edgeways.ru
|
|
О юродах, провокациях и любви к врагам Пользователь: Али Бей (IP-адрес скрыт) Дата: 09, May, 2012 21:58 Несколько цитат из книжки Р.Багдасарова " Мистика русского православия ":
1. Долгое время считали юродство чем-то вроде стихийным, не поддающимся системному анализу. Однако внимательное изучение житий подвижников, а также информация, собранная этнографами за последние годы, опровергает это положение. Как правило, к юродству обращаются иноки (инокини) уже преуспевшие в классической аскезе. Строгий пост, неукоснительное вычитывание суточных правил, посещение храмовой службы, участие в церковных таинствах, сосредоточенность на Иисусовой Молитве, обычные виды воздержаний и послушаний их уже не удовлетворяют..... Ведь юрод - отнюдь не "тихий помешанный", а агрессор, неутомимый провокатор, вызвающий у окружащих всё новые вспышки гнева, ужаса, омерзения, злорадства и т.п. " Я знаю, сказал один восточный святой, - что такие вещи многим кажутся безумием и вводят в прискорбный смех, но для меня они полезны". А Симеон Эмесский покинул пустыню именно потому, что "ни от кого не получал мзды". Как собирали свою "мзду" юродивые, хорошо видно по житию Андрея Царьградского, славянина, кстати: " Весь день он проводил в гуще толпы, бегая, прикидываясь пьяным, толкаясь и получая тумаки, крутясь под ногами прохожих. Иные его колотили, иные лягали, иные били палкой по голове, другие таскали его за волосы, давали подзатыльники или кидали оземь, связав ноги, волочили по улицам. Все его ненавидели, а городские мальчишки мазали углём лицо ". Андрей же, как и его собрат Леонтий из Струмницы 12 в. " не обращал на них внимания, подсчитывая себе тихонько, какую выгоду он извлекает для себя из этого занятия". 2. Провоцирование негативной реакции - характернейшая черта юродства. Сколько ни пытайся найти ей объяснение в чисто-христианских источниках, будешь натыкаться только на туманные намёки. Дело меняется, если обратиться к индуистской практике пашупатас. " Мудрец должен искать бесчестья, словно амброзию. Унижение должно рассматриваться как увенчание. Надо навлекать его на себя. Пусть о мудреце говоря:" Он изгой, он безумец, он лунатик, он дурак." Пусть он будет похож на нищего, пусть его тело будет покрыто калом, пусть у него будут неостриженные борода, ногти и волосы, пусть он не заботится о теле. Хороши войти в деревню и притвориться спящим и храпеть....Люди будут смеяться над праведником и вся хорошая карма, которая у них есть перейдёт к нему, а вся плохая от него - к ним..." 3. Утилизация отрицательных эмоций - одно из главных правил православного аскетизма. Юродивые в частности, никогда не пытались просто избавиться от негатива (личного прежде всего) - они извлекали из него пользу. Но в духовном развитии неизбежна фаза, когда негативные залежи собственной "ветхой" личности оказываются исчерпанными, а "новая" (над созданием которой работает аскет) ещё не окрепла. Откуда тогда брать "стройматериал"? Ибо промедление на духовном пути смерти подобно. Вот и приходят на выручку ближние и дальние. Та же методика прослеживается в суфийском ордене маламатийа, что переводится как "достойные поношения". Согласно персидскому автору 11 в. Али бе Усман ал-Худжвири, "обвинение со стороны людей - это пища друзей Бога, залог Божьего одобрения". 4. Не будем торопиться и предъявлять юродивым упрёк в цинизме(хотя греческие киники безусловно приложили руку к их родословной). Всё-таки Христос заповедал ученикам "любить врагов" и "благословлять проклинающего". "Попользовавшись" ничего не подозревающими гражданами, блаженные всегда за них молились. Так, александрийский юрод Виталий просил Бога, чтобы после своей смерти явиться некоторым во сне и ободрить их, и чтобы не засчитывалось в грех, что кто-то из-за него оказался соблазнённым. Правда, Виталий же высказывал и другое мнение: желающий соблазниться - соблазнится в любом случае. Так или иначе, а знаменитую фразу Иисуса "любите врагов ваших" трудно по-настоящему понять, если забыть о практике "утилизации". Ведь в противном случае она превращается в мазохистский сентимент, а Христа трудно назвать сентиментальным...." Р.В.Багдасаров, "Мистика русского православия", 2011 А если перекинуть мостик в наши дни?... Что-то мне это напоминает... |