edgeways.ru
|
|
Отв: Сокуров получил «Золотого льва» Пользователь: sult (IP-адрес скрыт) Дата: 24, September, 2011 23:28 Границ между культурами нет
Александр Сокуров прилетел в Нальчик, чтобы решить текущие вопросы на своем курсе, а также согласовать с архитектором проект нового кино-концертного зала на базе КБГУ, который создавался в соответствии с рекомендациями мастера. Принимая поздравления с триумфом на Венецианском фестивале, режиссер признался, что «Фауст» не изменил его жизнь: «Я не автор, который создает великие произведения и не ошибается. Я просто рабочий в области кино. Мне трудно сказать, что может изменить мою жизнь в этой жизни. Может, смена профессии. Этот приз важен, скорее, не для меня, а для тех людей, которые обожают, почитают культуру, в том числе национальную. Делая фильм на немецком языке, обращаясь к практике художественной не своего народа, мы тем самым показываем, что границ между культурами нет, что мы любезны друг другу, что мы нужны друг другу». «О чем мы с вами говорим? О каком «Фаусте»? У меня был встреча с Путиным, на которой мы подробно обсуждали, что это за фильм: с эскизами, декорациями, первыми актерскими пробами. Это был равнозначный разговор. Единственная просьба руководителя правительства страны была, чтобы это был национальный российский фильм с точки зрения производства и экономики. В итоге в продюсерской компании нет никого, кто бы не представлял Россию. Это знак нашей открытости, нашего расположения. И такие настроения я приветствую. В этом смысле я вместе с государством, на стороне государства, и мне такое государство нравится. Если государство начинает совершать ошибочные поступки в области культуры, ограничения развития культуры, СМИ, цензуры, я такие поступки поддерживать не могу. За поддержку культуры я буду благодарным гражданином. Но вместе с тем я буду решительно протестовать против всяких бюрократических ограничений культуры. Я посмотрел тысячи актеров Германии, Голландии, Австрии, Швеции, Исландии, Чехии и Норвегии. Мое счастье, что стали работать с Бруно Делбоннелом. Оператор-постановщик. С точки зрения мастерства выдающийся человек. Уровень культуры – до киношколы окончил философский факультет Сорбонны, во всем мировом операторском сообществе человека такого высокого изысканного образования, пожалуй, не найти. Это было мое счастье, что он отказался от многих работ, где получал бы в миллион раз больше, чем гроши, которые получал у нас. Он все бросил и приехал. И согласился работать с новыми инструментами, которых в мировом кинематографе нет. Это оптика, которая существует в одном экземпляре и разработана в России. В результате в фильме совершенно новая оптическая культура. У нас была возможность работать в самых лучших индустриальных точках кинематографа, на Лондонской киностудии. Это высший пилотаж. Мы сделали картину – мне не стыдно это говорить – по технологическому, художественному качеству которой равных нет. Я это вижу, я это знаю. Снимали все в Европе, потому что там дешевле, чем в Петербурге и Москве. На встрече с премьер-министром, которая должна скоро произойти, я буду в том числе говорить об этом странном перекосе, когда качество работы услуг весьма среднее, а стоимость весьма… Кроме того в Европе, строя огромный объем декораций, мы имеем дело с простой системой без всяких откатов, взяток и прочее – с ясной, открытой, легальной системой оплаты. В силу того абсурда, который есть результат запутанности документальной, абсурда какого бы то ни было законоположения, даже при строительстве декораций здесь, в России, мы вынуждены всегда выкручиваться. Я уж не знаю, как приходится уважаемому ректору заниматься сейчас строительством нового кино-концертного зала или ремонтными работами. Я даже не представляю, как надо выкручиваться, чтобы сделать элементарный простой шаг в организации созидания. Но если называть вещи своими именами, картина не очень нужна в стране вообще-то. Количество зрителей, которые проявляют какой-то интерес, очень маленькое. Даже в Кабардино-Балкарии несопоставимо простую картину «Александра» не можем показать – один сеанс. О чем мы с вами говорим? О каком «Фаусте»? Ну, соберется несколько человек, из-за каких-то прочих интересов придет