Форум
Список форумов
Полигон (архив)
Обсуждение вопросов эволюционного обществознания 
Как закрылся мусульманский разум. Очерки истории интеллектуального суицида
Пользователь: Али Бей (IP-адрес скрыт)
Дата: 05, January, 2013 17:38

Как закрылся мусульманский разум. Очерки истории интеллектуального суицида




Существует два способа закрыть разум. Первый – отрицание разумной возможности познания чего бы то ни было. Второй – отрицать реальность как нечто, что познать невозможно. Разум не может познать, или ничто не может быть познано. Каждого подхода достаточно для того, чтобы сделать реальность нерелевантной. В суннитском исламе, оба подхода были взяты на вооружение

Название этой книги может показаться возмутительным – оно обвиняет целую цивилизацию в том, что она ментально закрылась, забыла о разуме и философии. Я, тем не менее, не подразумеваю, что закрылся разум каждого отдельного мусульманина, и я не утверждаю, что не существует открытых внешним влияниям вариаций ислама. Тем не менее, я верю в то, что суннитский мэйнстрим, выражающий принципы веры большинства, закрыл двери в реальность, и закрыл эти двери абсолютно. Свидетельств погружения в нереальность, к несчастью, более чем достаточно, и их в обилии предлагают сами мусульмане. Это отсечение от реальности в особенности верно в отношении специфического течения суннитского ислама, ашаритской школы, которая доминирует на арабском Ближнем Востоке ( присутствие которой весьма ощутимо в Пакистане и Южной Азии).

Великий мусульманский ученый 20-го века Фазлур Рахман сказал: “Люди, лишающие себя философии намеренно подвергают себя умственному истощению, основанному на невозможности приятия свежих идей, и совершают интеллектуальный суицид”.

Эта книга детально описывает ужасающие последствия исламского интеллектуального суицида, а также возможности повторного открытия мусульманского разума – события, у которого будет множество последствий как для Запада, так и для самого исламского мира.

Интеллектуальный суицид произошел в момент деэллинизации ислама. Это случимлось в девятом веке, после того, как определенная идея Бога в исламе приняла окончательную форму. Борьба за определение места разума повлекла абсолютное несогласие в том, кто такой Бог. Каждая сторона в споре имела специфические предварительные представления о том, кем должен быть Бог, подтверждая это определенными цитатами или толкованием Корана. На одной стороне был Бог – Воля и Власть, на другой – Бог – Справедливость и Рациональность. Вопрос стоял так: Как разум должен отнестись к Божьему откровению? Может ли разум занять какую-то позицию в отношении этого откровения, или же разум остается за рамками откровения? И, возможно, более важно, может ли разум познать истину?

Мухаммед не был теологом. Это было задачей его последователей развить концепцию Бога, которая содержится, и прямо, и косвенно, в Коране. Они делали это в соответствии с различными нуждами, возникавшими внутри ислама, и, также, в качестве реакции на идеи и религии покоренных исламом цивилизаций. Каждая монотеистическая религия сталкивается с подобным вызовом. Наша задача – показать, как эти извечные проблемы были решены суннитским исламом, и как результат решительно повлиял на ту форму, которую сегодня имеет мусульманское общество.

Существует два способа закрыть разум. Первый – отрицание разумной возможности познания чего бы то ни было. Второй – отрицать реальность как нечто, что познать невозможно. Разум не может познать, или ничто не может быть познано. Каждого подхода достаточно для того, чтобы сделать реальность нерелевантной. В суннитском исламе, оба подхода были взяты на вооружение ашаритской школой. Вследствие этого, между человеческим разумом и реальностью, и, более важно, между человеческим разумом и концепцией Бога открылась трещина. Фатальное разъединение Творца и разума его творения – главный источник бесчисленных бед суннитского ислама. Это раздвоение, происходящее не из Корана, но из ранней исламской теологии, в конечном итоге привело к закрытию исламского разума.

Коран сам по себе не отрицает причинно-следственную связь, несмотря на то, что Коран объясняет большинство событий в качестве прямого исполнения воли Аллаха. Но, конце концов, Ветхий Завет рассказывает свою историю с тем же ударением на действия Бога, что не мешает христианам и евреям верить в причинно-следственную связь. Ашаритская теология, в том виде как она развилась в 9-12 веках, превращает это в проблему для современного ислама, из-за, того, что, грубо говоря, отрицание причинности превратилось в суннитскую догму и стало частью арабской культуры.

Закрытие исламского разума создало современный кризис и исламистский терроризм является лишь одной из его манифестаций. Проблема, однако, гораздо шире и глубже. Она включает в себя потерю исламом науки и перспективы самостоятельного развития демократического конституционного правительства. Это ключ к таким головоломкам, как ответы на следующие вопросы: почему арабский мир находится в нижних строках практически всех рейтингов человеческого развития, почему научное исследование в нем угасает, почему в Испании за год переводят за год больше книг, чем во всем арабском мире за последние тысячу лет, почему в Саудовской Аравии не верят в то, что человек высаживался на Луну, и почему мусульманская пресса называет природные бедствия, вроде урагана Катарина, возмездием Аллаха. Без понимания этой истории невозможно понять то, что происходит в мусульманском мире сейчас, и нельзя увидеть потенциальных тропинок возрождения. Это также поможет ответить на следующие вопросы: являются ли идеи, вдохновлявшие террористов 9/11, убийц в Лондоне, Мадриде и Мумбаи чем то новым, или лишь возрождением прошлого? Сколько в них ислама и сколько в них исламизма? Является ли исламизм деформацией, искажением ислама? Если это так, откуда пришла подобная деформация и почему ислам восприимчив к подобному роду деформациям?

