edgeways.ru
Список форумов
Полигон (архив)
Обсуждение вопросов эволюционного обществознания 
Триумф Воли. Атомная теория всемогущества Аллаха
Пользователь: Али Бей (IP-адрес скрыт)
Дата: 05, January, 2013 18:12

Триумф Воли. Атомная теория всемогущества Аллаха

Последствия волюнтаристского взгляда на природу и жизнь монументальны. Если вселенная существует просто в качестве череды чудес, она не может быть познана разумом. В волюнтаристском исламском видении мира не существует естественных причин. Результат – реальность становится непонимаемой, и явления – неразличимыми, потому что в них отсутствует внутренняя логика.

Ашаритская доктрина превратился в теологическую основу ислама, особо подчеркивавшую в откровении Мухаммеда два атрибута Бога – его Волю и его всемогущество. “Аллах творит, что пожелает ( Коран, сура 14:27). Природа Господа есть его воля. Все монотеистические религии придерживаются этой концепции – для того, чтобы быть единственным, Бог должен быть всемогущим. Но ашариты концентрировались исключительно на его неограниченном могуществе, противопоставляя его разуму. “Причины”, двигающие Богом человеку неведомы и непознаваемы. Его слова достаточно для сотворения или уничтожения, через его слово которое есть воля, а не выражение его разума (Логос). И потому, в сотворенном не отпечатывается его разум. Творение не может отражать то, чего в нем нет. Результат- во Вселенную не вложен рациональный порядок, на который возможно опереться. То что есть вместо этого – ежесекундная манифестация Божьей Воли.

Бог настолько могущественен, что всякая доля секунды – эквивалент чуда. Ничто не может вмешаться в этот миропорядок, ничто не может существовать самостоятельно, или вести полуавтономный образ жизни. В философии подобное воззрение называется “волюнтаризм” Его адепты отрицают существование вторичных причин, и считают что Бог первичен в любом проявлении реальности. Причинности не существует. Потому, то, что может показаться “естественными законами” – притяжения, физики и т.п. – на самом деле – не более, чем “привычки” или “обычаи” Бога, и он располагает полной свободой разрушить или изменить их в любой момент.

Через 150 лет после смерти Ашари, один из его последователей, аль-Газали, объяснял: “Природа полностью подчинена Богу. Она неспособна действовать самостоятельно, и она есть лишь инструмент в руках Творца: солнце, луна, звезды и элементы подчинены Богу и не в состоянии произвести что-нибудь сами. В этом мире ничто не может действовать спонтанно и отдельно от Бога”.

Можно было бы сказать, что в таком мире все случается в результате сверх естественных причин, но слово сверх естественное становится бессмысленным, поскольку в этом мире не может существовать естественное.
Чудеса, и то, что мы рассматриваем в качестве естественного порядка природы, находятся на одном уровне. Для мусульманского теолога все обычное чудесно и все чудеса естественны. Другими словами, любое “естественное” событие есть плод божественного вмешательства. Ели это так, то попытки объяснения природных феноменов превращаются в форму отсутствия набожности, если не богохульства.

Последствия этого волюнтаристского взгляда на природу и жизнь монументальны. Если вселенная существует просто в качестве череды чудес, она не может быть познана разумом. Другие религии, в том числе, христианство, признают чудо – но именно в качестве чуда – временных и экстраординарных приостановлений действия природных законов. Это – то, что делает их чудесами. Можно раскрыть чудо лишь после того, как исчерпаны все возможные объяснения естественных причин. В волюнтаристском исламском мышлении, однако, не существует естественных причин, от которых можно было бы отказаться. Результат – реальность становится непонимаемой, и явления – неразличимыми, потому что в них отсутствует внутренняя логика.

Абдул Хэй описывает это так: “Бог совершенно свободен в своих действиях, и не связан никакими рациональными целями. Он не действует теологически, ибо если бы он действовал теологически, его акции направлялись бы чем то иным, нежели он сам, и он не смог бы оставаться абсолютно свободным. В разуме Бога нет определенной цели. Внешняя цель наложила бы на него ограничители. Из этого анти-теологического взгляда следует, что акции Бога не обязаны улучшать жизнь его творений. Он делает, что пожелает. Чистая воля не имеет иной цели, кроме неограниченного изъявления самой себя. Сама по себе она бесцельна и непредсказуема”.

Если Господь – чистая воля, он совершенно непознаваем. В доктрине танзих, описывается совершенное превосходство Бога и его абсолютную несравненность. Никакой связи между ним и его творением не существует. Дистанция между бесконечным и конечным неизмерима. Это – вторая часть ханаблито-ашаритской формулы: Била кайфа вала ташбих (не спрашивая как и не делая сравнений). Сравнение между Богом и человеком не может быть сделано, потому что человек не сотворен по его образу и подобию.

