edgeways.ru
Список форумов
Салон (архив)
Беседы о прекрасном - во всех его проявлениях. 
Отв: Ещё один взгляд
Пользователь: ilyas xan (IP-адрес скрыт)
Дата: 18, February, 2010 00:15

Владимир Винников
СЧАСТЬЕ — К УМУ
[zavtra.ru]



Русская литература XIX века — прежде всего проза Достоевского, Льва Толстого и Чехова, — признанное достояние всего человечества, свидетельством чего, в частности, стал очередной, уже второй по счету за последнее десятилетие, "Год Чехова", объявленный ЮНЕСКО.

И в мировой культуре ХХ века русская литература века тоже не ютилась на задворках — попробуйте под любым предлогом "убрать" оттуда, например, творчество Максима Горького или Михаила Шолохова.

Русская литература XXI века? Вопрос, вопрос…

Выскажу печальную мысль: писатели наши, похоже, просто разучились писать. Имею в виду не столько процесс самого письма: с пером в руке или набор на клавиатуре "вслепую", — а процесс создания художественных произведений в целом.

Ведь до сих пор, перечитывая классиков, очень легко почувствовать разницу между ТОЙ литературой и "литературой" нынешней.

Похоже, за это время, как минимум — за вторую половину ХХ столетия, исчез или был утерян какой-то важнейший творческий секрет. И, чтобы восстановить или найти его, наверное, нужно обратиться к самым истокам великой русской литературы прошлого...

Эпоха, к которой относится создание "Горя от ума", называется "пушкинской" и "золотым веком русской поэзии". Именно тогда, в 1818-1841 годах, от "Руслана и Людмилы" Пушкина до гибели Лермонтова, собственно, и возникла русская литература как уникальный феномен отечественной и мировой культуры. Несомненным толчком к тому, безусловно, стала Отечественная война 1812 года, завершившаяся разгромом наполеоновского "нашествия двунадесять языков" и бурным ростом русского национального самосознания, затронувшим практически все слои российского общества, но прежде всего — высшие, дворянские, где, собственно, и начался "термоядерный синтез" традиционной русской народной и православной культуры с достижениями культуры европейской.

Всё, что в Европе XVIII—начала XIX века существовало в неких достаточно строго очерченных временных и даже пространственных границах: классицизм, сентиментализм, романтизм, натурализм, реализм, — усваивалось и перерабатывалось этой средой сразу и вместе, как некая целостность. Знаменитую мольеровскую фразу: "Я беру своё добро там, где его нахожу", — можно считать одной из основных характеристик русского литературного процесса тех лет.

Системно-синтетический характер "Горя от ума" не подлежит сомнению. Начнем с простейшего, казалось бы, вопроса — о жанре этого произведения.

Комедия ли это? Да, безусловно — это и комедия тоже. Но не только и даже не столько комедия. Образы Репетилова, Скалозуба, Загорецкого, графинь Хрюминых, бабушки и внучки, четы Горичей, князя Тугоуховского с княгиней, женой его, с шестью дочерями, — вне всякого сомнения, суть образы комические. Но... за каждым из них явно просматривается иное измерение бытия.

Прежде всего это касается, например, полковника Сергея Сергеевича Скалозуба. Вот его ответ на замечание Фамусова о собственном брате: "Имеет, кажется, в петличке орденок?" — "За третье августа; засели мы в траншею: /Ему дан с бантом, мне на шею". Обычные примечания к тексту пьесы говорят о том, что имеются в виду, соответственно, орден святого Владимира с бантом, который носили на груди, и орден святой Анны, который надевали на ленте на шею, но никто не обращает внимания на дату 3 августа (старого стиля) — видимо, предполагая, что она поставлена здесь разве что "для стихотворного размера". Между тем, как раз с 23 мая по 3 августа (старого стиля) 1813 года боевые действия между войсками Наполеона и Шестой союзной коалиции не велись, поскольку действовало Пойшвицкое перемирие. 31 марта 1814 года войска союзников вступили в Париж, так что и к этому году "3 августа" отнести уже нельзя. Варианты с русско-турецкой войной 1806-1812 гг. и русско-персидской войной 1804-1813 гг. также следует отвергнуть, поскольку в них война носила подвижный характер, и русские войска в траншеях вообще не отсиживались. Следовательно, речь может идти только о 3-м (15-м по новому стилю) августа 1812 года ("Я с восемьсот девятого служу…"), а эта дата относится ни много ни мало — к героической обороне Смоленска, участники которой обеспечили соединение армий Багратиона и Барклая де Толли, а также их организованный отход в сторону Москвы. Так что полковник Скалозуб — не только "созвездие маневров и мазурки", "и золотой мешок, и метит в генералы". Он — профессиональный военный, боевой офицер. "И знаков тьму отличья нахватал; / Не по летам и чин завидный", — да уж, не по летам, но, видимо, по заслугам. А то, что себе на уме (это особенно видно в сцене первой встречи с Фамусовым, когда Скалозуб, явно наслаждаясь, лицезреет угождающего ему вельможу и гудит "густым басом": "Зачем же лазить, например, / Самим!.. Мне совестно, как честный офицер…" — нет бы попросту помочь хозяину "отвернуть отдушничек", т.е. форточку) умело "косит" под болвана и "делает карьеру" — это уже особенности личного характера и общественного статуса. Очень похоже на то, что пока Чацкий приводил в чувство упавшую в обморок Софию, Скалозуб лично осматривал свалившегося с лошади Молчалина, "жалкого ездока", и оказывал ему помощь, вплоть до перевязки, хотя вовсе не обязан был это делать.

