из них 148,6 тыс. человек – военных, 20260 – переселенцев, свыше 5 тыс. –
частных пассажиров. В переселенческом движении в эти годы произошли изменения, если
до открытия пароходной линии преобладали переселенцы из Поволжья и Средней полосы,
то после ее открытия – жители губерний Левобережной Украины (Черниговской,
Полтавской, Харьковской). На их долю приходилось 77% переселившихся.
Параллельно с крестьянским переселением из европейской России шел процесс
неземледельческой колонизации в основном за счет ремесленников, рабочих –
отходников, каторжан и ссыльных. Особенно заметно эта тенденция проявилась в
Амурской области, где неземледельческая колонизация давала в 90-е годы 33,3% вновь
прибывающего населения. В конце века начинает практиковаться массовое
контрактование квалифицированных рабочих из европейской части России на
строительство железной дороги, во Владивостокский порт и т.д.




99


На Дальнем Востоке, с его концентрацией войск, ежегодно увольнялись в запас
тысячи солдат и матросов. В 1893 г. был принят закон, предоставлявший им ряд льгот.
Уже через четыре года в Приамурском генерал-губернаторстве насчитывалось более 15
тысяч уволенных в запас и оставшихся здесь на постоянное место жительство.
Царская администрация рассматривала каторгу и ссылку как еще одну форму
колонизации. В Южно-Уссурийском крае ссыльные прибывали из Забайкалья и Сахалина.
Так в 1900 году в Приморской области проживало более 35 тысяч ссыльных, из них в
Приморье – 4 тыс. т.е. 1,4% населения края.




В пореформенный период на Дальний Восток прибыло более 116 тыс. человек, из
них крестьян – 95 тыс. (81,8%), казаков до 10 тыс. (9%). Обратно возвратились не более
2% переселенцев.
За 35 лет население Дальнего Востока возросло на 68% и составило к 1897 г. в
Забайкалье – 1071,6 тыс. человек, в Приамурье – 326 тыс. человек, в Приморье, на
Камчатке и Сахалине – 540 тыс. человек.

[supernovum.ru]

Осенью 1885г. группа переселенцев из 25 семей малороссийских крестьян направилась вглубь Приморской области, к озеру Ханка. На повозках, запряженных парами быков, они везли домашний скарб, земледельческие орудия и малолетних детей. Все они были земляками, а то и родственниками из села Мутин Кролевецкого уезда Черниговской губернии. Они остановились на довольно большой и удобной равнине, близ озера Ханка, с трех сторон окруженной лесистыми сопками одного из острогов Сихотэ-Алиня, и с небольшой речкой, впадающей в сплавную реку Лэфу. Вдоль речки находились заброшенные под выгон скота китайские пашни. Удачное географическое положение, наличие очищенной от леса и уже обрабатываемой земли означало, что им не придется тратить много усилий на подъем целины и подготовку места под селение.
Первыми поселенцами стали семьи Петра Пономаренко, Трофима Синько, Никиты Степченко, Петра Коржа, Мирона Чухно, Кирилла Глушко, Якова Коваля, Григория Журбы, Еврамия Шаргородского, Андрея Оноды, Емельяна Овчаренко, Гребенника и др.