Прямым следствием непознаваемости реальности является непознаваемость Бога. Если мир не может быть познан разумом, как может быть познан его Творец? Какова будет точка доступа? Бог непонятен сам себе, потому что у чистой воли нет разума. Бог не познан потому что он непознаваем. Аллах открывает в Коране не самого себя, но лишь набор своих правил для человека. Фазлур Рахман констатирует: “Теология воли превращает в анафему поиск рациональных значений и решений. Искать цели и средства не только бессмысленно, но есть также и серьезное неповиновение Ему. Таким образом, теология монополизировала всю область метафизики, и не позволяет чистому мышлению рационально исследовать природу вселенной и человека”.

Аш-Ашари создал развернутую метафизику, которая должна была поддержать его волюнтаристскую теологию. Эта метафизика, в свою очередь, имела далеко идущие последствия для причинности, эпистемологии и человеческой свободы.

Ашари использовал для этого раннюю греческую философию атомов. Если греки и римляне (Лукрециус) использовали атомизм как основание материалистической философии, Ашари использовал ее с совершенно противоположной целью. Лукрециус пытался продемонстрировать, что божественного вмешательства не может быть в мире, где вещи движутся “не в соответствии с неким планом всевышнего”, но хаотически. Ашари доказывал абсолютную противоположность: все зависит исключительно от Божьей Воли. Ему это удалось потому, что в качестве правоверного мусульманина он верил в то, что материя была создана из ничего , ex nihilo. Господь конфигурирует эти атомы в любой данный момент времени и делает вещи тем, что они есть. Британский аналитик Мэлиз Рузвен описывает атомную теорию Аллаха ашаритов: “Ашариты рационализировали всемогущество Бога внутри атомной теории творения, согласно которой мир был создан в различных точках пространства и времени, единственная связь между которыми есть Воля Божья, которая воссоздает их в каждый момент”. Например, вы видите растение. Останется ли оно растением в те секунды, пока вы читаете эти строки потому, что такова его природа, или потому, что Аллах желает, чтобы оно продолжило оставаться растением от одной точки во времени к следующей? Ашариты считают что растение – моментально, и оно остается растением только благодаря воле Аллаха. Полагать иначе – ширк (форма политеизма, ассоциация всемогущества Аллаха с кем-то другим)”.

Для того, чтобы осознать насколько радикальна ашаритская метафизика, следует рассмотреть несколько примеров.

Пакистанский ученый Первез Худбхой пишет: “Они говорят: даже набирающая скорость стрела может достичь или не достичь цели, потому что на протяжении ее полета в каждый момент времени Бог разрушает и заново создает мир. Где будет стрела в следующий момент времени, опираясь на знание того, где она была в момент предыдущий, предсказать невозможно, потому что только Бог знает, как будет воссоздан мир”.

Движение иллюзорно. Вещи не изменяют сами себя. Тело только делает вид, что движется. То что происходит на самом деле – это аннигиляция атомов тела в одной позиции и их воссоздание в другой. Объект аннигилируется совершенно и воссоздается заново в следующий момент времени – и так возникает иллюзий движения, благодаря серии последовательных аннигиляций и воссозданий. У объектов нет прошлого и будущего. Они существуют только сейчас.

Последовательность аннигиляций и воссозданий применяется не только к движению, но и к другим атрибутам объектов. Мы не красим платье в красный цвет, мы лишь верим в то, что мы его красим. На деле, Бог делает красный свойством платья, и последовательно воссоздает это качество, секунду за секундой.

Дункан Макдональдс суммирует: “Эти время-атомы, если подобное выражение будет позволено, равны в своей непротяженности и находятся в абсолютной пустоте – времени. Также как пространство – последовательность несоприкасающихся атомов, время – последовательность несоприкасающихся мгновений, которые дергаются в направлении друг друга вместе с движением стрелки часов. Время, таким образом, зернисто и может существовать только в связи с изменением. Подобные монады отличаются от монад Лейбница, поскольку не имеют никакой собственной природы и возможности развития по неким предопределенным линиям. Мусульманские монады существуют и перестают существовать каждый данный момент времени. Все изменение в мире – от их входа в существование и их немедленного из него выхода, а не благодаря тому, что они изменяются сами”.

Маджид Факхри объясняет дальше: “Мир, который они определяют как все, что не является Богом, сооружен их атомов и инцидентов (арад). Не может существовать двух арад одновременно, но они создаются и уничтожаются Аллахом постоянно, согласно его воле”.