Так что комическим данный образ можно признать лишь в одном, достаточно широко развернутом в пьесе, но строго определенном отношении: отношении личности к своему социальному "я"...

Стоит отметить, что Грибоедов использует вроде бы свойственный классицизму приём наделения своих героев "говорящими" фамилиями, однако все они имеют не однозначный, а двойной или даже тройной смысл. Тот же Скалозуб — не только "зубоскал", не только "скалит зубы", но и "Скала-зуб". Репетилов — не только "повторяет" (от франц. repeter) чужие слова и идеи, но и "репетует", то есть повторяет их громко, крикливо, а также пресмыкается перед ними, как рептилия. Фамусов — не только "видный, выдающийся, знаменитый" человек (от англ. famous — кстати, "всё Английского клоба / Старинный, верный член до гроба?", четырнадцать языков Грибоедова дают о себе знать), но и личность "пресловутая" (от ит. famoso) "отъявленная" (от франц. fameux), — так сказать, безусловный образец в своем роде. То же самое касается и главного героя, Чацкого, — в нём улавливается не только производное от "чаять", т.е. "желать", но и от "чада": равно в значениях "дитяти малого" и "угарной смеси дыма и копоти". Иными словами, Грибоедов в "Горе от ума" не столько копирует приёмы классицизма, сколько предвосхищает практику позднейшего символизма...

Как отмечает О.С.Муравьева, "По свидетельству Бегичева, Грибоедов уже в середине 1810-х гг. "знал почти наизусть Шиллера, Гете и Шекспира"… Причём,именно Грибоедов еще в 1821-1822 гг. побуждал Кюхельбекера изучать Шекспира". И, учитывая данное обстоятельство, наверное, стоит задуматься о возможных параллелях между Грибоедовым и Шекспиром. И первое, что сразу же приходит на ум (а первое впечатление, как утверждают, всегда самое верное), — Гамлет и Чацкий, Офелия и София… Гамлет симулирует сумасшествие, Чацкого объявляют сумасшедшим. Слово "София" в переводе с греческого означает "мудрость", даже — "божественная мудрость", Офелия… С Офелией (Ophelia) всё куда сложнее. Как правило, её считают вымышленным персонажем, а историческим прототипом Офелии называют Катарину Гамлет — известную Шекспиру девушку, упавшую в реку Эйвон и погибшую в декабре 1579 года. Но нельзя исключать вариант, при котором полиглот Грибоедов мог "расшифровать" имя шекспировской героини как происходящее от греческого "воля", к которой и стремится, видимо, "безвольный" Гамлет с его "Быть иль не быть?". Расшифровать — и противопоставить шекспировской ("европейской", "западной") коллизии любви к воле "восточную" коллизию любви к мудрости. Но тогда и удивительная перекличка фамилии Молчалина с православным мистическим движением исихастов (от греч. "покой, безмолвие, отрешенность") будет выглядеть далеко не случайной.

Разумеется, эта перекличка — вовсе не повод для трактовки Алексея Степановича Молчалина как "скрытого" истинного героя "Горя от ума" — нет, Грибоедов весьма наглядно и однозначно показывает его низменные человеческие качества. Но неоднократные призывы Софии к Чацкому помолчать, "умерить свой язык", явное предпочтение ею Молчалина Чацкому — всё это знаки к смирению "разума", того рационально-рассудочного знания, которое неизбежно отрывается от действительности и, всё зная "в теории", ничего не может совершить на практике, неизбежно сопровождаясь "мильоном терзаний" и "оскорбленным чувством", для которого "на всём свете" едва ли сыщется соответствующий достойный "уголок". Действительно, Чацкий рационален, разумен, но не умён, поскольку несчастлив, и только счастливый человек может считаться по-настоящему умным. Кто счастлив, тот и умен. "Счастливые часов не наблюдают". Горе — от ума, счастье — к уму...

Полностью — в газете «День литературы», 2010, №2


Если при капитализме человек эксплуатирует человека, то при социализме - наоборот!

