edgeways.ru
Список форумов
Салон (архив)
Беседы о прекрасном - во всех его проявлениях. 
Эстетика
Пользователь: LUPUS (IP-адрес скрыт)
Дата: 25, May, 2010 22:14

©пёр отсюда [yakobinets.livejournal.com]

Эстетика

Если в России вдруг случится революция и к власти придут какие-нибудь "новые свежие силы" (неважно даже, какого политического направления) - я советую всем присматриваться к одной вроде бы малозначительной вещи. К эстетике.

Если новый режим создаст свою оригинальную эстетику - значит, в нем что-то есть. Если он этого не сможет сделать или вообще проигнорирует такую "мелочь" - значит, режим безблагодатен, лишен внутренней силы и, как говорят китайцы, "не увидит хорошего конца". Какие бы замечательные декреты о земле и мире он при этом не издавал.

Эстетика определяет сознание властей и всего народа. Причем слово "определяет" здесь имеет двоякий смысл - и "показывает, демонстрирует", и "создает, устанавливает". Такая вот диалектика, подтвержденная многими историческими примерами.

Возьмем нынешний российский режим, установившийся в 1991 г. Вся его эстетика, за немногими исключениями, крайне убога, да к тому же в основном покрадена у предыдущих эпох. Пошлый золоченый орел с трусливо-удивленно-злобно-хитрожопыми мордами увенчан царскими коронами - это, видимо, символизирует демократию. Две башки с коронами, кстати, удивительным образом соответствуют нынешней ситуации. Третья корона над ними - это, не иначе, ZOG)). В лапах демократический орел держит державу и скипетр... с ещё одним орлом. Круче был бы только герб, нарисованный Эшером. С царственной птицей безумным образом сорчетается сталинский гимн, в очередной раз переписанный почетным Луи Давидом СССР/России господином товарищем Михалковым. Сталина, правда, поменяли на бога, но мы-то знаем... И дальше, сверху вниз, от государственного герба до вывески на дверях распоследней управы распоследнего городишки тянется непрерывная последовательность визуального убожества. Пошлость и идейная эклектика режут глаз, но отлично показывают характер нынешнего государства. Новая парадка от Юдашкина - это уже апофеоз.

Причина проста. Никаких идей и твердых убеждений у нынешней "элиты" нет. У коммунистов были, у фашистов и нацистов (тьфу на них!) были, у американских и французских буржуазных революционеров 18 века были, у единорастов - нет и не будет. Попил бабла - не идея, равно как и надувание щёк. Если бы они верили в официально заявленную демократию как вышеперечисленные энтузиасты прошлого верили в свои идеи, то не побоялись бы выкинуть на помойку и монархические, и коммунистические символы, заменив их своими, действительно новыми. Но они не верят, и от этого неверия они эстетически бесплодны. Могут только бесконечно скрещивать ужа с ежом, рожать золоченые пустышки.

Теперь отвлечемся от нынешнего безобразия и обратимся к великому и трагическому прошлому. Советская Россия - это вам не наноимперия. Там была и идея, и абсолютно преданные этой идее люди. Жестокость - да. Фанатизм - да. Ангелами те люди точно не являлись. Но им не надо было, тужась, высасывать из пальца "национальную идею" как нынешним евнухам. Поэтому новый строй родил новую эстетику, яркую и оригинальную - то, чего нынешний не сможет никогда. Эстетика революционного порыва, лаконизма и демократичности. Взамен хитровывернутой символики прошлого - красное знамя, серп, молот и звезда. Долой золотые погоны - теперь бойцы и командиры носят одинаковую форму. Долой колонны и лепнину, дешь конструктивизм! Никакой парадности - проще линии, чище цвета! Впервые Россия оказалась в мировом культурном авангарде. Наш ВХУТЕМАС шел наравне со знаменитым Баухаузом (и кончил схожим образом). В нищете и разрухе рождалась эстетика нового мира. Но не родилась.