Существует мнение, что первопоселенцы выбрали для проживания не то место, где расположена сейчас Черниговка. Вначале они якобы поселились по обе стороны реки. Потом по требованию землемеров Переселенческого управления перебрались на левый берег и образовали первую улицу (ныне Красноармейская). Пашни у речки (около 35 десятин), что были отведены китайцам под выгон скота, переселенцы также постепенно застраивали домами.
Прожив в землянках зиму 1885-1886гг., переселенцы начали устраиваться на новом месте: заготавливали лес для строительства домов и хозяйственных построек, распахивали земельные участки, сеяли гречиху и картофель. В первый год пребывания на новой земле им приходилось отправляться на заработки в ближайшие селения, расположенные у озера Ханка, и в село Никольское. Хозяйственные принадлежности, необходимый инвентарь и скот покупали в ближайших селах и казачьих станицах.
Старожилы также говорят, что до прихода на место будущего села первых 25 семей недалеко от выбранного места уже жили 3 семьи переселенцев – Степана Николаевича Левченко, Никиты Монастырного и Замотая ( ставшего позже псаломщиком в Черниговской церкви). Их поселение называли Лободиной слободой по прозвищу «Лобода», которым окрестили самого уважаемого ее жителя Степана Левченко. Лободина слобода находилась у подножия сопки на повороте на село Алтыновку с дороги Черниговка-Хороль. Сопку эту и сейчас кое-кто называет Лободиной.
Затем им пришлось оставить эти места, так как стремясь укрепить оборонное и стратегическое положение на востоке страны, Российское правительство начало строительство Уссурийской железной дороги – восточной части Великого транссибирского пути. В 1886 году специальная изыскательная экспедиция под начальством инженера А.Н. Урсати приступила к разведке трассы будущей железной дороги Владивосток-Хабаровск, которая по первоначальному плану должна была пройти немного западнее сегодняшней трассы, поэтому жители Лободиной слободы переселились к реке и соединились с прибывшими черниговцами. Вместе они и основали 1 октября 1886 года село Черниговку – в память о покинутой Черниговской губернии. Также назвали и речку. В новое селение продолжали пребывать переселенцы – в основном выходцы из малороссийских губерний: Черниговской, Полтавской, Харьковской. В 1887 году к первым жителям Черниговки прибавилось 50 семей, в 1888 году –еще 40.
В 1888 году сюда приехали землеустроители Переселенческого управления. Под село они отвели участок на 160 номеров (усадебных наделов) по левую сторону реки, в 88 верстах от уездного села Никольского, в 10 верстах от сплавной реки Лефу, в 3 верстах от ближайших границ своего надела и в 7,5 верстах от дальних, а земельные угодья (лес, сенокос, луга для выпаса скота) – по правую сторону реки. Землеустроители составили план нового села и его надела и официально подтвердили его название. По закону от 26 марта 1861 года выдавался акт на год основания села, если новое поселение насчитывало не менее 15 семей. В Черниговке к этому времени было более 100 семей.
Вдоль реки была образована первая улица (ныне Красноармейская). Дома стояли по обе стороны от дороги, каждый квартал был занят земельными участками четырех хозяев – по десятине на семью. Однако многие поселенцы ( в основном первые) имели усадебный участок и в две десятины.
Вторая улица (Партизанская) была застроена домами только с северной стороны квартала. Таким образом застраивались и остальные улицы. Приусадебный участок одного хозяина занимал одну - полторы десятины. Вместе с усадебным участком земельный надел на одну семью мог достигать 100 десятин, за что крестьян, переселившихся на Дальний Восток до 1903 г., называли «стодесятинниками».
Первые переселенцы старались селиться ближе к реке, где земля была лучше и воду на хозяйственные нужды можно было брать прямо из реки. Но почти ежегодно вода затопляла сенокосы, однако сильных наводнений, как, например, в Алтыновке, когда все 12 семей переселенцев ушли в Черниговку, в селе не было.
С Украины основатели Черниговки привезли с собой семена озимой ржи, гречихи и пшеницы. Но на новой земле они не дали всходов, поэтому семена пришлось покупать в ближайших селах или брать в Переселенческом управлении. Лес для постройки домов и хозяйственных помещений с разрешения начальства рубили на своем наделе.
В 1888 году Черниговцы построили первую небольшую церковь, которая по внешнему виду немногим отличалась от жилого дома. Деревянное здание церкви служило одновременно и церковно-приходской школой. Первым Черниговским священником стал присланный Камчатской Духовной Епархией отец Иоанн Лукин, который образовал Черниговский церковный приход.
Церковь служило местом общения селян, воспитывала и поддерживала нравственные начала, без ее участия не проходили крещение, бракосочетание, погребение. Черниговская Рождества Пресвятой Богородицы церковь получила большой земельный надел к северу от села, который сдавался в аренду корейцам.

Во время образования Черниговки, освоения ее окрестности новоселы не встречались с коренными обитателями здешних мест – удэгейцами или представителями других тунгусоязычных племен. Им пришлось соседствовать с пришедшими из Маньчжурии китайцами, которые жили в двух больших фанзах на расстоянии одной весты от нового поселения. Китайцы – их было около 50 человек – занимались хлебопашеством и животноводством. Русские поселенцы и пришлые китайцы жили мирно, но случались ссоры, в основном из-за того, что скот русских хозяев заходил на китайские пашни. Нередко китайцы требовали уплаты штрафа за потраву пашен. Большинство селян не отказывались платить, но иногда дело доходило до драк.
Благодаря удачному расположению, Черниговка быстро росла и вскоре стала административным и торговым центром волости. В селе имелись своя лечебница, церковь, две школы (начальная церковно-приходская и министерская второй ступени). Существовало несколько магазинов: два фирмы «Кунст и Альберс», магазины «Чурин и К» и Скидельского, китайские магазины. Здесь же находилось несколько промышленных предприятий: бумажная фабрика Перескова, Паровая военная мукомольня, лесопильный завод, кирпичный завод Монастырского. Имелось волостное правление, железнодорожная станция, Почтово-Телеграфное отделение, резиденции станового пристава и лесничего.
Население Черниговки в 1915г. составляло 3167 человек. Станция Мучная, район военной мукомольни и сама Черниговка представляли собой отдельные селения, связанные проселочной дорогой.
Названия улицам давались по счету, начиная от реки: Первая, Вторая, Третья и т.д.
Только две улицы носили оригинальные названия: Столбовая и Размойная. Жилие дома с хозяйственными постройками располагались по четыре в ряд с той стороны квартала, которая была обращена к реке. Следовательно, один квартал составляли усадебные участки четырех хозяев (от 1 до 2 десятин).

Источники:
Шелудько В.О. История Черниговского района (1886-1917гг): Учебное пособие. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та.1998. 100с.

[supernovum.ru]



Перейти: <>
Опции: ОтветитьЦитировать

Тема Написано Дата
Поморье и Приамурье LUPUS 23.06.2009 11:25
Отв: Поморье и Приамурье LUPUS 23.06.2009 11:27
Отв: Поморье и Приамурье LUPUS 23.06.2009 11:27
Отв: Поморье и Приамурье LUPUS 23.06.2009 11:28
Зеленая Республика LUPUS 08.09.2011 12:07
Розовая Республика(tu) LUPUS 08.09.2011 12:12
примечание LUPUS 09.09.2011 16:09
по Розовой Зуенко Ю.И. 26.09.2011 11:57
Отв: по Розовой LUPUS 26.09.2011 12:20


Ваше имя: 
Ваш email: 
Тема: 
Прикрепить файл
  • Файлы не могут быть больше, чем
  • ещё 20 файлов может быть прикреплено
Smileys
...
(loading smileys)
Незарегистрированный пользователь должен ввести код, чтобы публиковать сообщение. Действителен только последний показанный код.
Введите код:  Картинка
В онлайне

Гости: 161

This forum powered by Phorum.

Large Visitor Globe