edgeways.ru
|
|
надо смотреть Пользователь: sult (IP-адрес скрыт) Дата: 13, September, 2011 01:00 ...«Эта штука будет посильнее “Фауста” Гете», — иронизировали журналисты, выходя с премьеры.
В шутке была доля правды: хотя бы в том отношении, что гуманистический посыл Гете сегодня устарел.Немецкий гений спорил с предшественниками — от Шписа до Марло, — отправлявшими Фауста в ад. Его доктор после всех страданий возносился на небеса; позже его вознесение перелагали на универсальный язык музыки Шуман и Малер. Так же милосердно обошелся с чернокнижником Фридрих Вильгельм Мурнау, автор первой великой кинокартины о Фаусте, снятой в 1926 году. Но все послевоенные Фаусты все-таки попали в геенну огненную: и Адриан Леверкюн из «Доктора Фаустуса» Томаса Манна, и герой кантаты Альфреда Шнитке, и аноним из сюрреалистического киногротеска Яна Шванкмайера «Урок Фауста». Какая же судьба ожидает сокуровского Фауста? Вы не поверите: он вообще не умрет. В финале фильма он только начнет свое восхождение к власти, не думая о загробной жизни. А контракт с Мефистофелем? Сокуров со сценаристом Юрием Арабовым лишили этот документ законной силы. Подписывая его между делом, впоследствии Фауст отказывается исполнять свои обязательства. С какой стати мгновение должно останавливаться? И что именно надо отдать дьяволу, если никакой души не существует? И Мефистофель ли на самом деле этот шут с огромным пузом и редкими рыжими волосами, ростовщик из соседней лавки, обещающий так много и способный лишь на дурацкие фокусы? В самом деле, зачем человеку сатана, если он способен творить зло самостоятельно — и куда как эффективнее, без лишних угрызений и сомнений?... [expert.ru] ...Но дьявол этот отнюдь не воплощение зла. Скорее подобие совести. Именно поэтому его изгнание, избавление от Мефистофеля, — центральный сюжет картины. А ее отправная точка — не слишком популярный персонаж фаустианы, отец героя. Он, в отличие от Фауста, настоящий доктор: не задумывается о смысле бытия, не выращивает гомункулуса, а лечит людей. Этот бородатый и деловитый грубиян, верующий только в приземленную материю, — конечно, образ Бога. Распрощавшись с ним, Фауст отправляется прямиком к нечистому: комическая схватка Врача с Ростовщиком, Бога с дьяволом, явно отсылает к карнавальной стихии кукольных пьес о Фаусте. Но соблазнив Маргариту, он перестает нуждаться и в сатане... |