человек сто. И все. Называйте вещи своими именами. Не надо амбиций проявлять и самих себя обманывать. Культурная реальность в стране такова. «Я нахожу положение культуры в Кабардино-Балкарии критическим просто» Бывая здесь, я с болью наблюдаю за судьбой театра. Положение театрального дела в республике и вообще на Северном Кавказе могу определить только одним словом – бедствие. В республике должна развиваться опережающим способом профессиональная культура – радиостанции, издательское дело, филармонии, все виды театральной деятельности. Наша мастерская – это попытка создания кинематографического сообщества здесь. И есть великолепная идея у уважаемого ректора КБГУ создать и киностудию. И шаг за шагом мы сможем это сделать. Вот если мы будем совершать большие поступки в области культуры, мы решительно изменим настроения людей, представление о будущем и представления народов друг о друге. Я нахожу положение культуры в Кабардино-Балкарии критическим просто. С болью говорю об этом. Потому что не вижу разницы на самом деле между российской культурой и кабардино-балкарской. Везде, где ослабевает культура, везде мы как сообщество теряем, теряем, теряем… Людей, которые готовы продать свою душу, стало несопоставимо больше, чем нужно даже самым ненасытным дьявольским силам. Если молодежь по отношению к культуре будет стоять спиной, и ваххабизм будет развиваться, и никаких перспектив... «Сегодня многие из наших студентов неузнаваемо изменились» На самом деле это не моя заслуга, что я оказался здесь. Были люди, очень близкие друзья – Альберт Саральп и наш уважаемый ректор. Они первые завели со мной разговор об этом. У меня никогда не было преподавательского опыта в России. Я вел преподавание в Штатах, Европе, Японии, но никогда не занимался этим в России. И не хотел этим заниматься. Но Альберт и уважаемый ректор убедили, что надо совершить этот поступок здесь. У нас даже вывести на практику студентов – проблема. Университет все время изыскивает средства, потому что это не профильное учреждение и документов на это особых нет. Для университета это ситуация экстремальная. Спасибо, что огромным настоянием, огромной энергией ректор осуществил эту возможность в прошлом году, договорившись с министерством образования. Но вы знаете, в стране есть монопольные ситуации. И так пробиться с этой идеей – дело непростое. Конечно, нам нужны новые ассигнования, помощь в зарплате педагогов, потому что они унизительно низкие – ставки педагогов. Отвратительно низкие, отвратительно. Я понимаю, что у ректора нет сил об этом говорить, а у меня не хватает гнева, чтобы выразить отношение к этой ситуации. Вообще мастерская – вещь дорогая. Я не знаю, насколько я оправдываю ожидания друзей и студентов. Но, по наблюдению всего нашего педагогического коллектива, на курсе произошли решительные изменения. Сегодня многие из наших студентов неузнаваемо изменились. Выросло сознание, более сформулировалось желание. Но есть и проблемы, которые связаны с тем, что мы – вуз федерального государственного университета РФ, мы даем высшее образование. Конечно, специальность совершенно определенная – способность совершать поступки и совершать произведения в аудио-визуальном пространстве – телевидение, кино, театр, радио. Но нельзя забывать о большой разнице между молодыми людьми из центральной части страны и ребятами, выросшими здесь. И это очень ярко было понятно на истории из театра. Потому что ребята ничего не видели, не смотрели, и у них нет ни малейшего навыка театрального зрителя. Есть проблемы с гуманитарным отставанием. Я называю вещи своими именами. Оно, к сожалению, очевидно. Его надо преодолевать. Преодолевать трудно, потому что есть упущенные возможности и упущенная польза. Многие вещи надо совершать вовремя. Вовремя начинать читать и много читать. Вот я сейчас как-то пытаюсь наверстать, залатать, насколько это возможность. Установка на второй курс – это литература, понимая, что в мастерской это слабое место. Нужно отправлять курс на практику в Москву, чтобы это было большое телевидение: программа «Время», канал «Культура», Russia Today, серьезные большие телевизионные организации, которые занимаются большим эфирным вещанием. Алена Мякинина [gazetayuga.ru] |