edgeways.ru
Список форумов
Полигон (архив)
Обсуждение вопросов эволюционного обществознания 
Халкидон, последствие
Пользователь: Али Бей (IP-адрес скрыт)
Дата: 27, May, 2012 12:17

Карташов.Вселенские соборы.

Предисловие:

...Но арианство было особенно тонкой и потому опасной ересью. Оно родилось из смешения двух тонких религиозно-философских ядов, совершенно противоположных природе христианства: яда иудаистического (семитического) и эллинистического (арийского). Христианство по своим культурно-историческим прецедентам вообще есть синтез двух названных течений. Но синтез радикальный, преображающий, а не механическая амальгама. И даже более чем синтез — совершенно новое откровение, но только облеченное в традиционные одежды двух великих и столь разрозненно живших преданий. Яд иудаизма заключался в антитроичности, в монархианском истолковании крещальной формулы церкви. Антиохийский богословский центр (или "школа"), как находящийся на почве сиросемитической, заявил себя симпатиями и к позитивно-буквальной экзегезе Библии, и к аристотелевскому рационализму как философскому методу. Динамическое антитринитарство Павла Самосатского (III в.) достаточно характерно для антиохийской почвы, как характерно для семитического гения и более позднее средневековое увлечение Аристотелем в арабской схоластике (Аверроэс). Но сама Антиохия, как столица округа, была в то же время и университетским центром эллинизма. При всей монотеистической тенденции тогдашнего эллинизма он в виде политеистической отрыжки обрастал диким плющом гностической эономании, фантазирования о разнообразных эонах — посредниках между Абсолютом и космосом. Сочетание этого яда гностицизма с антитринитарным ядом иудаизма был серьезным препятствием именно для здешнего школьного богословия — построить здравую и ортодоксальную доктрину троичности...



451г. Халкидон:

" Нам кажется, что даже и тогда, в V в., когда христологический догмат полыхал неугасимым пожаром в мозгах эллинизованных восточных народов, чисто философский, теоретический интерес к нему осознавался, строго говоря, только в школьно-просвещенном меньшинстве, т.е. у ведущей богословской элиты. В широких кругах и массовом сознании интерес к нему питался подсознательной, но не менее пламенной сферой религиозного чувства, т.е. господствующим тоном восточного благочестия. Для этого благочестия, для ощущения, так сказать, на ощупь, что свято и что не свято, что ведет к Богу и что уводит от Него, характерно острое, доходившее до границ дуализма ощущение противоположности, полярности Бога и мира не только как Творца и творения, Бесконечного и конечного, но и как Чистого и нечистого, Святого и грешного, почти как Добра и зла в онтологическом смысле. Это — подпочва, благоприятствующая незаметному искажению догмата Боговоплощения. Характерно, что в период христологических споров на видное место выступают монашеские армии в переносном и даже в буквальном смысле слова. Ревнителей аскезы вдохновлял главным образом не кенотический [5] идеал уничижения Бога до образа человека, а, наоборот, возвышение плотской природы до огня и света природы божественной, сублимирующей плоть до ее полного преображения и даже поглощения. Так на почве аскезы возникло благочестие монофизитского тона, а за ним и еретическое богословствование.

B противовес этому крайнему монофизитскому уклону, позитивная, спокойная мысль Рима устами папы Льва поддержала здоровое стремление антиохийского богословия и спасла должное равновесие в утверждении реальности двух природ во Христе. Через это здравое и трезвое богословие утвержден был и здравый критерий для определения нормы кафолического церковного благочестия. Оно предохранялось от опасности еретического, антикосмического, буддийского спиритуализма. Иначе говоря, в атмосфере православно-кафолической христологии, т.е. всесторонне гармонического богословствования о реальности двух природ во Христе, морально-практическая сторона жизни и отдельного христианина и всей церкви инстинктивно укладывалась в здоровое русло, чуждое еретического экстремизма. И это православие не в отчетливом теоретическом сознании, доступном только богословскому меньшинству, а православие на деле, в жизненно практическом инстинкте масс, и есть, и до сих пор остается новым, неумирающим переживанием того же древнего халкидонского догмата. В движении веков и переменах исторической среды изменялись только формы его осознания, только богословская его арматура.