Эта книга основана , главным образом, на цитировании первоисточников. Для тех, кто не знаком с исламской теологией это –шокирующий материал. Радикальный волюнтаризм (Бог, как абсолютная воля) и окказионализм (отсутствие причины и результата в естественном порядке вещей) которыми отличается суннитский ислам, невозможно найти в творениях западных философов после 18-го века и трактатов Дэвида Юма.

Для слишком многих в исламском мире реальность превратилась в неприемлемую из-за работ забытых теологов 9-12 веков. Причины этого необходимо уяснить, с тем, чтобы не питать беспочвенных надежд, и найти правильную тропу выздоровления. Многие мусульмане осознали это. В “Открытии заново мусульманского разума” лидирующий индийский реформист Рашид Шаз пишет: “Те, кто хочет начать все сначала, должны сначала принять фундаментальный факт – традиционный способ мышления ведет в никуда. Новый мусульманский разум – это минимум, с которого необходимо начинать. Без реактивации наших мозгов мы даже не сможем осознать природу и масштаб наших проблем”

Краткий перевод предисловия к книге Robert Reilly. The Closing of the Muslim Mind How Intellectual Suicide Created the Modern Islamist Crisis. 2010

Перейти: <>
Опции: ОтветитьЦитировать

Тема Написано Дата
Как закрылся мусульманский разум. Очерки истории интеллек... Али Бей 05.01.2013 17:38
Очерки истории интеллектуального суицида 2 Али Бей 05.01.2013 18:08
Триумф Воли. Атомная теория всемогущества Аллаха Али Бей 05.01.2013 18:12
это интересная мысль UA 07.01.2013 20:49
Отв: это интересная мысль ilyas xan 07.01.2013 22:28
марковские цепи АнТюр 07.01.2013 22:54
перерисовывается-пересоздается Александр 11.01.2013 16:55
я думаю UA 11.01.2013 17:22
Потеря Причинности Али Бей 05.01.2013 18:22
Отв: Потеря Причинности АнТюр 05.01.2013 19:31
Отв: Потеря Причинности(tu) Али Бей 05.01.2013 20:04
Это что за методика? АнТюр 05.01.2013 20:19
Отв: Это что за методика? Али Бей 05.01.2013 20:45
Отв: Это что за методика? АнТюр 05.01.2013 21:21
Отв: Это что за методика? ilyas xan 06.01.2013 03:16
Отв: Это что за методика? АнТюр 06.01.2013 09:18
Отв: Это что за методика? ilyas xan 06.01.2013 13:42
Отв: Это что за методика? АнТюр 06.01.2013 14:07
Отв: Это что за методика? ilyas xan 06.01.2013 18:04
Кардинальная методическая ошибка АнТюр 05.01.2013 19:07
Отв: Кардинальная методическая ошибка sult 07.01.2013 01:04
Датирование мутазелитов АнТюр 07.01.2013 12:31
Отв: Датирование мутазелитов ilyas xan 07.01.2013 14:11
Полушутя-полувсерьёз(tu)(tu)(tu) Али Бей 06.01.2013 14:46
Отв: Полушутя-полувсерьёз АнТюр 06.01.2013 15:12
Отв: Полушутя-полувсерьёз Али Бей 06.01.2013 16:39
Отв: Полушутя-полувсерьёз АнТюр 06.01.2013 16:57
Отв: Полушутя-полувсерьёз sult 13.01.2013 00:20
Отв: Полушутя-полувсерьёз Али Бей 14.01.2013 18:20
Отв: Полушутя-полувсерьёз sult 15.01.2013 21:50
Отв: Полушутя-полувсерьёз Али Бей 15.01.2013 22:25
Отв: Полушутя-полувсерьёз sult 16.01.2013 00:55
Отв: Полушутя-полувсерьёз Али Бей 21.01.2013 23:05
Отв: Полушутя-полувсерьёз ilyas xan 22.01.2013 08:08
Отв: Полушутя-полувсерьёз Али Бей 22.01.2013 18:36
Отв: Полушутя-полувсерьёз ilyas xan 22.01.2013 23:47
Гомоислам Али Бей 08.01.2013 15:05
Отв: Гомоислам АнТюр 08.01.2013 15:44
Отв: Гомоислам Али Бей 08.01.2013 16:28
случаи педерастии имееют место .. в татарских кварталах Александр 11.01.2013 17:02


Этот форум в режиме 'только для чтения'. Это временно. Заходите позже.
В онлайне

Гости: 30

This forum powered by Phorum.

Large Visitor Globe