edgeways.ru
Список форумов
Салон (архив)
Беседы о прекрасном - во всех его проявлениях. 
Постмодерн Запада.
Пользователь: Око (IP-адрес скрыт)
Дата: 20, August, 2009 16:21

[kitezh.onego.ru]

"...О "постмодерне" написаны горы литературы, и даже определение этого феномена вызывает бесконечные споры.3.1 Между тем его сущность крайне проста и очевидна, он был предсказан и объяснен культурологами (в частности, Шпенглером и Тойнби) еще до того, как появился на свет. Постмодерн - это фаза старения и умирания культуры, это переход от живой "культуры" к мертвой "цивилизации". Духовно, как живой организм, культура уже погибла, но физически, как механизм, по инерции еще продолжает существовать, и даже сохраняет видимость процветания, поскольку ее социальные, экономические, политические институты все еще функционируют, и именно на этой стадии окупают усилия, которые когда-то были вложены в их создание...

...Для того, чтобы понять сущность постмодерна, нужно просто четко осознать, что постмодерн - целиком западное явление, что это фаза развития именно западной культуры, начало процесса ее саморазрушения. Ко всем остальным культурам, к человеческой культуре в целом, он имеет отношение лишь постольку, поскольку в предшествующие эпохи они подверглись псевдоморфозу и несут на себе отпечаток Запада. По сути своей - это не этап развития человеческой культуры как целого, а культурная логика позднего Запада.3.2

Утрата смысла - так наиболее просто и лаконично можно определить философию эпохи "постмодерна", - утрата не какого-то конкретного смысла, но осмысленности как таковой. Там, где человек прошлых эпох видел единство смысла, осмысленную целостность, человек постмодерна видит только голое насилие, искусственное навязывание целостности. Смысл целого держится на иерархии частей, на гармоничном упорядочении отдельных смысловых фрагментов. Человек прежних эпох умел видеть этот смысл, то есть умел почувствовать оправданность иерархии смысловых фрагментов, верил в предустановленную гармонию целого и частей. Человек постмодерна видеть смысл разучился - эта иерархия стала для него искусственной и насильственной. Нормой для него является "нон-селекция" и "нон-иерархия", то есть демократия обломков, принципиальный отказ от их упорядочения в целое. За всяким целостным творением и событием человек постмодерна видит только голую волю к власти, манипуляцию и искусственное конструирование. Смысл целого рассыпается для него на сумму отдельных смысловых фрагментов, суверенных атомов, которые сами по себе не стремятся упорядочиваться в целое, а наоборот, противоречат друг другу, отрицают друг друга, - а значит, и то целое, частями которого являются.

Это происходит во всех без исключения сферах западной культуры, затронутых постмодерном, - будь то политика, общественная жизнь, искусство, литература, философия, наука. Иерархия смысла повсюду расползается в винегрет, наступает состояние тотальной шизофрении, онтологический анархизм. Социальные, экономические, политические, научные институты, унаследованные от эпохи модерна, живут в основном по инерции, и постепенно теряют движущий импульс, который был заложен в них в момент основания.

Философы постмодерна (Бодрийар, Делез, Деррида, Лиотар, Фуко, Хайдеггер) занимаются "деконструкцией" двухтысячелетнего философского наследия, доказывая условность и искусственный, "насильственный" характер основных категорий западной рациональности. Исчезла вера в существование каких-то общих принципов и законов, которые управляют этим миром; исчезло доверие к самому человеческому разуму. Еще вчера четкие и очевидные для всех рамки понятий, выработанных столетиями предшествующего развития мысли, превращаются в вязкий туман, который скорее запутывает, чем что-то проясняет. Логические категории теряют свою строгость и начинают наплывать друг на друга. Становится непонятно не только где истина, а где ложь, но и сами категории лжи и истины, которыми когда-то гордился здравый человеческий рассудок, теряют свой смысл.

Показательны и перемены в искусстве - от архитектуры и литературы до музыки и кинематографа, где наступает господство такой формы, как "пастиш", - лучшим переводом этого слова на русский язык как раз и будет "винегрет." Искусство постмодерна выглядит как беспорядочное нагромождение вырванных из контекста стилистически разнородных фрагментов. Иногда в этом видят какой-то смысл, - например, разновидность пародии. Но там, где пастиш перерастает в пародию - это еще пережиток прошлого, последние остатки модерна. Пастиш нельзя путать с пародией, - пародия имеет глубину, некую изнанку, намек, - она осмыслена, она знает, над чем смеется, она вполне сознательно вкладывает в смех некоторый смысл.3.3 Этот смысл связывает пародию, и придает ее целостность. Пастиш, напротив, это чистая поверхность, за ним не прячется никакого намека: никакого желания донести скрытый смысл он в себе не содержит, - он просто запускает игру свободных ассоциаций. Это высказывание без желания что-то выразить, без желания сказать что-то осмысленное, это принципиальный отказ от утверждения или отрицания. Это жест погибающей культуры, старческая мудрость которой заставляет ее молчать. Эта культура впадает в маразм, гордый многоэтажный небоскреб рушится, остается только поле, усеянное обломками, по которому ходят одичавшие потомки и выкладывают из найденных камушков замысловатые узоры на плоскости. Узоры, в которых нет никакого смысла - и именно поэтому можно увидеть любой смысл.

