edgeways.ru
Список форумов
Салон (архив)
Беседы о прекрасном - во всех его проявлениях. 
Белое солнце пустыни.
Пользователь: allem (IP-адрес скрыт)
Дата: 09, May, 2010 00:27

бродя по просторам инета нашел следующее.



"Христианские смыслы фильма Белое солнце пустыни

Недавно в очередной раз пересматривал этот замечательный фильм и вышло так, что смотрел его как будто первый раз. Знакомые герои обрели новые лица, знакомые события наполнились новым смыслом. После этого решил поделиться впечатлением от просмотра с кем-нибудь еще (с кем смог поделился). Теперь предлагаю Вам то, что уже высказал друзьям.
Сюжет пересказывать не буду, он всем знаком.
Главное мое внимание в фильме привлекло изображение смерти. Несмотря на то, что по сюжету людей в фильме гибнет непомерно много – целая банда, несколько героев, крупным планом смерть показана только несколько раз. Точнее всего 6 раз.
Три раза показана смерть злодеев, три раза смерть положительных героев. При этом режиссер фильма противопоставляет смерти героев смертям злодеев и делает это просто замечательно.
Первая поразительная вещь в фильме – смысловое объединение смертей двух людей.
Первая смерть в кадре – Саид душит веревкой бандита, стоящего на крыше какого-то судна. Через несколько секунд он же (Саид) убивает выстрелом из ружья чернобородого бандита с кинжалом в руке, раненного Суховым. Эти две смерти объединены по смыслу и по времени как бы в одну смерть.
Вторая смерть в кадре, в смысловом плане противостоящая первой, – смерть Гюльчатай и Петрухи. Гюльчатай Абдулла задушил, Петруху заколол штыком его собственной винтовки. Эти смерти также объединены в одну и по смыслу и по времени.
Объединяя две смерти в одну (по времени и по смыслу) режиссер показывает два вида связи между людьми и противопоставляет одну из них другой. Связь между бандитами основана на грехе – преступлениях против других людей: грабежах, насилии, убийствах. Связь между Петрухой и Гюльчатай основана на любви, по крайней мере, со стороны Петрухи.
Противопоставление смертей подчеркивается дополнительно специальными средствами.
Злодеи гибнут в момент очередного своего злодейства – попытки скопом убить безоружного Сухова, герои – в момент своего высшего добра: Гюльчатай в темницу несет воды своему бывшему (или настоящему) мужу, Петруха гибнет в момент признания в любви к Гюльчатай. Это лучшие их поступки за весь фильм и именно во время этих поступков их настигает смерть. Обоих бандитов убивает Саид, обоих положительных героев – Абдулла.
Кроме того, в фильме есть один очень интересный групповой персонаж. Это три старика с белыми седыми волосами и бородами, одетые в белые одежды. Появляются они в первый раз между первой и второй смертью вместе с четвертым стариком, таком же как и первые три, но мертвом. Три старика, одетых в белые одежды, символизируют Бога (Святую Троицу). И в дальнейшем появляются в кадре после смертей положительных героев фильма. При этом после смертей злодеев их в кадре нет. Смысл появления данного группового персонажа вполне понятен: герои после смерти встречаются с Богом и попадают в рай, злодеи – в ад.
Следующая смерть в кадре – смерть смотрителя музея Лебедева. Он погибает, пытаясь спасти от смерти Сухова и восемь жен Абдуллы и защищая от разграбления музей. После его смерти в кадре также появляется групповой персонаж, символизирующий Святую Троицу.
По смыслу противостоит этой смерти следующая смерть – смерть бандита, пытавшегося застрелить Саида, придавленного лошадью.
Здесь режиссер противопоставляет жертвенность беззащитного безоружного Лебедева и бандита, который пытался убить такого же беззащитного безоружного Саида.
Пятой смертью в кадре является смерть Верещагина, взорвавшегося вместе с баркасом. Надо заметить, что пороки злодеев и добродетели героев от смерти к смерти растут. В фильме Верещагин – это образ самого лучшего героя из тех, кто погибает. Он живет сам по себе, у него мир с Абдуллой. Но, в конце концов, столкнувшись со злом – убийством Абдуллой Петрухи, он не может остаться в стороне. Он один плывет на баркас и побеждает на нем целую кучу бандитов. Примечательно, что делает он это безоружным. Последняя сцена битвы – вооруженные бандиты окружили безоружного Верещагина, а он побеждает их голыми руками, завладев их собственным оружием. Верещагин – образ могучего героя, сильного и благородного. Он и погибает не от руки какого-либо злодея (с ним никто не справится), а в результате несчастного случая. С христианской точки зрения он гибнет в лучший момент своей жизни (то же самое можно сказать и про других героев) – в тот миг, когда он стал победителем и зла внутри себя (своего бездействия перед творящимся злом) и внешнего зла (бандитов). Все это видно по его лицу перед смертью – его черты благородны и спокойны.
По смыслу смерти Верещагина противостоит смерть главного злодея – Абдуллы. Верещагин гибнет в момент своей величайшей победы, Абдулла – в момент своего величайшего злодейства и позора. Вооруженный Абдулла решает убить своих безоружных жен. В этот момент он перестает быть воином (каким был раньше), унижая самого себя таким подлым поступком. Воины не сражаются с женщинами и детьми.
Изображение смерти Абдуллы просто ужасно. Он умирает в страшных муках от выстрела в живот. И мертвый падает в разлившуюся черную нефть.
В смертях злодеев и героев режиссер показывает суд Божий над людьми. Это относится ко всем смертям, но особенно ярко режиссер показывает это в двух последних смертях.
Их особенность подчеркивается изменением противостояния героя и злодея.
Вопреки канонам жанра боевика (или вестерна – кому как нравится) главному злодею в фильме Абдулле противостоит не главный герой Сухов, а Саид. Это противостояние подчеркивается и смертями в кадре и встречей Саида и Абдуллы, когда они едут на лошадях рядом и беседуют о жизни. Сухов же – поразительная вещь!!! – оказывается выше такого противостояния со злом. Его главная сила не в умении воевать, а в силе духа. Он фактически «создает» других положительных героев фильма. Именно благодаря ему существует и противостояние Саида и Абдуллы и геройство Верещагина. Он создает их своими поступками или вернее, добрыми делами.
Противостояние Саида и Абдуллы заканчивается, когда Абдулла переходит грань зла и задумывает убить своих жен. Его убивает не тот, кто ему противостоял, а другой человек. Это изменение и подчеркивает смерть Абдуллы именно как Божий суд, а не только дело рук человеческих. То же относится и к Верещагину. Он победил своих врагов на баркасе и уже после этой победы он гибнет. Закончилось противостояние воинов, остался только Божий суд.

