edgeways.ru
Список форумов
Полигон (архив)
Обсуждение вопросов эволюционного обществознания 
Жизнь будущих мертвецов. О разнице между их апокалипсисом и нашим
Пользователь: Али Бей (IP-адрес скрыт)
Дата: 28, July, 2012 18:53

Жизнь будущих мертвецов. О разнице между их апокалипсисом и нашим
Роман Носиков
[www.odnako.org]
Юрист, публицист. Родился в Москве в 1976 году. Автор блога roman-n.livejournal.com
27 июля 2012


Коллега Чаусов на днях совершенно точно отметил странную популярность жанра "скучного апокалипсиса" в современном западном кино.

За последнее время вышло сразу несколько фильмов этого печального и безнадежного жанра: "Меланхолия" Ларса фон Триера, "4,44" Абеля Ферары и "Ищу друга на конец света" Лорен Скафария.

Вот примерные содержания картин.

"Меланхолия": Свадебная вечеринка оборачивается катастрофой вселенского масштаба: обнаруживается, что на Землю надвигается планета под названием Меланхолия. С каждым часом она все ближе, и шансов на выживание у человечества все меньше… (Кинопоиск)

"4,44": Ученые объявили последний день на Земле, но он оказался похож если и не на обычную пятницу, то на последние часы рождественского вечера, когда уже прекратилась подарочная лихорадка, все сидят по домам с родными и близкими, редкие прохожие и машины спешат к своим. Сиско (Уиллем Дефо) и Скай (Шенин Ли) готовятся встретить опустошение планеты в квартире на Манхэттене – смотрят новости, записи интервью с далай-ламой и лекций экологического пророка Альберта Гора, в последний раз занимаются сексом, медитируют; Скай пишет картину, Сиско пытается дозвониться дочери...

Ведущий новостей в последний раз прощается со зрителями, разносчик приносит последние коробки с китайской лапшой, с крыши соседнего дома шагает мужчина. (Газета.Ру)

"Ищу друга на конец света": Индейцы майя были правы: дни нашей планеты сочтены. Астероид с нежным именем Матильда, несущийся на полной скорости к Земле, остановить уже не удастся, всему живому на планете осталось всего лишь три недели. Разумеется, каждый реагирует на невеселую новость по-своему: кто-то, вооружившись арматурой и бейсбольной битой, идет громить магазины и жилые кварталы, кто-то устраивает масштабные оргии, кто-то спешит расстаться с жизнью, не дожидаясь остальных. (Газета.Ру)

Метеорит или планета с нежным названием, погромы, самоубийства, оргии. Сходство этих текстов напоминает мне страницы школьного учебника по геометрии с однотипными примерами. Сходство это определённо не может быть случайным. Западный человек начал решать какую-то важную для него лично мировоззренческую задачу.

Какую?

Можно вдаться в конспирологию и предположить, что некая мировая закулиса руками режиссеров Феррары и фон Триера (что само по себе довольно фантастично) приготавливает человеческое сознание к масштабному катаклизму.

Можно пойти с социологических позиций и предположить, что это культурная реакция на изменяющуюся социальную обстановку на западе - кризис общества потребления, воспринимаемый как условный конец света.

Мое объяснение намного неприятнее.

Ранее жанр апокалипсиса также был популярен. Но в каждом фильме присутствовал герой-спаситель и сопутствующая ему надежда на продолжение жизни человечества и цивилизации. Даже после смерти главного героя - жизнь продолжается, остается память о нём, плоды его жизни, друзья, дети. Остается мир, в котором цветут цветы, растут деревья и - рождаются новые дети.

В новой же традиции - надежда исчезает полностью, после катастрофы не остается ничего.

На мой взгляд, причина такой резкой перемены заключается в неизбежно вытекающей из секуляризации и либерализма утрате Западом христианской веры, которая давала человеку надежду на преодоление смерти, утрате героической идеи, которая меряет человека совершённым, а не потребляемым: совершённое остается - даже после того, как процесс потребления прекращается вместе с остановкой дыхания и сердцебиения.

Западный отторженный от веры (любой веры) человек, воспитанный в идеологии потребления, не может рассмотреть ничего за пределами своего собственного существования. Его смерть означает для него одновременную вселенскую катастрофу - уничтожение всего мира. Именно отсюда - и жанр.

Поскольку воспитан человек именно в обществе потребления, а следовательно, возлюбил себя как Бога и поклоняется себе, то он лишен того, чем защищались от страха смерти его верующие предки - любви к Богу, к стране, к народу, к жене. Все вышеперечисленное в его сознании - не объект любви, а среда обитания или объекты потребления. И, следовательно, никакого самостоятельного смысла не имеют и не дают.

Для современного западного секулярного человека он сам и окружающие его люди - временно живые мертвецы. Это общество будущих мёртвых. Это те, кто временно шевелится, а потом навсегда перестанет. Все эти люди - сограждане Абсолютного Ничто. Это вопиющая и плачущая о себе пустота.

Единственное, что утешает современного европейского человека - только относительно большая продолжительность жизни - это благополучное "не сейчас". И наркотик потребления, который в виду глобального кризиса заметно снизил свое воздействие. Фильмы этого жанра анализируют как раз тот момент, когда у зрителя отнимается его страусиное "не сейчас", и спрашивают: "А если сейчас, то что?"