(tu): котельников

Перейти: <>
Опции: ОтветитьЦитировать

Тема Написано Дата
Горе ума - в вечном и обреченном поиске понимания(tu)(tu)(tu)(tu)(tu)(tu) rvv 15.01.2010 08:56
Отв: Горе ума - в вечном и обреченном поиске понимания(td)(tu) allem 16.01.2010 14:09
Отв: За что же ?!(tu) ilyas xan 17.01.2010 20:38
Потому - не тонкой организации индивид. Xerf 17.01.2010 21:23
Отв: Потому - не тонкой организации индивид.(tu)(tu) ilyas xan 17.01.2010 21:51
Да там - не надувательство, сатира с опусканием. Xerf 18.01.2010 00:25
Я помню(tu) Сербедар из Себзевара 17.01.2010 22:25
Отв: Я помню ДзеГ 22.01.2010 21:50
Отв: Я помню Jugin 22.01.2010 22:35
Отв: не помню amateur 24.01.2010 01:14
Отв: помню amateur 02.02.2010 19:35
3 августа - какого года? Ordusofob 24.01.2010 17:51
Отв: 3 августа - какого года? Jugin 25.01.2010 16:26
Отв: Горе ума - в вечном и обреченном поиске понимания(tu) ДзеГ 22.01.2010 21:33
а можно, я одну вещь скажу(tu) котельников 28.01.2010 21:36
Вот и читаем буквально- Явление 7 (1-е появление Чацкого) rvv 28.01.2010 22:47
Пока все подтверждает слова rvv 28.01.2010 22:55
Отв: Пока все подтверждает слова?(tu) котельников 29.01.2010 09:15
Отв: Пока все подтверждает слова? rvv 29.01.2010 11:20
нет,... котельников 29.01.2010 11:47
Отв: нет,... rvv 29.01.2010 11:55
Отв: нет,... allem 29.01.2010 22:58
ну, дык, котельников 30.01.2010 11:24
Отв: ну, дык, allem 30.01.2010 11:37
Стоп, котельников 30.01.2010 18:12
Отв: Пока все подтверждает слова?(tu)(tu) Сербедар из Себзевара 04.02.2010 13:22
Чацкий - государственник? котельников 04.02.2010 19:41
Не так vmizh 04.02.2010 20:18
Чацких много. котельников 04.02.2010 22:56
И то верно vmizh 05.02.2010 12:26
Думаю, учитывал. котельников 05.02.2010 12:50
a propos Сербедар из Себзевара 05.02.2010 13:03
Почему, нестандартный? котельников 05.02.2010 13:23
Отв: Почему, нестандартный? ilyas xan 05.02.2010 14:25
Виноват, накосячил... котельников 05.02.2010 23:55
Отв: Горе ума - в вечном и обреченном поиске понимания(tu)(tu)(tu) Сербедар из Себзевара 04.02.2010 12:28
Завидую Вам rvv 04.02.2010 12:54
Отв: а не Юдашкинг ли Скалозуб? Pirx 04.02.2010 15:49
Отв: а не Юдашкинг ли Скалозуб? Сербедар из Себзевара 04.02.2010 19:02
Пара замечаний котельников 04.02.2010 20:08
Спасибо(tu) vmizh 04.02.2010 20:22
про Платона котельников 04.02.2010 20:31
И Вы правы vmizh 04.02.2010 20:38
Чацкий как образец целомудрия котельников 04.02.2010 21:21
Веселое доброе утро(tu) котельников 04.02.2010 21:27
Отв: Веселое доброе утро ilyas xan 04.02.2010 22:33
кстати, да котельников 04.02.2010 23:09
Молчалин котельников 04.02.2010 21:33
а не Юдашкинг ли Скалозуб?(tu) котельников 04.02.2010 21:46
Отв: а не Юдашкинг ли Скалозуб? ilyas xan 04.02.2010 22:36
В продолжение Сербедар из Себзевара 05.02.2010 00:48
Чацкий на новом взлете? котельников 05.02.2010 05:12
дык, я и говорю котельников 05.02.2010 13:14
Пушкин об уме в пьесе(tu)(tu) котельников 07.02.2010 21:09
Отв: Пушкин об уме в пьесе rvv 08.02.2010 08:26
нелинейные эффекты 2-го порядка котельников 08.02.2010 09:35
Отв: нелинейные эффекты 2-го порядка rvv 08.02.2010 09:45
Главный герой (ленгвиздика) котельников 08.02.2010 10:14
Отв: Главный герой (ленгвиздика) rvv 08.02.2010 10:21
Вашу версию, котельников 08.02.2010 10:30
Хм... котельников 08.02.2010 10:26
Отв: Хм... rvv 08.02.2010 11:14
Грибоедов о сюжете ГоУ котельников 08.02.2010 21:59
Отв: Грибоедов о сюжете ГоУ allem 09.02.2010 01:33
Отв: Ещё один взгляд(tu) ilyas xan 18.02.2010 00:15
Любопытно rvv 18.02.2010 08:06


Ваше имя: 
Ваш email: 
Тема: 
Smileys
...
(loading smileys)
Незарегистрированный пользователь должен ввести код, чтобы публиковать сообщение. Действителен только последний показанный код.
Введите код:  Картинка
В онлайне
SalvadoR
Гости: 93

This forum powered by Phorum.

Large Visitor Globe