Молодой социализм как-то очень рано забронзовел. Сквозь него явственно стала проступать "Россия, которую мы потеряли". Пресловутая сталинская архитектура - странное отражение американской ардековщины того же периода. Крупнейшие заокеанские богачи и мощнейшие капиталисты, стремящиеся продемонстрировать свое сверхбогатство, вдруг сошлись в эстетике с первым в мире государством рабочих и крестьян (совсем небогатых, кстати). Тогда же в Германии нацисты стали душить прогрессивные течения в пользу имперщины. Война ускорила течение болезни. После сталинградской победы в Красной Армии вдруг появились погоны. Парадоксально: армия-победитель после величайшего своего триумфа вдруг стала копировать облик армии, нещадно битой что теми же немцами в Первую Мировую, что беспогонными красноармейцами в Гражданскую. Следом появилось золотое шитье, листочки, завитушки, и прочие шелка с брульянтами. Хорошо хоть проект формы с эполетами все же забраковали. К концу сталинского правления этот смешанный дух дореволюционного имперства и американского богатства напоказ проник буквально всюду. Символом эпохи может служить портрет самого Сталина, изображающий старика статным красавцем лет тридцати пяти. Потом пришел лесник и всех прогнал...

Хрущев, при всех своих минусах, был последним, кто "действительно в это верил". А полет Гагарина вызвал последнюю вспышку глубокого и массового энтузиазма. "Возвращение к истокам", совместившись с новой эстетикой космической эры, дало свой результат. Но того, первого революционного порыва было уже не вернуть. Новые творцы работали механически, редко в ком была настоящая искра. Их труд был сродни созданию декораций. Вернуться в Золотой век не получилось, вышел век Серебряный, за которым скоро настала пора увядания.

"Никто ни во что не верит, никому ничего не надо" - в эстетике это стало заметно куда быстрее, чем в любой другой сфере. Лаконизм перешел в примитивизм, для любой задачи был готов убогий шаблон. Все делалось будто с перепоя, и сама эстетика отошла на двадцатое место в списке государственных приоритетов. Забив на содержание, кто будет беспокоиться о форме? Смотреть без отвращения можно было лишь на то, что осталось от предыдущих эпох. У меня дома бережно хранится книжка "Далеко в стране иркутской", выпущеная в застойные годы. Содержание её в данном случае не важно (оно лучше, чем можно предположить), важно оформление. Будь под рукой фотоаппарат, я бы просто сфотографировал обложку и выложил в ЖЖ - и весь этот текст можно было бы не писать. Скромная обложка больше говорит о кризисе социализма, чем десяток научных трудов. Матерщинник Лебедев очень точно называет это "сделать на отъебись". При Брежневе такой подход стал нормой, ярко демонстрируя идейную пустоту и мертвечину.

Потом Союз умер. Настало время постмодернизма, когда жалкие наследники пытаются склеить осколки прошлого жвачкой и соплями. Остается ждать прихода новой силы, несущей новую эстетику. Ждем.



Перейти: <>
Опции: ОтветитьЦитировать

Тема Написано Дата
Эстетика LUPUS 25.05.2010 22:14
всё хорошо(tu)(tu)(tu)(tu)(tu) Козлов Евгений 25.05.2010 22:29
Отв: Эстетика Голод 26.05.2010 02:45
Отв: Эстетика rvv 26.05.2010 08:30
вы не правы frank 27.05.2010 21:34
Отв: Эстетика(tu)(tu)(tu)(tu) Навигатор 02.06.2010 16:12
по меньшей мере прикольно (-) Козлов Евгений 02.06.2010 16:37


Ваше имя: 
Ваш email: 
Тема: 
Smileys
...
(loading smileys)
Незарегистрированный пользователь должен ввести код, чтобы публиковать сообщение. Действителен только последний показанный код.
Введите код:  Картинка
В онлайне

Гости: 89

This forum powered by Phorum.

Large Visitor Globe