В результате ответ выглядит в точности как обычная человеческая жизнь, только в крайнем и концентрированном варианте. Временно живые мертвецы внезапно начинают беспричинно совокупляться, пить, красть, убивать, грабить и мародерствовать, плакать и кончать жизнь самоубийством - то есть делать все то же самое, что делали раньше (или хотели сделать), но быстро и суетно, словно обжора, запихивающий в рот куски, давящийся, обжигающийся, перемазывающийся - только потому, что обеденное время подошло к концу.

Эти фильмы безнадёжны и плаксивы именно потому, что безнадежно секулярное мировоззрение, а персонажи трахаются, грабят и убивают себя именно потому, что секс, потребление и самоубийство - единственные ответы, которое секулярная гуманистическая европейская цивилизация припасла на такой случай.

Собственно, это и есть ответ на вопрос "Что такое вера?"

Вера - это страстная, могучая, пылкая надежда на победу над смертью. Страстная надежда на то, что мы не прекратимся, и любовь наша не потухнет, а спасет нас и даст нам вечную жизнь - не для того, чтобы ходить вечно в белых туниках и играть на арфах, а для того чтобы творить еще больше, соучаствуя в том, что Христос назвал "се творю всё новое".

Что же касается теперь уже не их, а нас, - то я не вижу никакого другого способа не погружаться в слизь саможаления и созерцания наступающего ужаса небытия, кроме как любить жизнь с такой силой и полнотой, чтобы не оставалось места для страха смерти.

Каждый день просыпаться и засыпать с одной и той же молитвой о том, чтобы Бог помог тебе быть таким каким он тебя задумал, а не как попало. Так сильно любить друг друга, своих жен, мужей, детей, народ и Родину, чтобы на страх не оставалась пространства в сердце и времени.

И, если уж на то пошло и Апокалипсис наступит, - встретим его вместе. Как и полагается братьям, как и полагается народу, которым мы и являемся.

На миру и смерть красна.

А с вами мне ничего не страшно.


[www.odnako.org]


(tu): wolkwww, Сербедар из Себзевара

Перейти: <>
Опции: ОтветитьЦитировать

Тема Написано Дата
Жизнь будущих мертвецов. О разнице между их апокалипсисом...(tu)(tu) Али Бей 28.07.2012 18:53
Отв: разница между их и нашим(tu)(tu)(tu)(tu)(tu) Pirx 28.07.2012 19:25
Новопарадигмальненько! (-) wolkwww 28.07.2012 19:34
Отв: разница между их и нашим АнТюр 28.07.2012 19:56
Отв: разница между их и нашим ilyas xan 28.07.2012 20:30
Отв: разница между их и нашим АнТюр 28.07.2012 20:36
Отв: разница между их и нашим Pirx 28.07.2012 21:12
Отв: разница между их и нашим ilyas xan 29.07.2012 01:48
Отв: разница между их и нашим Али Бей 28.07.2012 22:14
Отв: разница между их и нашим иногда 29.07.2012 02:39
Еврейский расизм глазами раввина Али Бей 29.07.2012 12:36
Отв: разница между их и нашим(tu)(tu)(tu) Али Бей 30.07.2012 20:32
Отв: Жизнь будущих мертвецов. О разнице между их апокалип... АнТюр 28.07.2012 19:53
тяну руку(tu) SalvadoR 28.07.2012 22:12
"Союз пяти". 1933г. Изюм 28.07.2012 22:49
М.Дорфман. В Пекине уже наступил конец света(tu)(td)(td) Али Бей 29.07.2012 13:21
Китай разный, а Пекин - город контрастов. АнТюр 29.07.2012 13:58
Научитесь хоть Бербер 29.07.2012 22:15
Отв: Научитесь хоть Али Бей 29.07.2012 22:41
Не обращайте внимания mrtwin 30.07.2012 02:58
А если слегка удариться в конспирологию? Виктор 30.07.2012 13:58
Отв: Уже не конспирология, а суровая реальность Али Бей 30.07.2012 17:01
Отв: Уже не конспирология, а суровая реальность ilyas xan 30.07.2012 17:07
Отв: Уже не конспирология, а суровая реальность Али Бей 30.07.2012 17:19
Умом Россию не понять. Аршином "вашим" не измерить. Да и ...(tu)(td)(td) Али Бей 02.08.2012 21:01
Отв: Умом Россию не понять. Аршином "вашим" не измерить. ... ilyas xan 02.08.2012 22:50
Отв: "Поскреби любого русского..." Владимир Илюшенко 04.08.2012 09:47
Отв: "Поскреби любого русского..." ilyas xan 04.08.2012 15:55
Отв: Умом Россию не понять. Аршином "вашим" не измерить. ... AEG 03.08.2012 06:44
апологетика неуловимого джо Х-ов 03.08.2012 14:08


Ваше имя: 
Ваш email: 
Тема: 
Прикрепить файл
  • Файлы не могут быть больше, чем
  • ещё 20 файлов может быть прикреплено
Smileys
...
(loading smileys)
Незарегистрированный пользователь должен ввести код, чтобы публиковать сообщение. Действителен только последний показанный код.
Введите код:  Картинка
В онлайне

Гости: 55

This forum powered by Phorum.

Large Visitor Globe