edgeways.ru
|
|
Отв: коммент на ИвАнова Пользователь: vava (IP-адрес скрыт) Дата: 21, August, 2010 02:36 1. Кому предназначена картина?
Христианам в первую очередь, образованному слою во вторую. Поскольку те далекие времена, когда жил художник, канули в Лету, картина обращается к небольшой прослойке верующих в первую очередь, и всему пост-христианскому пространству во вторую. 2. Что изображено на картине? На картине изображен евангельский сюжет с крещением Христа. Крещением он называется только в России, во всех остальных христианских странах ритуал зовется омовением (баптизмом), а Иоанн Креститель прозывается Иоанном Баптистом (Иваном купалой). В исходнике же это бапчение представляет собой еврейский ритуал омовения – микву. Иудеи устраивают микву по субботам и перед праздниками, а для женщин – после критических дней. Смысл ритуала – «Таким образом, тот, кто погружается в микву, на какое-то время вступает в область смерти. А когда выходит из нее — как бы рождается заново». Вобщем Иван Купала призывал своих почитателей встретить Христа чистыми от скверны (катарами) и как бы возрожденными. Напомню, что дело происходит 6 января. 3. Как это сделано? Композиция представляется не очень удачной. Фигуры компоновались искусственно, в результате напутано со светом и тенями. Так публика за фигурой Крестителя сидит в тени от крупного объекта, которого на картине нет (дерево расположено дальше вглубь). Это несколько раздражает. Не выдержан горизонт. Получается, что речка течет выше долины, расположенной на заднем плане. Фигуры прорисованы реалистично. Живописно выглядят складки одежды. Однако одежды плохо увязаны в цвете с окружающим интерьером. Например, одежды, на которых сидят люди справа, как бы висят над землей. 3. Что хотел сказать автор? Автор, как истинный христианин, хотел донести до верующих то религиозное возбуждение от ожидания мессии, охватившее тогдашнюю Иудею. А поскольку должно свершиться второе пришествие (когда – неизвестно), каждый христианин должен быть готов к этому. 5. Удалось ли автору донести свою мысль до зрителя? До тогдашнего удалось, в сегодняшнем пост-христианском мире значение этого произведения неумолимо падает. Мое ИМХО. Картину увидел в детстве в Третьякове. Удивило наличие женщин среди голых мужуков. Неестественным показалось то, что все крещеные вылазят из реки и типа сушатся, а Иоанн как бы и ни причем – стоит себе весь сухой в красивом плаще. Прошло много лет, и Непонятным стал казаться такой вопрос – зачем Иоанн сварганил крест? Ведь в Евангелии толком не говорится, чтобы Иоанн всем (включая Христа) рассказывал о крестных муках? Крест вообще появляется в ритуалах через 300 лет после распятия… А несколько лет назад я побывал на месте предполагаемого крещения Иисуса. Речка переплюйка, заросшая тростником. Ивняк по берегам (не знаю, сбрасывает он там листву в январе или нет). Много стариц и сухих русел. Христос подошел к восточному берегу со стороны больших обрывистых холмов. Тех самых, в пещерах которых нашли кумранские свитки и где во все времена обитали отшельники. От холмов до реки тянется большая пустошь (еще до конца не разминированная с последней арабо-израильской войны). На разминированном секторе располагается сегодня банановая плантация. Остальную часть планируют застроить храмовым комплексом, состоящим из церквей всех христианских конфессий и епархий. Посредине стоит камень, установленный Путиным, обозначающий участок РПЦ. Через речку над бетонной еврейской крепостью реял флаг с могендавидом… Но это все присказки. Будучи на месте и разглядывая окрестности, я постоянно вспоминал прочно засевшую в мозгу картину ИвАнова. И хотя я человек неверующий, к своему удивлению все равно испытывал какое-то благоговейное почтение к святому месту. : Pirx, Навигатор |