Таким образом, фильм Белое солнце пустыни при внимательном рассмотрении становится не просто «первым советским вестерном», а глубоко христианским фильмом, наполненным христианскими смыслами и образами, своего рода фильмом-притчей, где за внешними событиями стоит нечто большее".


[kuraev.ru]


автор поста Андрей А.П.

показалось интересным.


(tu): котельников, LUPUS, amateur, Козлов Евгений, sezam, Pokrovsky, sakt (td): Аврум


Модератор:
11.05.2010 21:54  Pirx: Тема была перемещена в указанный форум.  (Неформатъ -> Салон)
Перейти: <>
Опции: ОтветитьЦитировать

Тема Написано Дата
Белое солнце пустыни.(tu)(tu)(tu)(tu)(tu)(tu)(td)(tu) allem 09.05.2010 00:27
только вот(tu)(tu) Козлов Евгений 10.05.2010 23:31
Отв: только вот allem 11.05.2010 21:06
Отв: только вот Grumbs 12.05.2010 00:29
Отв: только вот allem 12.05.2010 20:36
Отв: только вот Grumbs 12.05.2010 20:49
Отв: только вот allem 12.05.2010 21:26
Отв: только вот LUPUS 13.05.2010 21:12
Отв: только вот Pirx 17.05.2010 12:57
вот стёб Козлов Евгений 17.05.2010 12:59
очень интересно LUPUS 17.05.2010 14:36
Отв: Белое солнце пустыни. sezam 11.05.2010 12:50
Отв: Белое солнце пустыни. allem 11.05.2010 21:07
Отв: Белое солнце пустыни. Pokrovsky 11.05.2010 22:01
мусульманское это, блин sult 12.05.2010 16:16
Отв: мусульманское это, блин allem 12.05.2010 20:39
Отв: мусульманское это, блин sult 13.05.2010 13:37
Отв: мусульманское это, блин Grumbs 12.05.2010 20:59
Отв: мусульманское это, блин(td) ilyas xan 12.05.2010 21:38
Отв: мусульманское это, блин Grumbs 12.05.2010 21:48
Отв: мусульманское это, блин ilyas xan 12.05.2010 22:19
Отв: мусульманское это, блин Grumbs 13.05.2010 00:11
не образцовый уж точно sult 13.05.2010 13:39
Отв: мусульманское это, блин allem 22.05.2010 10:10
Отв: мусульманское это, блин ilyas xan 22.05.2010 14:34
Отв: мусульманское это, блин allem 22.05.2010 14:59
Отв: мусульманское это, блин ilyas xan 22.05.2010 23:52
Отв: так он и шел sezam 13.05.2010 13:20
это джихад sult 13.05.2010 13:40
это смотря что Козлов Евгений 13.05.2010 18:43
если тебя ударили по правой щеке, подставь левую sult 14.05.2010 14:23
Отв: если тебя ударили по правой щеке, подставь левую(tu) allem 14.05.2010 21:36


Ваше имя: 
Ваш email: 
Тема: 
Smileys
...
(loading smileys)
Незарегистрированный пользователь должен ввести код, чтобы публиковать сообщение. Действителен только последний показанный код.
Введите код:  Картинка
В онлайне

Гости: 73

This forum powered by Phorum.

Large Visitor Globe