Чтобы проникнуться этой "постмодернистской ментальностью", нужно понять, что из этого мира исчезла глубина, осталась голая поверхность. Постмодернизм не признает глубины. Философией постмодерна отрицается сам дуализм сущности и явления, знака и значения, означаемого и означающего, который когда-то имел глубокий смысл. Раньше - и в теоретической сфере, и в сфере здравого смысла, - за множеством феноменов подразумевалось наличие единой сущности, или единой воли, которая через них является в мир, которая их упорядочивает и объясняет. Объяснить что-либо значило свести явление к его сущности, знак - к его значению. Теперь в мире идей и эстетических конструкций произошел своего рода демократический переворот: поиск сущности утратил свое значение, "явления", феномены обрели самостоятельность и свободу, и научились обходиться без смысла, который придавала им сущность. Сегодня "объяснение" выливается в бесконечную манипуляцию знаками, обрывками фраз и мыслей, в замкнутый круг интерпретаций, которые ничего не объясняют, а только бесконечно ссылаются друг на друга.

Постмодернизм - это полное крушение культурной логики Запада и западной рациональности, в том виде, в каком она сложилась во времена Декарта. И в этом нет ничего неожиданного. Любая логика, сколь бы рациональной она ни казалась со стороны, держится на иррациональной вере, в ее источнике лежит целиком иррациональный импульс. Любая логика в своем последнем основании - это Воля, Воля к власти, Воля к упорядочению мира. Если Воля надломлена, если Воля ушла, все, что она скрепляла и собирала вместе, рассыпается в первозданный хаос. А все, что еще не рассыпалось, все точки, где Воля чисто по инерции еще пребывает, человеку, уже потерявшему эту Волю в себе, кажутся бессмысленным насилием, голым произволом. Раньше, когда культура была живой, человек имел ту же самую Волю, которую его культура вкладывала в преображаемый ею мир, в логические конструкции и социальные институты. Человек не замечал этого насилия и произвола, потому что это было его насилие, и его произвол, - и в нем, и в этой логике, и в этих институтах действовала одна и та же Воля. Воля Запада.

Эту ситуацию хорошо проясняет аналогия с Третьим Рейхом. Когда Третий Рейх был живой, большинству немцев он казался Царством Добра с кисельными берегами, естественным творением немецкого народного духа. Они не видели в Рейхе насилия - они видели в нем только самих себя, отражение своих воль и своих желаний. Потом, когда эту волю сломили, когда ее выбили у немцев из головы, она стала для них чужой волей, они начали вспоминать о Рейхе со страхом и недоумением, видеть там лишь насилие и произвол. Вся Западная цивилизация и есть такой "третий рейх", который подошел к точке своего крушения, к точке, когда начинает распадаться одухотворявшая его Единая Воля.

Если понять эту простую мысль, все становится на свои места. Почему, например, из постмодернистской ментальности ушло понятие сущности? Понятие сущности не могло сохраниться на Западе на уровне логики именно потому, что Сущность ушла и на уровне онтологии. Логика Запада - это отражение его онтологии. Поздняя, полностью осуществившаяся культура действительно утрачивает свою Сущность, свою Волю, потому что эта Сущность, эта Воля полностью реализовалась, - вся, без остатка, перетекла в явление, в результат. Европейская культура выглядит сегодня как истощенная многочисленными родами мать-героиня.

Сущность, Воля юной, еще не умеющей выразить себя культуры, представляет собой бесформенный сгусток энергии, как бы чистое пламя, которое бушует в душе каждого человека этой культуры и пока не может найти выход. Эта Сущность, эта Воля пока скрыта от постороннего взгляда, и именно поэтому имеет смысл противопоставлять сущность - явлению, знак - значению. Ибо явление еще не вмещает в себя сущность всю целиком, а знак пока - всего лишь указатель, который указывает на то, что есть, но еще не явлено. Напротив, старая, полностью исчерпавшая свою Сущность культура уже не нуждается ни в понятии "сущности" (как чего-то противоположного явлению), ни в понятии "значения" (как чего-то противоположного знаку). Ее Сущность, то есть ее Воля, без остатка материализовалась в ее технике, науке, искусстве, в ее социальных институтах, в знаковых системах, на которые они опираются. Некогда живая и неявленная, Сущность, Воля культуры окостенела в реально существующем, но мертвом, бездушном механизме.

"Феномен" теперь отсылает не к "сущности", а к другому феномену, с которым он связан в рамках функционирования этой машины, а "знак" отсылает не к "значению", а к другому знаку, с которым он связан в рамках системы коммуникации, координирующей работу этого муравейника. Смысл из этой системы ушел - остались только чисто механические связи "стимул-реакция", "кнут-пряник". Нет ничего странного в том, что сегодня западная цивилизация не только угнетаемым ею народам, но даже самим западным людям представляется мертвой, бездушной "Системой", врагом, с которым нужно бороться. "Постмодернизм" - это реакция отторжения фундаментальных ценностей Запада со стороны самого же западного человека, который сегодня не узнает себя в своей цивилизации, в своем собственном творении."


(tu): edge, SalvadoR, Pokrovsky, Lit, Медведев, sakt


Модератор:
20.08.2009 17:58  BAPBAP: Тема была перемещена в указанный форум.  (Политзанятия -> Салон)
Перейти: <>
Опции: ОтветитьЦитировать

Ваше имя: 
Ваш email: 
Тема: 
Smileys
...
(loading smileys)
Незарегистрированный пользователь должен ввести код, чтобы публиковать сообщение. Действителен только последний показанный код.
Введите код:  Картинка
В онлайне

Гости: 102

This forum powered by Phorum.

Large Visitor Globe