edgeways.ru
Список форумов
Салон (архив)
Беседы о прекрасном - во всех его проявлениях. 
другой Набоков
Пользователь: Козлов Евгений (IP-адрес скрыт)
Дата: 05, October, 2007 11:08

разбавим интеллигентскую патоку.

[emdrone.livejournal.com]
---------------


Владимир Владимирович и культ личности
.
ivanov_petrov пишет:


Сдаюсь и признаюсь
Набоков. Ада. "Последний" крупный роман. Автор собрал всё что хотел и написал вещь, как хотел...

На скольких же языках надо писать, чтобы было так скучно... [...]
[ivanov-petrov.livejournal.com]


Я там ответил:

Меня не так давно постигло абсолютно такое же ощущение: до чего же скучно. Не поверил себе, решил, что это потому что по-английски, перечитал аду в русском переводе. Осилить не смог.
Поразился вдвойне, решил просмотреть другие поздние романы. Впечатление только подтвердилось.

Тогда я стал копать биографию Н. Поскольку сильно увлекался им раньше, то материалов нашлось достаточно. И, если читать их ЦИНИЧНО, то жизнь Набокова оказывается практически противоположной легенде, каноническому набору интерпретаций и эмоциональных отношений к набору невнятно рассказанных событий его жизни.

Набоков - не тот, за кого его принято считать. Сказка лжива. Я собрал на длиннейший пост в ЖЖ - и постеснялся писать.

Лишь один раз оставил комментарий-конспект основных положений в chto_chitat, потом кажется стер.


Длинный и подробный пост на особом литературном наречии (которым ортодоксия предписывает высказываться о мэтре) я никогда наверно не напишу. Но, подумав, решил повторить тот лишенный деталей конспект-комментарий.

Читая это мнение, следует держать в голове, что отношение мое к языку Н. восхищенное, он (мне как наверно очень многим) показал как (как плотно, как изобретательно, и т.е.) должно им пользоваться.

Речь ниже о набокове-человеке


...дело в том, что культ набокова огромен, и чтобы невосхититься им приходится перелезать через ряды обмотанных колючей проволокой табу.

О молодом набокове не принято говорить без официального титула "и атлет". В джентльменский список входят теннис, футбол и бокс, при том что существует несколько фото его без рубашки, с которых надменно смотрит чернявый червяк-астеник (а у одного современника проскальзывает и медицински точное "со впалой грудью"). Боксировать ВВ мог бы лишь на пикниках с другими интеллигентами вроде "друга отца Гессена", для потехи зрителей. Впрочем, и в футболе он был как бы это назвать.. Кого в вашем детстве все время ставили вратарем? Часто ли во вратари попадали те, кто мог бы мешать играть одноклассникам пошустрее?

Откуда-то принесена и посажена байка об особой набоковской честности и щепетильности. Она, разумеется, существует - пока вы не посмотрите на факты. Всю жизнь ВВ горячо убеждает, что личная жизнь писателя не значит ничего, важны построения и сказки, произведенные его мозгом.
Однако вся 4я глава "Дара" есть глумливое перечисление именно личных подробностей, на уровне давления прыщей и того как попадья упрашивая кого-то при поступлении сына в университет, начинала сморкаться. Возможно, что сцена списана из дневников её сына, но единичное набоковым было возведенно в множественное и типическое, и уж нам, читателям, предъявлено без сыновней почтительности.
Не то чтобы я обожал Чернышевского, и еще в школе много веселия порождали гвозди Рахметова (и скуки - сны Веры Павловны, которые полагалось заучивать "близко к тексту"). Однако н и з о с т ь набоковского поступка очевидна. Свои личные бумаги он в завещал держать закрытыми после смерти 50 лет.

Еще один безумный миф - об "аполитичности" Набокова. Верно, чем ложь наглее, тем она успешнее. В эпоху, когда в первой мировой - революции - гражданской сгинули с 10 миллионов (не помню точных цифр), а во Второй Мировой погибло от 50 до 60ти, о д н а т р е т ь которых приходится на Россию, утверждать, что "он не интересуется политикой" есть поразительно крайняя, экстремистская и в первую очередь п о л и т и ч е с к а я позиция.

Но это общее соображение даже не начинает еще объяснять насколько лжив был Набоков в своих утверждениях.
В Париже ему помогал "кузин Николя", у которого он останавливался в квартире. В США его перевез во многом кузин Николя, который также нашел ему через знакомых работу и свел с главным покровителем набокова в США - Уилсоном.

"Кузен Николя", "композитор, затем администратор культуры" начинал в 40е с сотрудничества с американскими пропагандистами, и именно по этому ведомству и сделал главную карьеру.
До конца 60х ЦРУ проводилась (как они сегодня пишут на своем сайте) "самая успешная операция Холодной Войны в области культуры" - была создана сеть организаций для охвата интеллектуалов (писателей, художников и т.д.) США и Европы и согласованного противодействия СССР. Какие известные имена мелькают в списках этих само по себе замечательно. Именно Николя Набоков стал резидентом, директором этой организации в Париже и одновременно занимал высший пост в Европейском ЮНЕСКО.

Владимир Владимирович никогда не скупился на нужные политические письма, выступления или демарши.
Так, он проклинал каких-то белоэмигрантов, поднявших тост за победу СССР в Великой Отечественной, потому что "за Сталина, за Победу" было пить нельзя.
Он писал личное письмо поддержки президенту Джонсону в госпиталь, когда его за Вьетнам ненавидело пол-америки, и прямо высказывался в том смысле, что уничтожение коммунизма во Вьетнаме есть благое дело.

