edgeways.ru
|
|
казаки и евреи Пользователь: LUPUS (IP-адрес скрыт) [Модератор] Дата: 04, July, 2012 12:01 В Новочеркасске сыновья доктора Сегаля были приняты в казаки и награждены земельным паем за участие в борьбе с большевиками. В Штабе Донской армии обер-офицером для поручений состоял ростовский еврей домовладелец Г.Л.Халиевский.
В феврале 1919 г. Донской войсковой Круг потребовал прекращения финансирования издания известного антисемита И.А.Родионова “Часовой” и издание было прекращено. Это было сделано несмотря на то, что И.А.Родионов был автором многочисленных статей, книг, прославлявших казачество, был казаком по происхождению. 7 марта 1919 г. Идейный погромщик В.М.Пуришкевич был выслан из Ростова-на-Дону за антисемитские призывы, угрожавшие “общественной безопасности”. 7 июня 1919 г. попытка офицеров Отряда особого назначения при Штабе Кавказской армии ограбить евреев на ростовском базаре была пресечена полусотней казаков и пулеметной командой по приказу генерал-губернатора П.Т.Семенова К сожалению, позитивный опыт Всевеликого Войска Донского не был использован на других территориях, контролируемых Белыми армиями (в особенности Добровольческой армией на Украине)... Согласно данным Первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. на территории Области Войска Донского проживало 15978 евреев (7852 мужчины и 8126 женщин) [1]. В “Еврейской энциклопедии” называется цифра 16077 человек, поскольку в это число были внесены и донские караимы, которых в казачьем крае проживало 99 человек (51 мужчина и 48 женщин) [2]. Если сравнить количество еврейского населения Области Войска Донского с другими казачьими областями (прежде всего соседними - Кубанской и Терской), то можно сделать вывод о преобладании “сынов народа Израилева” на Дону. На Кубани в кон. XIX в. проживало 2196 евреев, а на Тереке 6582 [3]. Cамыми крупными еврейскими общинами Области Войска Донского были ростовская и таганрогская. [forum.kazakia.info] Одесса мама, Ростов отец... Существует устоявшееся мнение о том, что казачество и евреи – непримиримые враги и антиподы, что во всей истории их взаимоотношений нет ничего, кроме вражды и противостояния. Однако всё не так просто... 1) Как казачество, так и еврейство – понятия гораздо более широкие, чем те, которые укоренились в обывательском сознании. Казаки – это не просто служилое сословие, еврейство – это не просто сионисты. (А кто думает, что это сионисты? Неужели есть ещё такие люди? Вот даже в Израиле живут суперрелигиозные антисионисты. – Р). 2) Как казачество, так и еврейство при всем внешнем единстве внутренне очень разнообразно. Поэтому в различных условиях сосуществования отношения строились по разному: от взаимного проникновения до совершенного антагонизма. 3) Слова «общеизвестно», «традиционно», «как принято считать» доказательствами реальности тех или иных фактов не являются. (B особенности док-вами не являются статьи из Википедии. )) – Р.) Сегодня казачество считают народом (А. Мартынов, Союз казаков России), резервом кадров для государственной и иной службы (П. Дейнекин, Главное управление по вопросам казачества Администрации Президента РФ). Существуют точки зрения на казачество как на образ жизни, исторически сложившуюся общность, определенную часть населения тех или иных регионов России. По сути, казачество только начинают изучать. Еврейство изучено гораздо лучше. Как утверждает Р. П. Шейндлин, евреи – это народ, некогда составлявший единую нацию с собственной территорией, языком и культурой. Несмотря на то, что много тысяч лет тому назад эти атрибуты нации были утеряны, потомки этого народа сохраняют ощущение своей национальной принадлежности, общего прошлого и общей судьбы. Евреи не объединены некоей особой системой вероисповедания, их культура настолько же многообразна, как и культуры, в которых они жили, но их чувство национальной принадлежности и их единство зиждутся на сознании общих истоков. Из этого следуют 2 вывода. Во-первых, как казачество, так и еврейство исторически очень мобильны, поэтому они никак не могли избежать соприкосновения друг с другом. Во-вторых, в различных исторических условиях это соприкосновение могло приобретать самые различные формы, но именно эти исторические события и являются наиболее запоминаемыми. Вот наиболее яркие элементы. Мнение первое. Евреев среди казаков никогда не было. Здесь следует четко ограничить нижний предел исследования: 1444, когда казаки как военная организация впервые упомянуты русскими летописями. Наибольшей силы казачьи военные организации достигли на границах земель Литовских и Московских к началу XVII в. К этому времени сформировались социальные