Аль-Бакилани , ученик Ашари (10-й век) пишет: “Инцидент есть субстанция, протяженность которой во времени невозможна и который перестает существовать в момент его создания. Также атомы (джуз), в которых случаются инциденты постоянно воссоздаются Богом и могут продолжаться исключительно благодаря протяженности , в которой Бог создает их. Но также как инциденты, атомы разрушаются, и весь этот мир инцидентов и атомов находится в состоянии постоянного разрушения и генерации”. Для аль-Бакилини атомная непротяженность сотворенных вещей сама по себе является доказательством абсолютного превосходства и всемогущества Аллаха, в качестве единственного возможного агента. Если творение есть лишь группа независимых атомов, свободно болтающихся в пространстве, то лишь Аллах может превратить их в то, что они есть в любой данный момент времени. Аль-Бакилани зашел далеко и утверждал, что вышеописанная концепция атомов “сосуществовала вместе с Кораном вместе на небесах”. Данные суждения аль-Бакилани имели настолько серьезное влияние, что исламский мыслитель 13-го века ибн Таймийя (икона современных исламистов) назвал его “лучшим из ашаритских теологов, с которым нельзя сравнить ни одного из его предшественников и ни одного из его последователей”.

По материалам: Robert Reilly. The Closing of the Muslim Mind How Intellectual Suicide Created the Modern Islamist Crisis. 2010

Перейти: <>
Опции: ОтветитьЦитировать

Тема Написано Дата
Как закрылся мусульманский разум. Очерки истории интеллек... Али Бей 05.01.2013 17:38
Очерки истории интеллектуального суицида 2 Али Бей 05.01.2013 18:08
Триумф Воли. Атомная теория всемогущества Аллаха Али Бей 05.01.2013 18:12
это интересная мысль UA 07.01.2013 20:49
Отв: это интересная мысль ilyas xan 07.01.2013 22:28
марковские цепи АнТюр 07.01.2013 22:54
перерисовывается-пересоздается Александр 11.01.2013 16:55
я думаю UA 11.01.2013 17:22
Потеря Причинности Али Бей 05.01.2013 18:22
Отв: Потеря Причинности АнТюр 05.01.2013 19:31
Отв: Потеря Причинности(tu) Али Бей 05.01.2013 20:04
Это что за методика? АнТюр 05.01.2013 20:19
Отв: Это что за методика? Али Бей 05.01.2013 20:45
Отв: Это что за методика? АнТюр 05.01.2013 21:21
Отв: Это что за методика? ilyas xan 06.01.2013 03:16
Отв: Это что за методика? АнТюр 06.01.2013 09:18
Отв: Это что за методика? ilyas xan 06.01.2013 13:42
Отв: Это что за методика? АнТюр 06.01.2013 14:07
Отв: Это что за методика? ilyas xan 06.01.2013 18:04
Кардинальная методическая ошибка АнТюр 05.01.2013 19:07
Отв: Кардинальная методическая ошибка sult 07.01.2013 01:04
Датирование мутазелитов АнТюр 07.01.2013 12:31
Отв: Датирование мутазелитов ilyas xan 07.01.2013 14:11
Полушутя-полувсерьёз(tu)(tu)(tu) Али Бей 06.01.2013 14:46
Отв: Полушутя-полувсерьёз АнТюр 06.01.2013 15:12
Отв: Полушутя-полувсерьёз Али Бей 06.01.2013 16:39
Отв: Полушутя-полувсерьёз АнТюр 06.01.2013 16:57
Отв: Полушутя-полувсерьёз sult 13.01.2013 00:20
Отв: Полушутя-полувсерьёз Али Бей 14.01.2013 18:20
Отв: Полушутя-полувсерьёз sult 15.01.2013 21:50
Отв: Полушутя-полувсерьёз Али Бей 15.01.2013 22:25
Отв: Полушутя-полувсерьёз sult 16.01.2013 00:55
Отв: Полушутя-полувсерьёз Али Бей 21.01.2013 23:05
Отв: Полушутя-полувсерьёз ilyas xan 22.01.2013 08:08
Отв: Полушутя-полувсерьёз Али Бей 22.01.2013 18:36
Отв: Полушутя-полувсерьёз ilyas xan 22.01.2013 23:47
Гомоислам Али Бей 08.01.2013 15:05
Отв: Гомоислам АнТюр 08.01.2013 15:44
Отв: Гомоислам Али Бей 08.01.2013 16:28
случаи педерастии имееют место .. в татарских кварталах Александр 11.01.2013 17:02


Ваше имя: 
Ваш email: 
Тема: 
Smileys
...
(loading smileys)
Незарегистрированный пользователь должен ввести код, чтобы публиковать сообщение. Действителен только последний показанный код.
Введите код:  Картинка
В онлайне

Гости: 49

This forum powered by Phorum.

Large Visitor Globe