Более того, само его пребывание в роли учителя оказалось политически мотивировано. Первый его пост в университете (который устроился через николя-уилсона и т.д. сразу после приезда в 1940м) был нужен потому что тогда политики разворачивали США, не желавшие лезть в европейскую бойню, к войне. Нужен был образ "русского союзника"
Через короткое время контракт с ВВ не был подтвержден ("можем продлить лишь еще на год"), поскольку он, несмотря на надежды, из-за своего политического экстремизма с ролью не справился. В эпоху когда в Голливуде было приказано делать "хорошие" фильмы о русских, ВВ вещал о том, что Сталин и Гитлер - это одно и то же. Какая ирония в том, что сегодня лозунг совершенно без изменений перешел к ненавидящей Россию грантоедной демшизе.
В следующем университете (начиналась холодная война), случилось наоборот, Набокова взяли на роль антисоветского русского.

Политика, таким образом преследовала ВВН всю его жизнь.

Не погнушался он вставить свои взгляды и в литературу. Дальше мне бы тут надо передать один мерзкий его рассказ конца 40х (не проходной, специальной отобранный и включеный автором в сборник Nabokov's Dozen), но места в заметке недостаточно, хотя выволочь сволочь за шкирку на солнышко очень хочется
(Вкратце: речь там идет о том, как на случайном собрании немец оправдывал нацистов, как ему поддакивал некий невнятный русский эмигрант. а отвратительно то, что по-настоящему страдающей стороной, единственной реальной жертвой оказываются оболганные немцем евреи. Русские из страны, которую Н. абстрактно "любил" всю жизнь, которые представляют каждого третьего среди убитый в той войне, не удостоились даже беглого сочувствия этого человека.
Мне легко применить эпитет "отвратительно" также поскольку сегодня, наступая в войне за уничтожение России, западная пропаганда переписывает историю Второй Мировой, и набоковские мнения мгновенно опознаются. Добавляет к омерзению и то, что мнения русского эмигранта и даже отчасти немца, как мы сегодня, после 60 лет появления документов о той войне, знаем, основаны на реальном, и реальное "опускается" ради особой позиции.
Мэтр написал, не выбросил, но отобрал и вставил в сборник рассказов, грубую политическую агитку.)



Поэтому просто подведем итог всему сказанному.


Думаю, читателю не стоит стесняться, если выморочные узоры, которые современные Набокову русские эмигранты часто, очень часто признавали как писательство н е р у с с к о е, ему не по душе (сегодня те мночисленные мнения современников просто похоронены под массой повторений на разные голоса тщательно сконсктуированного мифа, предписывающего набор мнений и отношений, которые лишь отдаленно относятся к реальным фактам набоковской биографии)

Русская традиция ищет в истории не просто события, не просто написанные с удачными литературными усилениями, но всегда высший смысл, чего ради история рассказана. Кто-то знаменитый утверждал, что "русская философия есть её литература".

Это требует небольшого объяснения.
К началу 19 века Европейская культура выдумала идею о том, что Художник непосредственно "присоединен" к Высшему или Божественному, которое невозможно просто объяснить пересказав словами. Поэтому Художник сочиняет некое Произведение (которым может быть картина, музыкальная пьеса или роман), и слушатели/зрители/читатели как-то неуловимо постигают часть той высшей Истины, которая открывается художникам как особым избранным особям в моменты необъяснимого, трансцедентного момента Вдохновения.

Применительно к литературе, это сложило жанр романа как длинной истории, читая которую надо делать философские интерпретации (отсюда традиция европейской критики и в вырожденном виде требования известных нам школьных учебников литературы видеть в историях не развлечения-"entertainment", но "выводить" некую "высокую" Истину, существование которой заведомо предполагается. Не стоит думать что в СССР все было переделано и "не так" - наоборот, по сравнению с западными обществами, где после Второй Мировой насильно ввели "постмодернистскую" современность, наша империя сохранила традиции 19 века дольше других, до 90х века 20го)

Набоков активно и сознательно противостоял именно этой традиции видеть в тексте печать высокого, разговор на самом деле (о каком бы низком или незначительном не был сам рассказ) о высшем.
Другими словами, Набоков в своем поразительном литературном экстремизме, был в главном потоке культурных западных борцов за убийство в искусстве Бога.

Набоков активно уничтожал когда-то в молодости жившую в нем человечность и с годами пришел к рисованию сложных но бессмыссленных орнаментов, подобно тому, как стены мечети могут быть покрыты лишь линиями и точками, поскольку изображения людей и зверей запрещены Кораном.

Набоков вытравил из себя живое очень успешно. Он не изучал жизнь и людей, не стремился открыть в них высшего смысла, и его публичная поза есть образ игрока в забавные литературные бирюльки.

Не читайте поздних романов Набокова. Они вас сначала восхитят деталями и изобретательностью. Они вам наскучат, потому что смысла за словоплетением в них и нет


(tu): BAPBAP

Перейти: <>
Опции: ОтветитьЦитировать

Тема Написано Дата
другой Набоков(tu) Козлов Евгений 05.10.2007 11:08


Ваше имя: 
Ваш email: 
Тема: 
Smileys
...
(loading smileys)
Незарегистрированный пользователь должен ввести код, чтобы публиковать сообщение. Действителен только последний показанный код.
Введите код:  Картинка
В онлайне

Гости: 85

This forum powered by Phorum.

Large Visitor Globe