Кроме положительной римской догматической помощи заболевшему монофизитским искривлением Востоку, противовесом и противоядием на месте в данный момент и в последующие века послужил и собственный общецерковный опыт Востока. Это был воспринятый мыслью и сердцем церкви теократический принцип благословенной связи церкви с Римской империей и ее культурой ради исторического служения Царству Божию. В этом догматически обоснованном и осмысленном теократическом идеале "симфонии" церкви и государства обе природы даны в совершенной полноте и в совершенном объединении без умаления одной за счет другой. Земная дефективная природа государства с его греховными человеческими и космическими материалами и небесная, божественная, чудесная природа церкви с ее мистической сущностью Тела Христова, иррационально соединены по образу тайны Боговоплощения без смешения и взаимопоглощения. Это — Халкидонский догмат в жизни церкви, воплощенный в ее практике, в ее морали и освятительно-литургической теургии. Ибо то, что по гуманитарно-этической мерке вполне нормально и даже совершенно, не удовлетворяет церковную совесть. По мудрому научению церкви, этически совершенно лишь то, что выдержано в литургической атмосфере церкви, что прошло через горнило ее освящающих действий и стало для нас мистически преображенным, уже не просто натуральным, профанным, но святым. Очами веры и в духовном опыте мы удостаиваемся изнутри церковного откровения узревать, по аналогии с существом Халкидонского догмата, истинно православный путь неизбежного, героического (ибо антиномического) сочетания божеского и человеческого начал, абсолютного и относительного, вечного и временного, святого и профанного. И это не только в мистагогии личного христианского подвига, но подвига общественного и культурно-творческого, всемирно-исторического, общечеловеческого, т.е. воистину вселенского.

[azbyka.ru]

И так уже пару тысяч летsmoking smiley.

Краткая справка:

451 г. - торжество халкидонского догмата, теократического принципа благословенной связи церкви с Римской империей

476 г. - Одоакр снимает порфиру с малолетнего императора Рима

480 г. - умирает Юлий Непот — последний, кто носил титул императора Запада.

Перейти: <>
Опции: ОтветитьЦитировать

Тема Написано Дата
Священная тайна церкви Али Бей 09.04.2012 09:47
Отв: Священная тайна церкви mrtwin 12.04.2012 16:59
Отв: Священная тайна церкви Али Бей 12.04.2012 21:57
«Бог Ветхого Завета»(tu) Али Бей 21.04.2012 15:43
Про человека Masta Deee 22.04.2012 20:40
Отв: Про человека от Бога и человека другого Али Бей 22.04.2012 21:33
Вопросы методологии(tu) Али Бей 30.04.2012 15:59
Ложная дихотомия. Дежавю 09.05.2012 22:21
Отв: Это вообще не дихотомия Али Бей 09.05.2012 22:58
Отв: Это вообще не дихотомия Дежавю 09.05.2012 23:30
Отв: Это вообще не дихотомия Али Бей 09.05.2012 23:37
Отв: Это вообще не дихотомия Дежавю 09.05.2012 23:40
Отв: Это вообще не дихотомия Али Бей 09.05.2012 23:52
Отв: Это вообще не дихотомия Дежавю 10.05.2012 00:02
Отв: Это вообще не дихотомия Али Бей 10.05.2012 23:15
Отв: Это вообще не дихотомия Дежавю 10.05.2012 23:21
Отв: Это вообще не дихотомия Али Бей 10.05.2012 23:27
Отв: Это вообще не дихотомия Дежавю 10.05.2012 23:49
Отв: Это вообще не дихотомия Али Бей 11.05.2012 09:57
Письмо иеросхимонаха Антония (Булатовича) Царю от 25.03.14 Али Бей 29.06.2012 15:51
О юродах, провокациях и любви к врагам Али Бей 09.05.2012 21:58
Халкидон, последствие Али Бей 27.05.2012 12:17
Отв: О юродах, провокациях и любви к врагам(tu)(tu) АнТюр 27.05.2012 13:21
Отв: О юродах, провокациях и любви к врагам Али Бей 27.05.2012 13:31
Отв: О юродах, провокациях и любви к врагам АнТюр 27.05.2012 13:46
Отв: О юродах, провокациях и любви к врагам Али Бей 27.05.2012 14:09
Документальный фильм "Юродивые" Али Бей 28.06.2012 20:38


Ваше имя: 
Ваш email: 
Тема: 
Smileys
...
(loading smileys)
Незарегистрированный пользователь должен ввести код, чтобы публиковать сообщение. Действителен только последний показанный код.
Введите код:  Картинка
В онлайне

Гости: 53

This forum powered by Phorum.

Large Visitor Globe