группы казачьего населения, жившие на Дону и в низовьях Днепра, в Запорожье. Запорожские казаки евреев хорошо знали, о чем пишет самый известный исследователь запорожской казачьей истории Дмитрий Яворницкий. Цитируя польского историка Якова Собесского, отца короля Яна III, он отмечает, что « ... на Сечи можно было встретить всякие народности, чуть не со всего света выходцев: украинцев, поляков, литовцев, белоруссов, великоруссов, донцев, болгар, волохов, черногорцев, татар, турок, евреев,калмыков, грузин, немцев, французов, итальянцев, испанцев и англичан». Здесь же приводится рассказ казака Василия Перехриста о его происхождении: «Родился ... в польской области, губернии Чигиринской, в местечке Чигирине, от евреина Айзека, и в 1748, будучи там по купечеству войска запорожского низового козаком куреня Пластунивского Яковом Коваленком его Перехриста оттоль с Чигирина, с добровольного его в Сичь запорожскую желания привезено». Из этих фактов можно сделать 2 вывода. Первое: при отборе в казачество во времена его наивысшего расцвета основной упор делался на профессиональные качества, личное желание и стремление к данного рода деятельности. Особого внимания на национальность (если в те годы вообще существовало такое понятие) не обращалось. Однако вероисповедание в любом случае должно было быть христианским: до 1635 – православным или католическим, с 1635 – только православным. Мало того: если еврей, желавший покозачиться, выкрещивался, то возникавшие проблемы во взаимоотношениях с кагалом зачастую разрешались в пользу именно выкреста, причем на самом высоком уровне. Отец Ю. Мыцык (Национальный университет Киево-Могилянская академия) в своей статье «Евреи-казаки» приводит документы, сохранившиеся в Главном Архиве древних актов в Варшаве. Это письмо короля Речи Посполитой виленскому стольнику и берестейскому старосте Иерониму Ходкевичу. Король в самой категорической форме требует от стольника обеспечить беспрепятственный проезд казаку в Берестье за своим имуществом, а также приказывает выступить, если понадобится, на защиту казака перед притязаниями кагала. В той же статье упомянут достаточно влиятельный в казацкой старшине Ильяш Караимович – чье отчество говорит само за себя. В антипольских восстаниях времен Руины участвовал винницкий сотник Лейбенко, доктор-еврей вместе с гетманом Дорошенко ушел в московскую ссылку. Во времена Калнышевского (1770-е) на Сечи действовала еврейская торговая компания, которой руководили Уманские евреи Самуил Маркович, Нусим Нусимович и Хаим Беркович. В более позднее время исследователи отмечали значительное число казачьих фамилий, имевших явно еврейское происхождение: Юдины, Юдаевы, Халаевы, Нивроченки (??? – Р.), Мацуненки, Шабатные, Жидченковы, Шафаревичи, Маривчуки (??? – Р.). Многие еврейские роды вошли в казачество во времена становления Гетманщины, начиная с 1780-х и до времен гетмана Мазепы. Среди них – Боруховичи, Магеровские, Герцыки, Крыжановские, Марковичи, те же уже упоминавшиеся Перехристы. И второе: резкое противопоставление евреев и казаков, как якобы непримиримых антиподов, было действием искусственным, предпринятым (рискну добавить: и предпринимаемым) в конкретных политических интересах, в конкретных политических обстоятельствах и для конкретных политических группировок. Мне не удалось найти никаких данных относительно наличия евреев в Войске Донском в том же историческом периоде, что и в запорожском, однако это скорее от недостатка возможностей в изыскании информации. Именно поэтому нельзя говорить ни о присутствии евреев среди донцев, ни об их безусловном отсутствии. Однако астраханский исследователь В.Викторин сумел разыскать доказательную информацию по интересующей нас тематике. «Астраханский краевед А. А.Горшков, основываясь на данных Астраханского областного архива, приводит данные о приеме в начале 1900-х без крещения и в благодарность за проделанную работу евреев-музыкантов, создателей полковых оркестров. (Ну, еврей-музыкант – святое дело! – Р.)Прецедент имел продолжение: в Великую Отечественную войну в воссозданной казачьей коннице генерала Доватора служили призванные из Астраханской области прекрасные кавалеристы, тоже евреи, которые до сих пор прекрасно владеют конем, шашкой, и считают, что право носить казачью форму заслужили собственной кровью на поле брани». (Так что шуточки МЗ насчёт есаула Рабиновича – не такие уж и шуточки... – Р.)Наконец, краткий энциклопедический справочник «Приморский край» отмечает: «Циммерман Иван Иннокентьевич – известный общественный деятель города Владивостока в начале XX в. Происходил из казаков Забайкальского войска» [forum.kazakia.info] : Andrew VK |